Решение б/н жалоба обоснованна от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО «Топливная компания открытие»

634041 Томск а/я 230

129515 Москва ул. Академика Королёва 13 стр. 1 пом. 27

gsmtko@mail.ru

Заказчику (Организатору):

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»

634050 г. Томск проспект Комсомольский, 66

gla@sahtomsk.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-156/2020

29 октября 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- Ш., руководителя управления;

членов комиссии:

- П., начальника отдела контроля монополистической деятельности;

- У., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-156/2020, возбужденное по жалобе ООО «Топливная Компания Открытие» (вх. № 7375 от 22.10.2020 г.) на действия заказчика – Унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» ИНН 7017001968 ОГРН 1027000880323 при проведении закупки открытый запрос цен «Поставка топлива дизельного (зимнего) с использованием топливозаправщика» (извещение ЕИС № 32009590429), при участии представителей: Заявителя – Б. по доверенности № 23/10 от 26.10.2020 г., Заказчика – Я. по доверенности № 52 от 19.08.2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Топливная Компания Открытие» (далее – Заявитель) подало в Томское УФАС России жалобу (вх. № 7375 от 22.10.2020 г.) на действия заказчика – Унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее – Заказчик, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска») при проведении закупки открытый запрос цен «Поставка топлива дизельного (зимнего) с использованием топливозаправщика» (извещение ЕИС № 32009590429).

По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установив требование о поставке топлива именно контейнерной автозаправочной станцией, а также требования относительно количества внутренних резервуаров, габаритным размерам КАЗС, толщине стенок резервуаров, необоснованно ограничив тем самым количество потенциальных участников закупки.

Заявитель утверждает, что указанные нарушения необоснованно ограничивают конкуренцию, так как поставка топлива может осуществляться также модульной АЗС, передвижной АЗС, просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить допущенные нарушения.

В заседании Комиссии представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнительно пояснив, что все затраты исполнителя по договору на установку АЗС любого типа включены в цену договора, следовательно, для заказчика нет никакой разницы, посредством какой АЗС ему будет поставлено топливо. В нарушение требований закона заказчиком установлено требование о поставке топлива конкретной АЗС с конкретными техническими характеристиками.

Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, предоставил письменный отзыв на жалобу, в заседании комиссии пояснив следующее: для заказчика принципиально важна поставка топлива именно контейнерной АЗС, так как её характеристики максимально отвечают потребностям заказчика - на территории заказчика уже подготовлено основание-фундамент под АЗС, контур заземления, подведено электричество, выполнены противопожарные мероприятия, заказчику не нужно будет нести дополнительные расходы на переустройство. Контейнерная АЗС имеет размещение топливораздаточной колонки внутри камеры хранения топлива, она компактна по размеру. Модульная АЗС не подходит заказчику, так как топливораздаточная колонка в ней вынесена за пределы контейнера хранения топлива, следовательно, она занимает больше места, чем контейнерная АЗС. По нормам пожарной безопасности контейнерная АЗС, устанавливаемая в черте населённых пунктов, может иметь максимальный объём 40 куб.м., один отсек не должен превышать 10 куб.м. Заказчику требуется 39300 литров топлива на ноябрь, в связи с чем контейнерная АЗС с четырьмя резервуарами максимально подходит для удовлетворения нужд заказчика.

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ и услуг.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

Предметом рассматриваемой закупки является поставка топлива дизельного (зимнего) с использованием топливозаправщика.

Согласно п. 1.2.3 Документации «Требования к контейнерной АЗС»:

- габаритные размеры КАЗС, мм – не более 11500*2300*2600,

- масса, кг – не более 12000,

- количество, вместимость внутренних резервуаров, шт – не менее 4,

- вместимость внутренних единичных резервуаров, куб.м. – не менее 10,

- объём межстенного пространства, куб. м – не более 2,

- толщина стенок резервуаров: внутренних не менее 4 мм, наружных не менее 4 мм,

- КАЗС должна быть изготовлена при соблюдении всех требований нормативных документов.

Согласно п. 1.3. Документации, цена договора включает в себя все расходы, связанные с поставкой товара, в том числе стоимость товар, его сертификация, стоимость доставки товара с использованием топливозаправщика Поставщика, расходы, связанные с нахождением топливозаправщика на территории заказчика, установка контейнерной АЗС, пусконаладочные работы, выдача топливных карт, оценка соответствия качества контрольной пробы каждой партии товара, расходы на хранение, страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей, все непредвиденные расходы, которые могут возникнуть в период действия договора в связи с его исполнением.

В цену договора включены все затраты исполнителя, в том числе и на установку АЗС, а также все непредвиденные расходы в связи с выполнением договора, следовательно, при выборе любой из имеющихся видов АЗС (модульная, контейнерная, передвижная) заказчик не несёт никаких дополнительных расходов.

Пункт 5 Приказа МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 156.13130.2014) содержит следующие понятия:

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Таким образом, для заправки транспортных средств жидким моторным топливом допускается использование блочной, модульной, контейнерной, передвижной АЗС.

При этом блочная АЗС предполагает выполнение земляных работ, так как имеет подземное расположение, что может не отвечать интересам заказчика. Модульная, контейнерная и передвижная АЗС характеризуются надземным расположением, их устройство земляных работ не предполагает.

Согласно п. 1.2.1. Документации, к поставке предполагается топливо дизельное в объёме 39300 литров.

Согласно п. 1.1. Документации срок поставки (отпуска): с момента подписания договора до 30.11.2020 г. Поставка осуществляется партиями по заявкам заказчика, срок поставки каждой партии товара не должен превышать один календарный день с момента направления заявки.

Таким образом, Документацией не предполагается единовременная поставка всего количества закупаемого топлива.

Согласно п. 7.42. СП 156.13130.2014 резервуары для хранения топлива контейнерных и модульных АЗС должны выполняться двустенными. Допускается использовать резервуары с одностенным перекрытием (верхней стенкой), герметизирующим внутренний резервуар и межстенное пространство. При размещении АЗС вне территории населенных пунктов общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 60 м3, а модульной АЗС - 120 м3. Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) контейнерной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов - 20 м3. Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) модульной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, не должна превышать 20 м3, а вне населенных пунктов - 40 м3.

Согласно положениям НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) (Приложение № 3 Требования к передвижным АЗС) единичная емкость резервуаров (камер) ПАЗС, предназначенных для использования на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 куб. м, а ПАЗС, предназначенных для использования вне населенных пунктов, - 20 куб. м. Технологическая система ПАЗС должна отвечать требованиям, предъявляемым к технологической системе АЗС с надземным расположением резервуаров.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований к объёму межстенного пространства, толщине стенок резервуаров. Исходя из этого, с учётом требования документации (п. 1.2.3. КАЗС должна быть изготовлена при соблюдении всех требований нормативных документов) Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об излишнем установлении требований к объёму межстенного пространства, толщине стенок резервуаров, способных необоснованно ограничить количество участников закупки.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком не обоснованно требование о поставке топлива именно контейнерной АЗС, при отсутствии каких-либо дополнительных затрат со стороны заказчика на поставку топлива иными классами АЗС, в связи с чем установление указанного требования способно необоснованно ограничить количество участников закупки.

Также Комиссия полагает установленным, что заказчиком не обосновано требование относительно количества внутренних резервуаров (не менее 4), так как, в случае поставки топлива модульной АЗС исполнитель может использовать МАЗС с ёмкостью одного резервуара не более 20 м3, в количестве двух резервуаров для разовой поставки всего объёма закупаемого топлива.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия делает вывод о том, что Унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» ИНН 7017001968 ОГРН 1027000880323 осуществило рассматриваемую закупку открытый запрос цен «Поставка топлива дизельного (зимнего) с использованием топливозаправщика» (извещение ЕИС № 32009590429) с нарушением требований действующего законодательства, Положения о закупках заказчика.

На основании изложенного, жалоба заявителя подлежит удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Топливная Компания Открытие» (вх. № 7375 от 22.10.2020 г.) на действия заказчика – Унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» ИНН 7017001968 ОГРН 1027000880323 при проведении закупки открытый запрос цен «Поставка топлива дизельного (зимнего) с использованием топливозаправщика» (извещение ЕИС № 32009590429) обоснованной.
  2. Выдать УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» ИНН 7017001968 ОГРН 1027000880323 предписание об устранении допущенных нарушений, указанных в настоящем решении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии Ш.

Члены Комиссии: П., У.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны