Решение б/н Приказом Томского УФАС России от 21.01.2020 № 4 «О возбужден... от 9 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                         РЕШЕНИЕ

 

 

                              г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

27

мая

 

2020

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

09 ”

 

июня

 

2020

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – Бутенко Игоря Васильевича – заместителя руководителя управления; членов Комиссии: Фоминых Е.П. – заместителя начальника отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений; Наумовой Н.Н. - специалиста - эксперта отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений; Романчуговой О.А. - специалиста - эксперта отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений; без участия представителя Ответчика ОГАУЗ «Детская больница №1», уведомлен, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Ответчика; при участии представителя Заинтересованного лица ООО «Фирма «Техносервис» Н по доверенности .;

рассмотрев  дело № 070/01/17-10/2020, возбужденное в отношении Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» (ИНН 7018015829, 634050, г. Томск,  Московский тракт, 4) по признакам нарушения ч. 1 ст. 17  Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Томского УФАС России от 21.01.2020 № 4 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело в отношении Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1»  (ИНН 7018015829, 634050, г. Томск,  Московский тракт, 4) по ч. 1 ст. 17 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о  защите конкуренции).

Основанием для возбуждения дела послужили материалы (с приложением), поступившие  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (вх.№8775 от 23.10.2019г.) из Прокуратуры Томской области, содержащие указания на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОГАУЗ «Детская больница №1» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1.

  • результатам анализа представленных материалов установлено следующее.

В единой информационной системе на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru  14.06.2019 года ОГАУЗ «Детская больница №1» размещено извещение № 3190798961 о проведении запроса предложений в электронной форме. Предмет договора: оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1».

В документации к указанному запросу предложений указаны общие сведения о закупке, в том числе, сведения о дате, времени приема заявок, сведения о начальной (максимальной) цене договора, требования к месту оказания услуг, требования к участникам закупки, к содержанию, форме и составу заявки на участие в запросе предложений, критерии оценки и сопоставления заявок и т.д.

Начальная (максимальная) цена договора: 400 000,00 руб.

Начальная (максимальная) цена единицы услуги: 137 725,00 руб.

Согласно п.7 Извещения - место оказания услуг: Услуги оказываются по месту нахождения Исполнителя в пределах города Томска, территориальная удаленность от места нахождения заказчика (г. Томск, ул. Московский тракт, 4) – не более 1000 метров. Аналогичное требование указано в п.5 Документации о запросе предложений в электронной форме, а также  в п.3 Приложения 4 к документации рассматриваемого запроса предложений (Техническое задание).

Согласно п.4.1 Приложения 4 к документации о запросе предложений в электронной форме услуги оказываются по заявкам Заказчика в соответствии с Перечнем автотранспортных средств, имеющихся в наличии у заказчика (Таблица 1 Технического задания). Заявки направляются Заказчиком в письменном виде в адрес Исполнителя по электронной почте, факсу.

Согласно п.5 Приложения 4 к документации установлено, что цена договора включает в себя расходы, связанные с оказанием услуг в соответствии с условиями Договора, в том числе:

- стоимость оказания услуг и иных расходов, связанных с выполнением договора;

- стоимость сертификации/декларирования соответствия запасных частей, расходных материалов (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством РФ);

- транспортные расходы, в том числе расходы по доставке запасных частей до места оказания услуг, расходы на эвакуацию автотранспортных средств, неспособных самостоятельно прибыть к месту проведения технического обслуживания и (или) ремонта;

- стоимость гарантийных обязательств;

- расходы на уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы на страхование;

- прочие расходы, которые Исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Договору в соответствии с действующим законодательством РФ.

Согласно итоговому протоколу № 31907989617-02 от 10.07.2019г. закупка признана несостоявшейся на основании пункта 162 Положения о закупке товаров, работ и  услуг  для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», так как по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка.

По итогам проведения запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», между ОГАУЗ «Детская больница №1» (далее – Заказчик) и ООО «Фирма «Техносервис» (далее – Исполнитель), как единственный участник запроса предложений,   был заключен договор № 31907989617/0719 от 12.07.2019г. на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1».

Частями 9 и 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках)  установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки и документации о проведении закупки.

  • соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст.3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В частности, при определении предмета торгов заказчики обязаны действовать, в том числе в целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

  • конкурсную документацию рассматриваемого запроса предложений, предоставленные документы, установлено, что  в действиях ОГАУЗ «Детская больница №1» при проведении запроса предложений имеются признаки нарушений требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в указании в Извещении о запросе предложений в электронной форме и закупочной документации запроса предложений требований к участникам запроса предложений о территориальной удаленности оказания услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств от места нахождения Заказчика (не более 1000 метров),  что приводит (может привести) к созданию необоснованных препятствий для потенциальных участников закупки, не входящих в данный радиус, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
  • описанные действия  ОГАУЗ «Детская больница №1» при проведении запроса предложений на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1»  содержат признаки  нарушения ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в отношении ОГАУЗ «Детская больница №1» (далее - Ответчик)  Приказом  от 21.01.2020г. № 4 возбуждено производство по делу о нарушении  антимонопольного законодательства. К участию в деле в качестве Заинтересованного лица привлечено ООО «Фирма «Техносервис» (ИНН 7019039396) (далее – Общество).
  • материалы дела №070/01/17-10/2020 представлены письменные пояснения ОГАУЗ «Детская больница №1» (вх.№ 9493 от 13.11.2019г., вх.№ 10093 от 04.12.2019г., вх.№967 от 14.02.2020г., вх.№1361 от 02.03.2020г.), письменные пояснения ООО «Фирма «Техносервис» (вх.№1273 от 26.02.2020г.), Положение от закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», документация запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1», копия заявки ООО «Фирма «Техносервис»  с приложениями, переписка ОГАУЗ «Детская больница №1» с ООО «Фирма «Техносервис» относительно исполнения и расторжения договора №31907989617/0719 от 12.07.2019г. на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», реестр договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1», заключенных с ИП Валитовым Р.Р. за период 2018-2019гг., скриншот экрана системы «2GIS».
  • письменных пояснений ОГАУЗ «Детская больница №1», представленных  в рамках рассмотрения дела №070/01/17-10/2020, следует, что  в действиях ОГАУЗ «Детская больница №1» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1»  отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции. Необходимость в установлении требования о территориальной удаленности места оказания услуг (не более 1000 метров от места нахождения Заказчика) была обусловлена тем, что позволила бы наиболее эффективно, с экономической точки зрения, расходовать ГСМ. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен принцип приоритета охраны здоровья детей. ОГАУЗ «Детская больница № 1» является детским лечебным учреждением и оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей при территориальной удаленности не более 1000 метров позволит повысить оперативность в решении вопросов, связанных с техническим состоянием транспортных средств учреждения, поскольку автомобили ОГАУЗ «Детская больница № 1» также задействованы в перевозке больных, в том числе и тяжелобольных. На участие в запросе предложений была подана единственная заявка - ООО «Фирма «Техносервис» с адресом места нахождения - ул. Большая Подгорная, д. 201 (отдаленность Исполнителя от места нахождения Заказчика   составляет примерно 6 километров). В связи с тем, что ни документацией о закупке, ни договором не был установлен запрет на привлечение субисполнителей для оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей в пределах 1000 метров от места нахождения Заказчика, заявка, поданная ООО «Фирма «Техносервис», была признана соответствующей требованиям. При формировании начальной максимальной цены договора были запрошены коммерческие предложения в 3 (трех) организациях - ООО «РАШИТ», ИП Валитов Р.Р., ООО «СтройМонтажКомплект». В ответ на запрос были получены коммерческие предложения от ИП Валитова Р.Р. и ООО «СтройМонтажКомплект». Исходя из полученных сведений, была сформирована начальная (максимальная) цена единицы и начальная максимальная цена договора - 400 000,00 руб. Документацией было установлено, что цена Договора включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг в соответствии с условиями Договора, в том числе, расходы на эвакуацию автотранспортных средств, не способных самостоятельно прибыть к месту проведения технического обслуживания и (или) ремонта. При формировании цены договора в цену договора ОГАУЗ «Детская больница №1» не включались транспортные расходы по доставке автотранспортных средств до места оказания услуг. Расходы на эвакуацию автотранспортных средств, не способных самостоятельно прибыть к месту проведения технического обслуживания и (или) ремонта при формировании цены договора заказчиком были учтены.
  • ходе заседания Комиссий 18.02.2020г., 04.03.2020г.  представитель Ответчика поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, представленных в материалы дела, отвечая на вопросы дополнительно в заседание Комиссии указав, что до начала проведения закупки Заказчиком был произведен мониторинг автосервисов, находящихся в установленном радиусе - 1000 метров, посредством системы «2Gis». Согласно данным системы «2Gis», в территориальной удаленности (1000м) находится, как минимум, 7 автосервисов, что подтверждает наличие конкурентности рынка.  Согласно выпискам из ЕГРЮЛ ООО «Автолайф», ИП Валитов Р.Р. (автокомплекс «Русалочка»), ООО «Рашит» - одним из видом  деятельности по ОКВЭД является «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств». Оставшиеся 4 организации – «АвтоВизард», автоцентр «Счастливый», автосервис «GURATO», автокомплекс «ZavGar» были опрошены Заказчиком посредством телефонной связи и подтвердили наличие возможности оказания услуг по техническому обслуживанию транспортных средств. С момента заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница № 1» заявки на ремонт автомобилей  в ООО «Фирма «Техносервис» Заказчиком не направлялись. В адрес ООО «Фирма «Техносервис» Заказчиком направлялись письма о расторжении договора № 31907989617/0719 на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств.  В настоящее время договор не расторгнут. Между ОГАУЗ «Детская больница № 1» и ИП Валитовым Р.Р. 13.02.2020г. заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств. Услуги по техническому обслуживанию транспортных средств ОГАУЗ «Детская больница № 1» в настоящее время оказывает ИП Валитов Р.Р. 
  • материалы дела №070/01/17-10/2020 представлена письменная позиция Заинтересованного лица ООО «Фирма «Техносервис» из которой следует, что согласно условиям договора на оказание услуг  по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница № 1» Исполнитель обязуется в течение срока действия договора по заявкам Заказчика оказывать услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Договора. После заключения Договора от Заказчика в адрес ООО «Фирма «Техносервис» поступила информация о том, что оказание услуг должно осуществляться не более 1000 метров от места нахождения Заказчика.  Однако в п. 1.5 Договора указано, что ремонт и техническое обслуживание автомобилей осуществляется по месту нахождения Исполнителя в пределах г. Томска.
  • ходе заседания комиссий 18.02.2020г., 04.03.2020г. представители ООО «Фирма «Техносервис» поддержали письменную позицию, представленную в материалы дела, отвечая на вопросы Комиссии, пояснили, что ООО «Фирма «Техносервис», подавая заявку на участие в запросе предложений, не обратило внимание на то, что в документации указана территориальная удаленность оказания услуг по техническому обслуживанию от места нахождения Заказчика не  более 1000 метров, поскольку при подачи заявки руководствовались информацией, указанной в проекте договора к документации запроса предложений, где указано, что ремонт и техническое обслуживание автомобилей осуществляется по месту нахождения Исполнителя в пределах г. Томска. Услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств ООО «Фирма «Техносервис» планировало оказывать по месту нахождения Общества. После заключения договора и по настоящее время  заявок на техническое обслуживание транспортных средств от ОГАУЗ «Детская больница № 1» в ООО «Фирма «Техносервис» не поступало. Вместе с тем, от Заказчика в адрес ООО «Фирма «Техносервис» поступали письма с предложением расторгнуть договор, поскольку СТО Исполнителя находится в радиусе более 1000 метров от места нахождения  Заказчика. По мнению Общества, Заказчик при установлении в документации территориальной удаленности места оказания услуг, нарушил требования ст.17 Закона о защите конкуренции.
  • материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
  • соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
  • 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

  • образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки, требований к оказанию услуг, выполнению работ должны таким образом определить требования к закупаемым работам, услугам, чтобы,  с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров, оказание работ, услуг именно с теми характеристиками, требованиями, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

  • письменным пояснениям ОГАУЗ «Детская больница №1» на заключение об обстоятельствах дела при установлении требований о территориальной удаленности Исполнителя в пределах, не превышающих 1000 метров, ОГАУЗ «Детская больница №1» руководствовалось объективными обстоятельствами, в частности Учреждением рассматривалась возможность повышения качества оказания медицинской помощи гражданам посредством поддержания автомобилей Учреждения в технически-исправном состоянии.

Кроме того, согласно ч.2 ст.3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Запросов на разъяснение положений Документации о закупке от участников закупки не поступало. В этой связи ОГАУЗ «Детская больница №1» считает, что факт введения в заблуждение участников закупки отсутствовал. Также действующим законодательством не установлен запрет на наличие двух и более заключенных договоров на оказание аналогичного рода услуг. Пунктом 1.1 договора, заключенного с ООО «Фирма «Техносервис» установлено, что Исполнитель оказывает услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств по заявкам заказчика. Таким образом, отсутствие заявок на ремонт транспортных средств Учреждения не свидетельствует о нарушении Учреждением условий заключенного договора, равно как и не несет в себе риск возникновения убытков в виде неполучения ожидаемого дохода.

  •   доводы Ответчика не могут быть приняты по следующим основаниям.
  • письму ФАС России от 31 марта 2014 г. № АЦ/11870/14 при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.
  • основании положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется, в первую очередь - положениями законодательства о закупках, а затем собственным положением о закупках, утвержденным на основании законодательства о закупках.
  • проведения закупки запроса предложений в электронной форме регламентирован разделом 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», утвержденного Наблюдательным советом ОГАУЗ «Детская больница №1» 22 марта 2019, Протокол №4, согласно которому в Извещении об осуществлении запроса предложений должны быть указаны следующие сведения: способ осуществления закупки, предмет договора и т.д., в том числе сведения о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуги.
  • документации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1» среди общих требований к описанию участниками закупки оказываемых услуг, условиям и сроку оказания услуг, указано, в том числе, место оказания услуг, а именно, услуги оказываются по месту нахождения Исполнителя в пределах города Томска, территориальная удаленность от места нахождения заказчика (г. Томск, ул. Московский тракт, 4) – не более 1000 метров (п.7 Извещения, п.5 Документации, п.3 Приложения 4 к Документации).
  • оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках,  Закона о защите конкуренции, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований в описании объекта закупки, требований к оказанию услуг,  учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
  • представленные в материалы дела пояснения ОГАУЗ «Детская больница №1» относительно обоснования в потребности указания места оказания услуг, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что Ответчиком в материалы дела не было представлено надлежащее обоснование того, что потребность обусловлена оптимизацией расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), что территориальная удаленность в 1000 метров позволила бы наиболее эффективно расходовать ГСМ, поскольку из указанных положений Документации не представляется возможным установить, что именно включается в транспортные расходы, какие транспортные расходы включены в цену договора, не представляется возможным установить включались ли в цену договора транспортные расходы по доставке автотранспортных средств до места оказания услуг, на кого возложена обязанность (Заказчика/Исполнителя) по доставке транспортных средств в станцию технического обслуживания.
  • изложенное, доводы Ответчика о том, что необходимость оказания услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств в конкретной удаленности от местонахождения Заказчика обусловлена его необходимой потребностью, возможностью  повышения качества оказания медицинской помощи гражданам посредством поддержания автомобилей Учреждения в техническо-исправном состоянии, опровергаются материалами дела. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
  • п.10 Документации указано требование к описанию участниками закупки оказываемых услуг, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, а именно: заявка участника закупки должна содержать согласие участника закупки на оказание услуг, описание участниками закупки оказываемых услуг, их количественные характеристики, и иные предложения об условиях исполнения договора, по установленной документацией о запросе предложений форме (Приложение №1) и в соответствии с Техническим заданием (Приложение №4).
  • Приложении №1 участник закупки выражает согласие исполнить условия договора, указанные в извещении и документации о проведении запроса предложений. Качество выполненных услуг будет соответствовать требованиям документации и условиям договора. Услуги будут оказаны в сроки и на условиях, указанных в договоре.

В ходе изучения Извещения, конкурсной Документации, проекта договора по вышеуказанному запросу предложений Комиссией установлено, что п.7 Извещения указано место оказания услуг - услуги оказываются по месту нахождения Исполнителя в пределах города Томска, территориальная удаленность от места нахождения заказчика (г. Томск, ул. Московский тракт, 4) – не более 1000 метров. Аналогичное требование указано в п.5 Документации о запросе предложений в электронной форме, а также  в п.3 Приложения 4 к документации рассматриваемого запроса предложений (Техническое задание). Однако в проекте договора (пп.1.5 п.1  Предмет договора) указано, что ремонт и техническое обслуживание автомобилей осуществляется по месту нахождения Исполнителя в пределах г. Томска.

Учитывая вышеизложенное, Извещение и положения Документации рассматриваемого  запроса предложений, содержащие информацию о месте оказания услуг – не более 1000 метров от места нахождения Заказчика, противоречат пп.1.5 п.1 проекта договора, являющегося Приложением №6 к Документации запроса предложений, поскольку данное условие о месте оказания услуг в Извещении и Документации содержит обязанность о территориальной удаленности оказания услуг в 1000 м. от места нахождения Заказчика, в то время как вышеупомянутый  пункт договора оказания услуг по техническому обслуживанию средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1» не содержит конкретной территориальной удаленности место оказания услуг в метрах, километрах, в связи с чем, возникает правовая неопределенность относительно места оказания услуг Исполнителем.

Таким образом, ввиду наличия упомянутых выше противоречий в извещении, конкурсной Документации и проекте договора, являющимся неотъемлемой частью документации, Заказчик тем самым вводит в заблуждение потенциальных участников, намеревающихся подать заявки на участие в обозначенном выше запросе предложений, относительно территориальной удаленности места оказания услуг.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к оказываемой услуге, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Подобное составление аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно места оказания заявленных услуг, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

Кроме того, Заказчик запроса предложений на оказание услуг  по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1» в сущности, предъявил к участникам требование о территориальной удаленности, в то время как победителем запроса предложений признан участник, находящийся в территориальной удаленности, не входящий в указанный радиус 1000 метров.  По результатам конкурентной закупки был заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1» от 12.07.2019г. с ООО «Фирма «Техносервис», отдаленностью от местонахождения Заказчика около 6 километров. Поскольку ни документацией о закупке, ни договором не был установлен запрет на привлечение субисполнителей для оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей в пределах 1000 метров от места нахождения Заказчика, поэтому заявка, поданная ООО «Фирма «Техносервис», была признана соответствующей требованиям документации. Однако, поскольку требование о территориальной удаленности места оказания услуг для Заказчика является принципиально важным условием, Заказчиком в адрес ООО «Фирма «Техносервис» письмом от 18.09.2019г. ОГАУЗ «Детская больница №1» было направлено соглашение о расторжении договора, поскольку Исполнитель собирался оказывать услуги в месте своего нахождения -  ул. Большая Подгорная, д. 201 (отдаленность Исполнителя от места нахождения Заказчика   составляет около 6 километров). Согласно материалам дела, до настоящего времени договор на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1» с ООО «Фирма «Техносервис» не расторгнут, заявки на техническое обслуживание автотранспортных средств в адрес  ООО «Фирма «Техносервис» от Заказчика не направляются, следовательно, договор со стороны Исполнителя не может исполняться.

Кроме того,  ОГАУЗ «Детская больница №1» при наличии действующего договора на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», заключенного с ООО «Фирма «Техносервис», в соответствии с Положением  о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1» заключило договор с единственным поставщиком ИП Валитовым Р.Р. (СТО ИП Валитова Р.Р. входит в радиус 1000 метров от места нахождения Заказчика) на оказание идентичных услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств, указанных в Спецификации к договору по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», заключенному с ООО  «Фирма «Техносервис».

Учитывая изложенное, поскольку заявки на ремонт и обслуживание автотранспортных средств со стороны Заказчика ОГАУЗ «Детская больница №1»  Исполнителю ООО  «Фирма «Техносервис» по настоящее время не направляются, следовательно, Исполнитель не может исполнить договор и несет риск возникновения убытков в виде неполучения ожидаемого дохода.

  • антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции»).
  • недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  • частям 1, 4, 5, 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-закона о защите конкуренции) необходимым условием конкуренции является соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
  • соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
  • ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
  • УФАС России проведено исследование состояния конкуренции при осуществлении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1» в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции. Целью настоящего исследования является определение наличия признаков, повлекших или могущих привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в результате действий ОГАУЗ «Детская больница №1» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1». Временной интервал определен периодом исследования – с 14.06.2019г. (дата размещения извещения) по 12.07.2019г. включительно (даты подписания контракта).
  • аналитического отчета следует, что предметом торгов являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1». В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 данный код услуги относится к коду 45.20.11 «Услуги по обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств, кроме услуг по ремонту электрооборудования, шин и кузовов». В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 данный код услуги относится к коду 45.20. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
  • информации электронной базы данных «2ГИС» на территории г. Томска функционирует более 400 предприятий, оказывающих услуги технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, при этом на расстоянии 1000 метров от местонахождения Заказчика насчитывалось только 7 предприятий подобного профиля.  Всего на территории области функционирует более 950 хозяйствующих субъектов, оказывающих подобные услуги.
  • изложенное, в указанный временной интервал существовало большое количество хозяйствующих субъектов, имевших потенциальную возможность принять участие в рассматриваемом запросе предложений.  Следовательно, рынок является конкурентным.
  • части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
  • осуществлении закупок заказчик наделен правом самостоятельно определять требования к закупаемому товару, оказанию услуг, однако подобное описание места оказания услуг не должно входить в противоречие с общими принципами Закона №223-ФЗ в части равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также соблюдения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
  • квалификации действий (бездействий) по организации и проведению торгов, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду. В целях квалификации действий в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции достаточным является установление антимонопольным органом возможности ограничения конкуренции в результате таких действий, и необходимость установления конкретных случаев ограничения конкуренции отсутствует.

Изучив конкурсную документацию рассматриваемого запроса предложений, предоставленные документы, Комиссия Томского УФАС России приходит к следующему выводу: поскольку рынок оказания услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств является конкурентным (согласно аналитическому отчету отдела монополистической деятельности Томского УФАС России, проведенному в рамках дела №070/01/17-10/2020), следовательно, потенциальные участники, оказывающие услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств и не входящие в указанный радиус 1000 метров от места нахождения Заказчика, имеющие намерение участвовать в закупке, заключить и исполнить договор также могли принять участие в закупке.  Но  поскольку условиями закупки была предусмотрена территориальная удаленность места оказания услуг от местонахождения Заказчика, и потенциальный участник закупки, приняв участие в данной закупке,   в случае признания его победителем закупки и при отсутствии возможности оказывать услуги в территориальной удаленности, не входящим в радиус 1000 метров от месторасположения Заказчика, также мог получить риск неисполнения договора и  понести риск возникновения убытков в виде неполучения ожидаемого дохода, как победитель закупки ООО «Фирма «Техносервис».

Учитывая изложенное, при таких обстоятельствах ОГАУЗ «Детская больница №1», установив в Документации  запроса предложений на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница №1» требование о территориальной удаленности оказания услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (не более 1000 метров) от местонахождения Заказчика,  ограничило круг потенциальных участников для участия в запросе предложений, лишило иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке по техническому обслуживанию автотранспортных средств, но не входящих в указанный радиус, возможности принять участие в закупке, заключить и исполнить договор на техническое обслуживание автотранспортных средств, следовательно, Заказчиком нарушены положения  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции

  • того, при наличии в закупочной Документации (в Извещении, Документации и проекте договора) противоречий относительно места оказания услуг, Заказчик тем самым своими действиями ввел в заблуждение потенциальных участников закупки, намеревающихся принять участие в запросе предложений, что также ограничило круг потенциальных участников на участие в закупке.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Принимая во внимание, что по итогам проведенного запроса предложений в электронной форме  заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

  • на вышеизложенном, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, руководствуясь статьей 23,  частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

                                                              РЕШИЛА:

1. Признать Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская больница №1»  (ИНН 7018015829, 634050, г. Томск,  Московский тракт, 4) нарушившим   часть   1 статьи 17 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств для ОГАУЗ «Детская больница № (извещение № 3190798961).

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные в ст.48 Закона о защите конкуренции, отсутствует.

3. Предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании вышеуказанных торгов и заключенной по результатам таких торгов сделки недействительной.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны