Решение б/н 070/01/11-97/2021 от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Томск                                                                               № 070/01/11-97/2021

 

Резолютивная часть оглашена 23 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии – А.Ф. Абдурахманова, заместителя руководителя управления,

Членов комиссии: Е.П. Фоминых – начальника отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений, М.А. Безбородовой – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений,

рассмотрела дело № 070/01/11-97/2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Томскавтоэкспресс" (634012, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, д. 70, ОГРН: 1047000162330, дата присвоения ОГРН: 15.07.2004, ИНН: 7017098420, КПП: 701701001, директор: М), Обществом с ограниченной ответственностью "Авто предприятие Межобластное" (634012, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, д. 70, ОГРН: 1037000139285, Дата присвоения ОГРН: 29.07.2003, ИНН: 7017076466, КПП: 701701001, заместитель директора: Р), Обществом с ограниченной ответственностью "ВЛЮМАК" (630068, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Березовая, 3, 185, ОГРН: 1055473044252, дата присвоения ОГРН: 07.04.2005, ИНН: 5409226831, КПП: 540901001, директор: Ро.), Обществом с ограниченной ответственностью "Транспортная фирма "Движение-2000" (634059,  Томская область, г. Томск, ул. Макарова, дом 44, ОГРН: 1027000852845, дата присвоения ОГРН: 25.07.2002, ИНН: 7017056639, КПП: 701701001, директор: К), Междуреченским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кузбасса (652870, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, тер. 110 подстанция, д. 0, ОГРН: 1034214004110, дата присвоения ОГРН: 23.06.2003, ИНН: 4214019817, КПП: 421401001, директор: Г), Обществом с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967 - городские перевозки" (660048, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 53А, ОГРН: 1022401786043, дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 2460043381, КПП: 246001001, директор: С), Обществом с ограниченной ответственностью "ФОРМУЛА" (654004, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. 375 км (Куйбышевский р-н), б. 32, ОГРН: 1074220000458, дата присвоения ОГРН: 14.02.2007, ИНН: 4220033048, КПП: 422001001, директор: М) пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей ответчиков ООО «Авто предприятие Межобластное» П. (доверенность), ООО «Автоколонна 1967-Городские перевозки» К. (доверенность), представитель заявителя АО «Томскавтотранс» М. (доверенность ), представителя лица, располагающего сведениями, президента Ассоциации автотранспортных предприятий и предпринимателей «Томский автотранспортный союз» Б.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступило заявление АО «Томскавтотранс» (вх. № 3199 от 29.04.2021) о возможном нарушении антимонопольного законодательства ООО «АП Межобластное», ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «ВЛЮМАК», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», Междуреченское ГП АТП Кемеровской области, ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки», ООО «Формула».

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

АО «Томскавтотранс» (ИНН: 7017134936) является владельцем объекта транспортной инфраструктуры – Автовокзал г. Томска (г. Томск, пр. Кирова, 68).

Автовокзал г. Томска включен в качестве начального остановочного пункта в путь следования по ряду маршрутов регулярных перевозок, а именно:

№ маршрута

Наименование маршрута

Наименование перевозчика

598

г. Томск – г. Новосибирск

ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «ВЛЮМАК»

599

г. Томск – Аэропорт Толмачево

ООО «АП Межобластное», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000»

601

г. Томск – Яровое

ООО «Томскавтоэкспресс»

641

г. Томск – г. Барнаул

ООО «АП Межобластное»

643

г. Томск – г. Барнаул

ООО «АП Межобластное»

645

г. Томск – г. Красноярск

ООО «АП Межобластное», ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки»

670

г. Междуреченск – г. Томск

Междуреченское ГП АТП Кемеровской области

701

г. Новокузнецк – г. Томск

ООО «Формула»

790

г. Томск – г. Кызыл

ООО «АП Межобластное»

На основании Распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра «О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области» с 20 апреля 2020 года было приостановлено автобусное сообщение по перечисленным межрегиональным маршрутам, в связи с чем АО «Томскавтотранс» приостановило оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры, о чем перевозчики были дополнительно уведомлены владельцем Автовокзала г. Томска.

На основании Распоряжения Администрации Томской области от 06.07.2020 № 427-ра «О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра» с 07 июля 2020 года было возобновлено автобусное сообщение по маршрутам регулярных перевозок с обязательным соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, необходимых для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.

С 09 июля 2020 года АО «Томскавтотранс» стали поступать уведомления от хозяйствующих субъектов - перевозчиков об изменении с июля 2020 года и до отмены режима «повышенная готовность» начального (конечного) остановочного пункта по регулярным межрегиональным маршрутам с «Автовокзал г. Томска» на пункт «КДП г. Томск» ООО «Трансавто» (адрес: г. Томск, пр. Кирова, 70, регистрационный номер в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок № 70014,) и изменении количества рейсов.

Так ООО «АП Межобластное» (ИНН: 7017076466) направлены уведомления от 07.07.2020 № 117 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 790   г. Томск – г. Кызыл, № 119 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 645                  г. Томск – г. Красноярск, № 121 об изменении с 08.07.2020 маршрута  № 641                  г. Томск – г. Барнаул, № 123 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 643                    г. Томск – г. Барнаул, № 125 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 599                     г. Томск – Аэропорт Толмачево.

От ООО «Томскавтоэкспресс» (ИНН: 7017098420) направлены уведомления от 07.07.2020 № 159 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 598            г. Томск – г. Новосибирск, № 161 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 601           г. Томск – Яровое.

От ООО «Транспортная фирма «Движение 2000» направлено уведомление от 07.07.2020 № 71 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 599 г. Томск – Аэропорт Толмачево.

От ООО «ВЛЮМАК» направлено уведомление от 10.07.2020 б/н об изменении с 10.07.2020 маршрута № 598 г. Томск – г. Новосибирск.

От ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки» направлено уведомление от 08.07.2020 № 58 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 645                 г. Томск – г. Красноярск.

От ООО «Формула» направлено уведомление от 07.07.2020 № 26 об изменении с 08.07.2020 маршрута № 701 г. Новокузнецк – г. Томск.

От Междуреченское ГП АТП Кемеровской области направлено уведомление от 20.08.2020 № М429 об изменении с 21.08.2020 маршрута                    г. Междуреченск – г. Томск.

Указанные уведомления были также направлены перевозчиками в Министерство транспорта Российской Федерации.

Из ответа Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Сибирское МУГАДН) АО «Томскавтотранс» (от 15.12.2020 № 06/71/5) следует, что по обращению АО «Томскавтотранс» проводилась проверка изменения перевозчиками межрегиональных маршрутов регулярных перевозок. Подтверждены нарушения законодательства Междуреченским ГП АТП Кемеровской области - с 21.08.2020, ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «АП Межобластное», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки» - с 08.07.2020, ООО «ВЛЮМАК» - с 10.07.2020. Установлено, что с учетом восстановления с 07 июля 2020 года регулярного автобусного межрегионального сообщения доводы хозяйствующих субъектов-перевозчиков об изменении маршрутов по причине действующего режима «повышенной готовности» не могут быть приняты во внимание. Контрольным органом также установлено, что осуществление указанными перевозчиками отправления/прибытия выполняемых межрегиональных маршрутов регулярных перевозок от Кассово-диспетчерского пункта (КДП)                  г. Томска (г. Томск, пр. Кирова, 70) и исключение начального/конечного пункта «Автовокзал г. Томска» (г. Томск, пр. Кирова, 68) без внесения в установленном ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ порядке изменений в маршрут является незаконным. Нарушения со стороны указанных перевозчиков подтверждаются: отсутствием внесенных изменений на основании п.п. 1-10 ч. 1 ст. 26 Закона № 220-ФЗ в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в реестре; сведениями ФБУ «Росавтотранс» о наличии рассмотрения заявления Междуреченского ГПАТП Кемеровской области от 19.11.2020; сведениями, представленными Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области о выполняемых с КДП г. Томска межрегиональных маршрутах регулярных перевозок. По указанным обстоятельствам Сибирским МУГАДН в филиал ФБУ «Росавтотранс» в Сибирском федеральном округе г. Новосибирск направлены материалы для решения вопроса о прекращении свидетельств указанных перевозчиков об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, Сибирским МУГАДН установлены нарушения Междуреченским ГП АТП Кемеровской области, ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «АП Межобластное», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки», ООО «ВЛЮМАК» законодательства в области регулярных перевозок в части изменения начального/конечного остановочного пункта межрегиональных маршрутов «Автовокзал г. Томска» на «КДП г. Томска».

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

В указанном Законе № 220-ФЗ закреплены основные определения.

Автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ);

Владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ);

Начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании (п. 10 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 220-ФЗ понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (п. 9 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств (п. 10 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (п. 11 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

Порядок изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок регламентируется ст. 4 Закона № 220-ФЗ.

Так, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 4 Закона № 220-ФЗ).

В срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает указанное заявление в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона, и принимает решение об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута (ч. 5 ст. 4 Закона           № 220-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 7, 8 Закона № 220-ФЗ информацию о принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех дней со дня принятия этого решения размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

Статьей 29.1 Закона № 220-ФЗ предусмотрен порядок изменения маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях.

В случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами (ч. 1 ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, принявшие в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение об изменении маршрута регулярных перевозок или о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, обязаны в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны организовать размещение в остановочных пунктах информации о соответствующем изменении маршрута или прекращении осуществления регулярных перевозок по маршруту, а также об основаниях для принятия такого решения мерами (ч. 2 ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ).

В таком случае положения Закона № 220-ФЗ о том, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре, не применяются.

С 07 июля 2020 года, в том числе на дату направления заявлений ООО «АП Межобластное», ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «ВЛЮМАК», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», Междуреченское ГП АТП Кемеровской области, ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки», ООО «Формула» об изменении начального/конечного остановочного пункта на основании Распоряжения Администрации Томской области от 06.07.2020 № 427-ра «О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра» было возобновлено автобусное сообщение по маршрутам регулярных перевозок с обязательным соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, необходимых для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. Таким образом, основания, предусмотренные ст. 29.1 Закона                № 220-ФЗ, у перевозчиков, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, для изменения маршрута отсутствовали.

Кроме того, учтен факт идентичности содержания уведомлений хозяйствующих субъектов – перевозчиков и относительная синхронность направления уведомлений владельцу остановочного пункта «Автовокзал                        г. Томска».

Уведомления ООО «АП Межобластное», ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», ООО «Формула» направлены 7 июля 2020 года, уведомление ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки» - 8 июля 2020 года, уведомление ООО «ВЛЮМАК» датировано 10 июля 2020 года.

Междуреченское ГП АТП Кемеровской области направило уведомление от 20.08.2020 № М429 об изменении с 21.08.2020 маршрута г. Междуреченск – г. Томск в связи с тем, что на территории Кемеровской области по 18 августа 2020 была отменены реализация проездных билетов на все рейсы по межрегиональным маршрутам.

При этом, как следует из ответа Сибирского МУГАДН АО «Томскавтотранс» от 15.12.2020 № 06/71/5, ООО «АП Межобластное», ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», ООО «Формула», ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки», ООО «ВЛЮМАК» заявления об изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок в уполномоченные органы не направляли, а заявление Междуреченского ГП АТП Кемеровской области поступило в ФБУ «Росавтотранс» 19.11.2020.

Указанные перевозчики осуществляют регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении (Код по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2): 49.39.11), соответственно, являются между собой конкурентами на товарном рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами в междугородном сообщении.

В изложенных выше действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, по согласованному синхронному изменению маршрутов межрегиональных перевозок, повлекшему исключение начального/конечного остановочного пункта маршрута «Автовокзал г. Томска», содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) признаками ограничения конкуренции являются:

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона № 135-ФЗ под соглашением - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

При рассмотрении обращения АО «Томскавтотранс» установлены следующие взаимосвязи.

Юридические адреса ООО «Томскавтоэкспресс» и ООО «АП Межобластное» -  г. Томск, пр. Кирова, д. 70, - это адрес остановочного пункта «КДП г. Томска».

Руководителем ООО «Томскавтоэкспресс» и ООО «Трансавто» (владелец  остановочного пункта «КДП г. Томска») является М.

Кроме того, учредителем ООО «Томскавтоэкспресс» и ООО «АП Межобластное» является Мо.

Соответственно,  ООО «Томскавтоэкспресс», ООО «АП Межобластное» и ООО «Трансавто» образуют группу лиц в соответствии со ст. 9 Закона             № 135-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 11 Закона № 135-ФЗ положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица (ч. 8 ст. 11 Закона № 135-ФЗ).

Поскольку учредителем ООО «Томскавтоэкспресс» и ООО «АП Межобластное» является одно и то же лицо, Мо., на соглашения между указанными хозяйствующими субъектами, находящимися под контролем одного лица, не распространяется запрет на антиконкурентные соглашения.

Однако, ООО «Томскавтоэкспресс» и ООО «АП Межобластное» являются хозяйствующими субъектами - конкурентами иным юридическим лицам – перевозчикам ООО «ВЛЮМАК», ООО «Транспортная фирма «Движение 2000», Междуреченское ГП АТП Кемеровской области, ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки», ООО «Формула».

Взаимосвязи между ООО «Томскавтоэкспресс» и владельцем  остановочного пункта «КДП г. Томска» ООО «Трансавто» (один директор и адрес осуществления предпринимательской деятельности), между ООО «АП Межобластное» и ООО «Трансавто» (один руководитель и адрес осуществления предпринимательской деятельности) свидетельствуют о взаимном интересе указанных хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного, в действиях Общество с ограниченной ответственностью "Томскавтоэкспресс", Общество с ограниченной ответственностью "Авто предприятие Межобластное", Общество с ограниченной ответственностью "ВЛЮМАК", Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная фирма "Движение-2000", Междуреченское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кузбасса, Общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967 - городские перевозки", Общество с ограниченной ответственностью "ФОРМУЛА" содержатся признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ.

По указанным фактам 09.08.2021 утвержден приказ № 149 о возбуждении дела №070/01/11-97/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

От ООО «Трансавто» поступили письменные пояснения (вх.№ 7630 от 24.09.2021) с приложением, в которых общество приводит на нормативно-правовые основания деятельности остановочного пункта №70017 «Кассово-диспетчерский пункт (Автостанция). Общество также указывает, что остановочный пункт прекратил свою деятельность с 23.08.2021.

От ООО «АП «Межобластное» поступили письменные пояснения (вх.№ 7673 от 27.09.2021), в которых общество не соглашается с вменяемым нарушением по следующим основаниям.

Возможность использования в составе межрегиональных маршрутов регулярных перевозок остановочного пункта в городе Томске №70017 «Кассово-диспетчерский пункт ООО «Трансавто» (Автостанция) - сокращенно «КДП г.Томск» у перевозчиков возникла с момента его регистрации в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок Минтранса России 06.12.2016 (копии заключений и выписок из реестра прилагаются прилагаются).

С 31.12.2019 ООО «АП Межобластное» заключило договор простого товарищества с владельцем остановочного пункта № 70017 - ООО «Трансавто», по которому ООО «АП Межобластное» было поручено ведение деятельности на заключение договоров с третьими лицами по обслуживанию пассажиров, следующих по межсубъектным автобусным маршрутам, следующих из города Томска по направлению г. Красноярск и г. Кызыл.

18.03.2020 на территории Томской области Распоряжением Администрации Томской области № 156-ра введен режим функционирования «повышенная готовность». С ведением данного режима произошло существенное сокращение объема перевозок пассажиров на обслуживаемых предприятием маршрутах.

«20» апреля 2020 года ООО «Автопредприятие Межобластное», в маршрутах регулярных перевозок которого начальный/конечный пункт указан Автовокзал города Томска, получено уведомление от остановочного пункта №70016 (АО «Томскавтотранс») о приостановлении обслуживания межрегиональных маршрутов регулярных перевозок на неопределенный срок. На запрос к АО «Томскавтотранс» от 20.04.2020 №42 о причинах одностороннего отказа в обслуживании ООО «АП Межобластное» ответ не поступил.

ООО «АП Межобластное» также стало известно от других перевозчиков по межрегиональным автобусным маршрутам ООО «Автоколонна 1967-ГП», ООО «ТФ Движение 2000» о получении ими претензии от АО «Томскавтотранс», согласно которой АО «Томскавтотранс» уведомляет о признании недействительными действующих между данными перевозчиками и АО «Томскавтотранс» договоров на оказание услуг автовокзала, при этом направив открытую оферту по заключению новых договоров с АО «Томскавтотранс» на услуги автовокзала на условиях заранее невыгодных для перевозчика. А после получение отрицательных отзывов на свои претензии АО «Томскавтотранс» в дальнейшем обратилось в Арбитражный суд Томской области о понуждении к действиям указанных перевозчиков. Аналогичные проекты договоров на оказание услуг автовокзала от АО «Томскавтотранс» были направлены в виде открытой оферты и в адрес ООО «АП Межобластное».

Учитывая объективное существенное сокращение объёма перевозок пассажиров вследствие введения режима «повышенная готовность» на территории Томской области, а также вышеуказанное действия АО «Томскавтотранс», в целях обеспечения устойчивого развития экономики предприятия, не допущения прекращения обслуживания автобусного сообщения по межрегиональным маршрутам ООО «АП Межобластное» приняты ряд решений, в т.ч, начиная с 08.07.2020 и до отмены на территории Томской области режима «повышенная готовность» вместо Автовокзал АО «Томскавтотранс» (регистрационный номер остановочного пункта в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок № 70016, адрес: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 68) считать начальным (конечным) остановочным пунктом по ряду межрегиональных маршрутов регулярных перевозок «КДП г.Томск» (регистрационный номер остановочного пункта в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок № 70017, адрес: Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 70).

О принятых решениях ООО «АП Межобластное» своевременно уведомило организатора перевозок - Минтранс России, а также владельцев заинтересованных остановочных пунктов, в т.ч. и АО «Томскавтотранс».

Действие режима «повышенная готовность» не отменено и до сегодняшнего дня.

Со стороны Сибирского МУГАДН в адрес ООО «АП Межобластное» ранее было направлено Предостережение от 26.10.2020 №374 о недопустимости нарушения отдельных нормативных актов Российской Федерации. На поступившее предостережение ООО «АП Межобластное» достаточно подробно в установленный срок были даны пояснения (возражения) о принятых, как перевозчиками, решениях по отдельным маршрутам и основаниях в их принятии. После чего, каких-либо актов от Сибирского МУГАДН о привлечении перевозчиков или владельца остановочного пункта №70017 к ответственности за предполагаемое нарушение действующего законодательства получено не было. Иных мер регулирования, в том числе, прекращения свидетельства на межрегиональные маршруты регулярных перевозок в отношении ООО «АП Межобластное» предпринято не было.

ООО «АП Межобластное» не согласно с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, полагает, что обоснованность принятого решения об изменении маршрута регулярных перевозок согласуется с требованиями положений статей 29.1 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Общество также считает необоснованным довод о наличии признаков нарушения положений п. 5 ч. 1. ст. 11 Закона № 135-ФЗ, поскольку основанием для изменения маршрута регулярных перевозок стали последствие введения режима «повышенная готовность» на территории Томской области и снижение объема пассажирских перевозок, а также другие внешние факторы. То есть на приятие решения оказывали влияние внешние условия и обстоятельства рынка пассажирских перевозок, а никак не прекращение/возобновление работы остановочного пункта АО «Томскавтотранс».

Аналогичные доводы содержатся в письменных пояснениях, представленных ответчиками ООО «Томскавтоэкспресс» (вх.№ 7674 от 27.09.2021), ООО «Автоколонна 1967 – городские перевозки» (вх.№ 7693 от 27.09.2021), ООО «Формула» (вх.№ 7718 от 28.09.2021).

От лица, располагающего сведениями, Ассоциации автотранспортных предприятий и предпринимателей «Томский автотранспортный союз» поступили письменные пояснения и документы (вх.№ 8571, вх.№ 8570, вх.  № 8584 от 08.11.2021) по делу, из которых установлено следующее.

В связи с пандемией коронавируса с начала 2020 г. перевозчики всех сообщений несут значительные убытки. На 80% снизился пассажиропоток  на межрегиональных маршрутах, 60% снизился пассажиропоток на межмуниципальных маршрутах в Томской области. Соответственно, доходы перевозчиков значительно снизились. Финансовая помощь из бюджета Томской области и муниципальных образований предприятиям транспорта оказана не была.

В связи с введением на территории Томской области режима функционирования «повышенная готовность» в целях финансовой стабилизации деятельности по перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам Государственной Думой Российской Федерации в Закон № 220-ФЗ введена ст. 29.1 «Изменение маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок к отдельных случаях».

Согласно ч. 1 указанной статьи в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с ч. 2 ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, принявшие в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение об изменении маршрута регулярных перевозок или о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, обязаны в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны организовать размещение в остановочных пунктах информации о соответствующем изменении маршрута или прекращении осуществления регулярных перевозок по маршруту, а также об основаниях для принятия такого решения.

Ассоциация автотранспортных предприятий и предпринимателей «Томский автотранспортный союз» полагает, что на основе приведённых норм перевозчики вправе принять решение об изменении маршрута или временном приостановлении перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с учетом уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также владельцев остановочных пунктов, включенных в состав маршрутов. 

На запрос Томского УФАС России ФБУ «Росавтотранс» представило запрошенные документы и сведения, письменные пояснения (вх.№ 8584 от 08.11.2021), из которых установлено следующее.

В соответствии со ст. 29.1. Закона № 220-ФЗ уведомления об изменении маршрута регулярных перевозок представлены в отношении 14 маршрутов, в  том числе в отношении 13 маршрутов в уведомлениях перевозчиками принято решение об изменении остановочного пункта «Автовокзал г. Томска» на остановочный пункт «КДП г. Томск».

Из органов государственного транспортного контроля в ФБУ «Росавтотранс» поступали материалы о невыполнении рейсов по 7 маршрутам из указанных рейсов.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием (п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 220-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ, если изменение маршрута регулярных перевозок осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, положения ч. 9 ст. 4, ч. 2 ст. 12, ч. 6 ст. 13, ч. 7 ст. 27 и пп. 7 и 8 ч. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона к регулярным перевозкам по измененному маршруту регулярных перевозок не применяются.

Положение п. 8 части 1 ст. 29 Закона № 220-ФЗ не могли быть приняты Минтрансом России на основании данных материалов в связи с наличием следующих обстоятельств:

материалам на 1 (один) маршрут не было установлено фактов невыполнения 6 (шести) рейсов подряд, предусмотренных расписаниями маршрута;

у 2 (двух) маршрутов отсутствуют свидетельства;

на 4 (четыре) маршрута поступили уведомления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 29.1 Закона № 220-ФЗ.

В связи с изложенным у ФБУ «Росавтотранс» не было оснований прекращения действия свидетельств перевозчиков.

Оценив представленные лицами, участвующими в деле, документы и письменные пояснения, комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к следующим выводам.

Статье          й 11 Закона № 135-ФЗ предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Для квалификации действий хозяйствующих субъектов как антиконкурентного соглашения, необходимо доказать, что заключение соглашения между хозяйствующими субъектами привело или может привести к ограничению конкуренции, установить причинно-следственную связь между заключением соглашения и наступлением (либо возможности наступления) отрицательных последствий в виде отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

В ходе рассмотрения дела ответчиками представлены доказательства того, что причинами внесения изменений в межрегиональные маршруты регулярных перевозок, а именно изменение начального/конечного остановочного пункта с «Автовокзал г. Томска» на «КДП г. Томск», послужили последствия введения режима «повышенная готовность» на территории Томской области и, вследствие этого, снижение объема пассажирских перевозок. Таким образом, основанием для изменения маршрутов стало не волеизъявление перевозчиков в результате сговора, а внешние, не зависимые от участников рынка регулярных перевозок пассажиров автобусами в междугородном сообщении, факторы, оказавшие воздействие на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Кроме того, установлено, что до получения остановочным пунктом «КДП г. Томск» статуса «автостанция» на основании заявления ООО «Трансавто» от 26.02.2021 остановочный пункт «Автовокзал г. Томска» являлся единственным автовокзалом в г. Томске, соответственно, в результате появления новой автостанции и использования ее перевозчиками в качестве конечного/начального остановочного пункта последствий в виде угрозы ограничения конкуренции или ограничения конкуренции не возникло. Таким образом, в действиях ответчиков отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, комиссия по рассмотрению настоящего дела пришла к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ответчиков нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона №135-ФЗ, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Томскавтоэкспресс» (634012, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, д. 70, ОГРН: 1047000162330, дата присвоения ОГРН: 15.07.2004, ИНН: 7017098420, КПП: 701701001, директор: М), Общества с ограниченной ответственностью «Авто предприятие Межобластное» (634012, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, д. 70, ОГРН: 1037000139285, Дата присвоения ОГРН: 29.07.2003, ИНН: 7017076466, КПП: 701701001, заместитель директора: Р), Общества с ограниченной ответственностью «ВЛЮМАК» (630068, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Березовая, 3, 185, ОГРН: 1055473044252, дата присвоения ОГРН: 07.04.2005, ИНН: 5409226831, КПП: 540901001, директор: Р), Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная фирма «Движение-2000» (634059,  Томская область, г. Томск, ул. Макарова, дом 44, ОГРН: 1027000852845, дата присвоения ОГРН: 25.07.2002, ИНН: 7017056639, КПП: 701701001, директор: К), Междуреченского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кузбасса (652870, Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, тер. 110 подстанция, д. 0, ОГРН: 1034214004110, дата присвоения ОГРН: 23.06.2003, ИНН: 4214019817, КПП: 421401001, директор: Г), Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1967 - городские перевозки» (660048, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 53А, ОГРН: 1022401786043, дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 2460043381, КПП: 246001001, директор: С), Общества с ограниченной ответственностью «ФОРМУЛА» (654004, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. 375 км (Куйбышевский р-н), б. 32, ОГРН: 1074220000458, дата присвоения ОГРН: 14.02.2007, ИНН: 4220033048, КПП: 422001001, директор: М) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» прекратить.

 

Председатель комиссии                                                          А.Ф. Абдурахманов

 

Член комиссии                                                                   Е.П. Фоминых

      

       М.А. Безбородова

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны