Предупреждение б/н Предупреждение № 070/01/10-823/2023 от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также – Томское УФАС России) в связи с осуществлением функций и полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган заявления юридического лица по вопросу взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлено следующее.

В Томское УФАС России обратилось ООО «П» (ИНН) с жалобой на действия М (ИНН).

Из представленных материалов установлено, что ООО «П» 18.08.2022 г. обратилось в М с предложением о предоставлении специализированного транспорта для вывоза жидких бытовых стоков на очистные сооружения или о заключении договора водоотведения с целью оказания асенизаторских услуг на территории Томской области.

Письмом от № М сообщило о невозможности предоставления в аренду специализированного транспорта ввиду полной его задействованности в процессе вывоза жидких бытовых стоков. В отношении заключения договора водоотведения Общество уклонилось, указав на возможность заключения такого договора после проведения капитального ремонта водоочистных сооружений.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 2 указанной выше статьи, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о водоснабжении абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.  

Под водоотведением по смыслу п. 2 названной выше статьи понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п. 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее Правила № 644) настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводноканализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).

Согласно п. 4 Правил № 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 6 Правил № 644 предусмотрено, что если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.

М является организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Томской области по регулируемым Департаментом тарифного регулирования Томской области ценам (тарифам).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с указанной выше статьей, субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях указано, что настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 названной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, М является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в сфере водоотведения на территории Томской области.

Следовательно, на М, помимо норм водного законодательства, распространяются запреты и ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Для абонентов, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения может иметься потребность в вывозе жидких бытовых стоков с использованием специализированного автомобильного транспорта и последующей очистке, и сбросу жидких стоков.

При этом, исходя из положений Правил № 644 абонент вправе заключить договор с организацией, имеющий соответствующий договор с гарантирующей организацией или организацией в сфере водопроводно-канализационного хозяйства.

Так, согласно ч. 5 ст. 7 Закона о водоснабжении, абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Законодательством предусмотрено разграничение жидких бытовых отходов и жидких бытовых стоков в связи с различным регулированием.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В той же ст. 1 определено что транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам необходимо обратиться к федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Блок 7 ФККО относится к отходам при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Классификатор дополнен следующим примечанием: «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты».

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Закона о водоснабжении и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Указанная позиция содержится в Письме Минприроды России от 04.04.2017 № 12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод».

С учетом приведенных ранее норм законодательства, транспортируемые из выгребных ям многоквартирных и жилых домов отходы относятся к жидким бытовым стокам, утилизация данных отходов происходит с использованием очистных сооружений, являющихся составной частью централизованной системы водоотведения, следовательно, на жидкие отходы распространяются требования Закона о водоснабжении, а также положения Правил № 644.

Согласно п. 8 Правил № 644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводноканализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

Заявка абонента, в соответствии с п. 9 Правил № 644, рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о водоснабжении, организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от заключения договора водоотведения в случае подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоотведения с нарушением технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения, являющихся обязательным приложением к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Таким образом, перечень оснований, по которым организация ВКХ вправе отказать в заключении договора горячего или холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения ограничен действующими нормами законодательства, являющиеся императивными, то есть обязательными для соблюдения организациями ВКХ.

Согласно ч. 3 ст. 13, ч. 3 ст. 14 и ч. 2 ст. 15 Закона о водоснабжении, договоры в 2023-6847 6 сфере водоснабжения являются публичными, что в силу положений п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ возлагает на организацию ВКХ обязанность заключить указанные договоры с каждым, кто к ней обратится.

В соответствии с п. 108 Правил № 644 отведение (прием) в централизованные системы водоотведения производственных сточных вод допускается при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, и при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод, определяемой в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения, а также при наличии сведений о составе и свойствах сточных вод абонента. Оценка технической возможности производится при заключении договора о подключении, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 110 Правил № 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод. Таким образом, Правилами № 644 имеется ограничение на прием сточных вод, поставленное в зависимость от наличия или отсутствия технической возможности приема производственных сточных вод и поверхностных сточных вод. При этом техническая возможность или ее отсутствие не поставлено в зависимость от основания для заключения договора водоотведения или основания для отказа в заключении такого договора. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 названного закона не может быть признано допустимым ни при каких обстоятельствах.

Положения статьи 10 Закона о защите конкуренции основываются на положениях ст. 10 ГК РФ. Злоупотребление правом не допускается по смыслу названной нормы ГК РФ, а если в правоотношениях сторон один из субъектов занимает доминирующее положение, то запрет на злоупотребление таким субъектом своим правом предусмотрен нормами не только гражданского, но и нормами антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного Томское УФАС России приходит к выводу, что в действиях М содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном и не предусмотренном действующим законодательством уклонении (то есть бездействии) от соблюдения процедуры заключения договора с абонентом, предусмотренной Правилами № 644, что может повлечь ущемление прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях М, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Предприятие о необходимости прекращения указанных действий в течение 1 месяца с момента получения настоящего предупреждения, для чего:

1) Принять меры, направленные на обеспечение возможности заключения договора водоотведения (договора на прием и очистку сточных вод) с ООО «П»;

2) Принять меры по соблюдению требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в части порядка заключения договоров, оснований для отказа в заключении договора, а также в части приема и отказа в приеме сточных вод исходя из природы сточных вод и наличия/отсутствия технической возможности приема таких сточных вод.

О выполнении данного предупреждения сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления                                                              В.А. Алиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны