Решение б/н Решение по делу №070/07/3.2-847/2022 от 25 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Индивидуальный предприниматель

Анненкова Виктория Сергеевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 г. Томска

адрес: 634031, г. Томск, ул, Демьяна Бедного, д, 4

телефон: +8 (3822) 633589

e-mail: kly@torgi44.ru

ООО «Торги44.ру»

656056, Алтайский край, г. Барнаул, а/я 4547

zakup@torgi44.pro

РТС-тендер

e-mail: ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3.2-847/2022

21.11.2022 г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя:

- руководителя Управления;

членов комиссии:

 

- главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев посредством ВКС дело № 070/07/3.2-847/2022, возбужденное по жалобе ИП Анненковой В.С. (вх. 8673-ЭП/22 от 14.11.2022) (далее - Заявитель) на действия закупочной комиссии МАОУ СОШ № 46 г. Томска (далее – закупочная комиссия), МАОУ СОШ № 46 г. Томска (далее - Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение №32211743089), опубликованного в Единой информационной системе (http://www.zakupki.gov.ru),

при участии представителя Заказчика – Гришановой Ю.Ю. (доверенность №3 от 14.11.2022), без участия представителя Заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх.№8888-ЭП/22 от 21.11.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

14.11.2022 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия Заказчика при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика, неправомерно отказавшей Заявителю в допуске к участию в аукционе; действиями Заказчика, установившего в документации о проведении аукциона требования к значению характеристик, влекущие за собой ограничение допуска к участию в аукционе и свидетельствующие о нарушении принципов, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ, Закон о закупках).

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме № 32211743089, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 06.10.2022.

Дата начала срока подачи заявок:

06.10.2022 00:00 (МСК+3)

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика):

24.10.2022 07:00 (МСК+3)

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

28.09.2022 Заказчиком размещено Положение о правилах закупки товаров, работ, услуг муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 46 г. Томска утверждённое наблюдательным советом МАОУ СОШ № 46 г. Томска (протокол № 3 от 24.12.2013 г.), версия 15 от 28.09.2022 (далее - Положение).

В силу части 10 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 73 Положения участник аукциона подает заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями частей 10-11 статьи 3.2, части 11 статьи 3.3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Пунктом 74 Положения установлено, что заявка на участие в аукционе состоит из двух частей.

В соответствии пунктом 75 Положения первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

1.1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) в случае включения в документацию об аукционе проектной документации;

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.

Пунктом 75.1 Положения установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе может содержать дополнительно эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.

В соответствии с пунктом 76 Положения установлено, что участник аукциона несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии подпунктом 11.1 пункта 11 раздела IV Документации о проведении аукциона на поставку мебели (с выполнением монтажных работ) в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образования» (далее – Документация), закупочная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащие информацию, предусмотренную подпунктом 6.1.1. пункта 6 раздела III настоящей документации, на соответствие требованиям, установленным настоящей документацией в отношении закупаемых товаров.

В подпункте 11.3 пункта 11 раздела IV Документации указано, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, закупочная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу № 2525920-1 заседания единой закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства закупочная комиссия приняла решение о несоответствии заявки № 4 (ИП Анненкова В.С.) требованиям, установленным в документации о проведении аукциона в электронной форме по следующим основаниям:

«участник закупки № 4 указал недостоверные сведения о поставляемом товаре: в пункте 42 информации о предлагаемом товаре согласия участника указаны следующие габаритные размеры: габаритные размеры (ДхШхВ): 800х500х760 мм, габаритные размеры столешницы (ДхШ): 800х500 мм, габаритные размеры панели (ДхВ): 1117,9х499,9. Длина стола 800 мм, ширина стола 500 мм, длина панели 1117,9, что свидетельствует о недостоверности сведений о товаре, а именно: длина панели не может быть больше габаритного размера стола и столешницы».

Заявителя в жалобе указал, что считает данное решение закупочной комиссии Заказчика необоснованным по следующим основаниям.

Позиция №42 (стол приставной) технического задания (приложение к извещению) содержит следующее значение характеристики «Габаритные размеры панели (ДхВ)»:

Габаритные размеры панели (ДхВ)

менее 1118х500 мм

максимальное значение

В заявке на участие в аукционе ИП Анненковой В.С. по данной характеристике было предложено следующее значение:

Габаритные размеры панели (ДхВ)

1117,9х499,9 мм

максимальное значение

В связи с чем Заявитель считает, что указанные в протоколе № 2525920-1 основания отказа в допуске к участию в аукционе не обоснованы, поскольку в заявке были указаны показатели в рамках возможных параметров технического задания, указанных Заказчиком, а именно, габаритные размеры панели «не менее 1118х500 мм», что и было представлено участником.

Из письменных пояснений Заказчика, представленных к заседанию Комиссии, следует, что согласно указанным в пункте 42 Технического задания характеристикам стола приставного, а именно крепление панели передней: «панель крепиться между стенками боковыми с помощью винтов-конфирматов и шкантов», панель с габаритными размерами указанными в заявке участника №3 «Габаритные размеры панели (ДхВ): 1117,9х499,9 мм», не сможет поместиться между боковыми панелями так, чтобы габаритные размеры стола оставались (ДхШхВ): 800х500х760 мм.

К указанному доводу Заказчик представил схематичный рисунок, на котором отображено, что максимальное значение длины панели передней не может превышать 756 мм. Длина стола 800 мм, две боковые панели с толщиной ЛДСП 22 мм, то есть между двумя боковыми панелями максимальная длина может составлять 756 мм.

Следовательно, стол, предложенный участником не представляется возможным собрать с вышеуказанным порядком крепления передней панели.

Комиссия не может согласиться с выводами закупочной комиссии, поскольку описание поставляемого товара в заявке ИП Анненковой В.С. по каждому из показателей позиции №42 соответствовали значениям, установленным Заказчиком в документации. Отклонение заявки Заявителя закупочной комиссией Заказчика является необоснованным, что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией Заказчика части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Указанное произошло вследствие следующего.

Комиссией Томского УФАС ранее рассматривалась жалоба иного участника рассматриваемой закупки на аналогичные действия Заказчика и закупочной комиссии Заказчика (дело №070/07/3-813/2022).

На заседании Комиссии по рассмотрению настоящей жалобы, представитель Заказчика поддержала доводы, изложенные в ходе заседания Комиссии по делу №070/07/3-813/2022.

Из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии по делу №070/07/3-813/2022 можно сделать вывод о том, что значение данной характеристики было установлено таким образом, чтобы оградить от участия в закупке участников, машинально заполняющих сведения о поставляемом товаре, с целью недопущения ненадлежащего исполнения контракта в последующем.

По мнению Комиссии, отсутствие инструкции по заполнению заявки влечет ограничение доступа к участию в закупке, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в аукционе.

Кроме того, Заказчик не пояснил, каким образом несистемное (хаотичное) отражение в документации значений показателей отвечает объективным потребностям Заказчика в закупаемых товарах.

Указанное свидетельствует о сознательном установлении Заказчиком в документации о проведении закупки «формализованных ловушек». Упомянутые ловушки призваны «сработать избирательно» и по формальным основаниям не допустить неугодного участника к участию в закупке.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что намеренное указание завышенных значений показателей закупаемого товара по определенным позициям технического задание вводит в заблуждение участников закупки, исходящих при формировании своей заявки из значений показателей, установленных Заказчиком в Документации.

Данный подход не отвечает правовому режиму, который установлен Законом о закупках, в то время как действия Заказчика в настоящем случае направлены на введение в заблуждение участников закупки и ограничение их количества.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Поскольку Комиссией Томского УФАС России по результатам рассмотрения дела №070/07/3-813/2022 уже было выдано предписание об устранении аналогичных нарушений в рамках закупки №32211743089, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Анненковой В.С. на действия закупочной комиссии МАОУ СОШ № 46 г. Томска, Заказчика при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

4. Предписание не выдавать.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны