Предупреждение №ВА/3186/24 Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МУП «СКХ» является Адм... от 29 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 070/01/15-514/2024 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также – Томское УФАС России) в рамках реализации полномочий антимонопольного органа, установленных статьей 23 Федерального закона № 135- ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в ходе исполнения поручения ФАС России от 03.11.2023 исх.№ СП/92171-ПР/23 в действиях Администрации Корниловского сельского поселения при создании муниципального унитарного предприятия Корниловского сельского поселения Томского района Томской области «Служба коммунального хозяйства» (далее — МУП «СКХ») (ИНН 7000016194) установлено следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 485-ФЗ) установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Указанные изменения вступили в законную силу и действуют с 08.01.2020. В соответствии с ч. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев: 1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материальнотехническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации; 3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий; 4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; 6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации; 7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации. В соответствии с ч. 2 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

Таким образом, с 08.01.2020 законодателем введен запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением вышеперечисленных случаев. Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025.

Томским УФАС России установлено, что МУП «СКХ» (ИНН 7000016194) зарегистрировано 17 апреля 2024 года по адресу: 634538, Томская область, м.р-н Томский, с.п. Корниловское, с. Корнилово, ул. Рыкуна, д. 23а, помещ. 2003. Согласно п. 2.1 устава МУП «СКХ» целями создания является: - удовлетворение общественных потребностей в результате выполнения работ и оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению для всех групп потребителей, и получение прибыли.

Согласно п. 2.2 устава МУП «СКХ» для достижения целей указанных в п. 2.1 предприятие может осуществлять следующие виды деятельности: - выполнение работ и оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению для всех групп потребителей; - эксплуатация, техническое обслуживание (ремонт) внешних и внутренних систем теплоснабжения; - эксплуатация, техническое обслуживание (ремонт) внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения; - выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; - эксплуатация коммунальной техники; - бытовое обслуживание населения; - иные виды деятельности, не противоречащие целям создания предприятия и действующему законодательству. Согласно сведениям ЕГРЮЛ, МУП «СКХ» (ИНН 7000016194) осуществляет следующие виды деятельности: - производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (35.30 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) — основной вид деятельности; - производство сборных строительных конструкций из бетона, цемента и искусственного камня (23.61.2 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - забор, очистка и распределение воды (36.00 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - сбор и обработка сточных вод (37.00 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - строительство автомобильных дорог и автомагистралей (42.11 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - производство земляных работ (43.12.3 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (81.29.9 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

На основании положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, а также услуги по передаче тепловой энергии. Положениями статьи 10 Закона о естественных монополиях установлено, что орган регулирования естественных монополий (ФАС России) формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий (далее – Реестр), в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Реестр носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих хозяйствующих субъектов о включении либо исключении их из указанного реестра. МУП «СКХ» (ИНН 7000016194) в Реестре отсутствует. Вместе с тем, отсутствие хозяйствующего субъекта в указанном реестре не свидетельствует об отсутствии у него статуса естественной монополии. Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления двух критериев (далее – критерии принадлежности к субъектам естественных монополий): 1) наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях; 2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях. Таким образом, Томским УФАС России установлено, что МУП «СКХ» согласно уставу и сведениям из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность, относящуюся к сфере естественных монополий (водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, а также услуги по передаче тепловой энергии), однако помимо этого МУП «СКХ» осуществляет иные виды деятельности, не подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции. Положениями ст. 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе. Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1). 

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с п. 11 запрещается: непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 34 постановления от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках. Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 — 3 статьи 15 Закона, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МУП «СКХ» является Администрация Корниловского сельского поселения. Администрация Корниловского сельского поселения создало и зарегистрировало МУП «СКХ», включив в ЕГРЮЛ и учредительные документы унитарного предприятия виды деятельности, не попадающие под исключения, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Ввиду изложенного имеются основания для выдачи Администрации Корниловского сельского поселения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Томское УФАС России предупреждает Корниловского сельского поселения о необходимости принятия мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 01.07.2024 необходимо: - привести учредительные документы МУП «СКХ» (ИНН 7000016194) в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного п. 3 ч. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции; - внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц путем исключения видов деятельности, не подпадающих под п. 3 ч. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции. О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны