Решение б/н жалоба признана необоснованной от 18 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО «ЧОФ «ВОИН»

Томск ул. Кузнечный взвоз 14-3

chofvoin@mail.ru

Заказчику (Организатору):

ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»

634003 Томск пл. Соляная д. 2

zakupki@tsuab.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-162/2020

13 ноября 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- Ш, руководителя управления;

членов комиссии:

- У, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- Н, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-162/2020, возбужденное по жалобе ООО «ЧОФ «ВОИН» (вх. № 7670 от 05.11.2020 г.) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» ИНН 7020000080 ОГРН 1027000882886 при проведении закупки конкурентный отбор «Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка» (извещение ЕИС № 32009635813), при участии представителей: Заявителя – С. по доверенности № 09/03 от 01.09.2020 г., Заказчика – Г. по доверенности № 3133-01-5 от 11.11.2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

ООО «ЧОФ «ВОИН» (далее – Заявитель) подало в Томское УФАС России жалобу (вх. № 7375 от 22.10.2020 г.) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» ИНН 7020000080 ОГРН 1027000882886 (далее – Заказчик) при проведении закупки конкурентный отбор «Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка» (извещение ЕИС № 32009635813).

По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

  1. В п. 20 раздела 3 информационной карты конкурентного отбора заказчиком, по мнению заявителя, установлены неизмеряемые требования, так как участнику закупки невозможно самостоятельно рассчитать свой рейтинг по нестоимостному критерию в соответствии с представленной заказчиком формулой, что влечёт за собой невозможность формирования участником закупки цены договора;
  2. В пп. 3.3.8. п. 3 Технического задания указано, что исполнитель обязан обеспечить прибытие на объект группы быстрого реагирования. Частная охранная деятельность подлежит лицензированию, тогда как деятельность по предоставлению услуг ГБР не требует лицензирования. Действия заказчика по объединению в один лот закупки по охране объекта лицом, имеющим правовой статус частного охранника и путём вызова группы быстрого реагирования приведут к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов, которые могут участвовать в закупке;
  3. Объект закупки – «Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка» - не предусмотрен Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об охранной деятельности). Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности предусмотрена Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», эту деятельность не может осуществлять частный охранник.

Более подробно доводы заявителя изложены в жалобе. Заявитель утверждает, что указанные нарушения необоснованно ограничивают конкуренцию, просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить допущенные нарушения.

В заседании Комиссии представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнительно пояснив, что для расчёта рейтинга по критериям «Квалификация участника» и «Качество услуг» необходимо знать предложения других участников закупки, в связи с чем участник не может сформировать конкурентное ценовое предложение. На качество услуг не влияет количество сотрудников в штате и количество единиц техники. Услуга по выезду группы быстрого реагирования не входит в перечень услуг, установленный Законом об охранной деятельности, которые предоставляются в целях охраны, лицензированию не подлежит. Объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых услуг ограничивает круг потенциальных участников закупки. Заказчик возлагает на исполнителя обязательства, которые могут быть исполнены только лицами, имеющими статус работника правоохранительных органов, а именно охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, предоставил письменный отзыв на жалобу, в заседании комиссии пояснив следующее. Показатели оценки участников закупки по критериям «Квалификация участника» и «Качество услуг» имеют числовые выражения – значение показателя измеряется предложенным участником закупки количеством квалифицированных сотрудников, сотрудников, прошедших повышение квалификации и транспортных средств, используемых для выезда групп быстрого реагирования. Комиссия оценивает участников по указанным критериям на основании предоставленной информации. Предоставление услуги по выезду группы быстрого реагирования связано с предметом закупки, для заказчика нецелесообразно. Наименование закупки «Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка», в п. 1.1. проекта договора конкретизированы виды оказываемых исполнителем услуг. Фактически заявитель подменяет понятия «охрана общественного порядка» и «обеспечение общественного порядка». Заказчик не требует, чтобы исполнитель осуществлял охрану общественного порядка. Здания заказчика относятся к сооружениям общественного назначения, предмет закупки включает в себя «обеспечение общественного порядка», что соответствует услуге по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, указанной в Законе об охранной деятельности. На основании изложенного, а также письменных пояснений по жалобе, заказчик просил признать жалобу неорбоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ и услуг.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

По первому доводу жалобы:

Согласно п. 20 Информационной карты Комиссия по осуществлению закупок будет оценивать заявки в соответствии со следующими критериями и их значениями:

- цена договора – оценивается значение цены договора, предложенное участником закупки;

- Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) - рейтинг по критерию определяется сложением рейтингов, присужденных по показателям «обеспеченность участника закупки квалифицированными кадрами» и «обеспеченность участника закупки квалифицированными кадрами, прошедшими обучение по программе профессиональной переподготовки «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». По показателю «Обеспеченность участника закупки квалифицированными кадрами» оценивается наибольшее количество сотрудников (охранников) участника конкурентного отбора, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении договора, а именно: сотрудники охраны, состоящие в штате участника закупки, имеющие удостоверение частного охранника и личную карточку. Подтверждается списком (по форме таблицы 2 предложения участника закупки о квалификации) с указанием сведений о количестве квалифицированного персонала в организации участника конкурентного отбора, привлекаемого для оказания услуг по предмету конкурентного отбора, с приложением выписки из штатного расписания, копий подтверждающих документов на каждого сотрудника, а именно действующего удостоверения частного охранника с указанием сведений о присвоении квалификации частного охранника (4 разряд и выше) и личной карточки охранника. Максимальное значение по показателю присваивается участнику закупки, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве квалифицированных сотрудников. По показателю «Обеспеченность участника закупки квалифицированными кадрами, прошедшими обучение по программе профессиональной переподготовки «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» оценивается наибольшее количество сотрудников (охранников) участника конкурентного отбора, из списка сотрудников участника конкурентного отбора, состоящих в штате, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении договора, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Подтверждается списком (по форме таблицы 4 предложения участника закупки о квалификации) с указанием сведений о количестве таких сотрудников, с приложением копии подтверждающего документа на каждого сотрудника (соответствующего удостоверения или свидетельства, подтверждающего прохождение обучения (повышение квалификации)). Максимальное значение по показателю присваивается участнику закупки, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве квалифицированных кадров, состоящих в штате и прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».

- качество услуг - для получения рейтинга заявок по критерию «Качество услуг» комиссией по осуществлению закупок будет рассматриваться информация, предоставленная участником в заявке по следующему показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами». По показателю оценивается наибольшее количество транспортных средств участника конкурентного отбора, используемых для выезда групп ГБР, имеющих специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки. Подтверждается списком транспортных средств и копиями договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств (по форме таблицы 2 предложения участника закупки о качестве услуг) с приложением копий договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств (с приложением актов приема-передачи транспортных средств) или копиями паспортов транспортных средств, а также копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на транспортных средствах. Максимальное значение по показателю присваивается участнику закупки, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве транспортных средств, используемых для выезда групп ГБР, имеющих специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел.

Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В рассматриваемом случае рейтинг заявок по критериям «Квалификация участника» и «Качество услуг» определяется заказчиком не произвольно, а исходя из предоставленной участником закупки информации о численности сотрудников участника закупки, численности сотрудников, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки, численности транспортных средств, используемых участником для выезда ГБР. Таким образом, указанные критерии имеют числовое выражение, носят измеряемый характер и рейтинг по критериям возможно установить объективно исходя из предоставленной участником закупки информации. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации (п. 14 Информационной карты).

Исходя из изложенного, Комиссия Томского УФАС России отклоняет довод заявителя о том, что заказчиком установлены неизмеряемые требования к участникам закупки, как не нашедший своего подтверждения.

Для оценки заявки по показателю «Обеспеченность участника закупки квалифицированными кадрами» используется формула:

КБi = (Кi / Кmax) × МКБ,

где

КБi – количество баллов по показателю;

Кi – предложение участника, которое оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;

МКБ - максимальное количество баллов по показателю.

Для оценки заявки по показателю Обеспеченность участника закупки квалифицированными кадрами, прошедшими обучение по программе профессиональной переподготовки «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» используется формула:

ОБi = (Оi / Оmax) × МКБ,

где

ОБi – количество баллов по показателю;

Оi – предложение участника, которое оценивается;

Оmax – максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;

МКБ - максимальное количество баллов по показателю.

Для оценки заявки по показателю «Обеспеченность участника конкурентного отбора материально-техническими ресурсами» определяется по формуле:

ТБi = (Оi / Оmax) × МКБ,

где

ТБi – количество баллов по показателю;

Тi – предложение участника, которое оценивается;

Тmax – максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;

МКБ - максимальное количество баллов по показателю.

Таким образом, рассчитать количество баллов по показателю для заявки участника возможно лишь в том случае, если известны все предложения по показателям оценки, поступившие от участников закупки. Однако это не противоречит действующему законодательству, Положению о закупках заказчика, так как расчёт рейтинга заявок возлагается на закупочную комиссию заказчика, а закон не требует от заказчика использовать при подсчёте рейтинга какую-либо определённую формулу.

По второму доводу жалобы:

Согласно п. 3 Информационной карты предметом закупки являются услуги по обеспечению охраны и общественного порядка в учебных корпусах, общежитиях и на территории ТГАСУ в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к проекту Договора) (раздел 4 «Техническое задание» документации о конкурентном отборе), другими условиями, указанными в проекте Договора (раздел 6 документации о конкурентном отборе).

Согласно п. 13 Информационной карты участник конкурентного отбора должен обладать действующей лицензией на осуществление частной охранной деятельности.

Таким образом, предметом закупки являются услуги, подлежащие лицензированию.

Согласно п. 3.3.8. Технического задания Исполнитель обязан обеспечивать прибытие на объект (территорию) группы быстрого реагирования (далее - ГБР) Исполнителя, оснащенной сертифицированным в установленном порядке гражданским оружием и (или) специальными средствами в течение 10 (десяти) минут с момента получения сигнала вызова с охраняемого объекта.

Объединение в один лот товаров, работ, услуг возможно, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны и такое объединение не влечёт ограничения количества потенциальных участников закупки.

Административное обжалование должно быть направлено на восстановление нарушенного права и не может иметь абстрактный характер. Заявитель не указывает на то, что его права могут быть нарушены при таком формировании лота.

Комиссия Томского УФАС России делает вывод о том, что услуги, являющиеся предметом закупки и услуга по обеспечению прибытия ГБР являются технологически и функционально взаимосвязанными, в связи с чем довод заявителя отклоняется.

По третьему доводу жалобы:

Согласно абз. 2 ст. 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Предметом закупки является «оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка», более подробно оказываемые услуги раскрыты в Техническом задании и проекте договора. Исходя из закупочной документации, заказчик не возлагает на исполнителя обязанность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России отклоняет довод заявителя как не нашедший своего подтверждения.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия делает вывод о том, что ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» ИНН 7020000080 ОГРН 1027000882886 при проведении закупки конкурентный отбор «Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка» (извещение ЕИС № 32009635813) руководствовалось требованиями действующего законодательства, Положения о закупках заказчика.

На основании изложенного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЧОФ «ВОИН» (вх. № 7670 от 05.11.2020 г.) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» ИНН 7020000080 ОГРН 1027000882886 при проведении закупки конкурентный отбор «Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка» (извещение ЕИС № 32009635813) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии Ш.

Члены Комиссии: Н. У.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны