Решение (комиссия) №ИК/5122/23 Решение по делу №070/10/18.1-750/2023 от 24 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Московского УФАС России от 07.06.2023 по делу N 077/07/00-6860/2023Нарушение: ч. 2 ст. 448 Закона о несостоятельности (банкротстве).Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.

 

Решение по делу №070/10/18.1-750/2023

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/10/18.1-750/2023

21.08.2023 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

   
   

рассмотрев дело № 070/10/18.1-750/2023, возбужденное по жалобе ООО «Локомотив» (вх. 6493/23 от 07.08.2023) на действия (бездействие) Организатора торгов - Финансового управляющего Черноусова В.А. при осуществлении торгов в открытой форме подачи предложений о цене «Квартира состоящая из 5(пяти) комнат, общая площадь 125 кв. м., расположенная по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Тверская. д.14, кв.112, кадастровый номер 70:21:020004:3304» (сообщение №11863706 от 03.07.2023, на ЭТП: 119931-МЭТС) (дело № 070/10/18.1-750/2023),

при участии представителя Заявителя – Струка М.А. (Доверенность от 07.08.2023), финансовый управляющий, надлежащим образом извещенный и дате, времени и месте заседания комиссии, явку не обеспечил, представителей не направил,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступила жалоба от ООО «Локомотив» (вх. 6493/23 от 07.08.2023) на действия (бездействие) Организатора торгов - Финансового управляющего Черноусова В.А. при осуществлении торгов в открытой форме подачи предложений о цене «Квартира состоящая из 5(пяти) комнат, общая площадь 125 кв. м., расположенная по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Тверская. д.14, кв.112, кадастровый номер 70:21:020004:3304» (сообщение №11863706 от 03.07.2023, на ЭТП: 119931-МЭТС) (дело № 070/10/18.1-750/2023).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями (бездействием) финансового управляющего, выразившими в непредоставлении полной информации о реализуемом объекте, а также сокращением срока подачи заявок по сравнению со сроком, установленным законодательством о банкротстве.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, заслушав пояснения лиц, присутствовавших на заседании комиссии представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам ФАС России необходимо применять указанную позицию.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенном письме ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Сообщением в ЕФРСБ №11863706 от 03.07.2023 были объявлены торги в отношении квартиры, состоящей из 5(пяти) комнат, общая площадь 125 кв. м., расположенной по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Тверская. д.14, кв.112, кадастровый номер 70:21:020004:3304.

08.07.2023 Организатором торгов на ЭТП «МЭТС» было опубликовано сообщение №119931-МЭТС о начале торгов в отношении указанного лота.

В части довода Заявителя об отсутствии указания полных сведений о продаваемом имуществе Комиссией Томского УФАС России было установлено следующее.

Согласно пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальная цена продажи предприятия;

- величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дата, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

В сообщение №11863706 от 03.07.2023 опубликованное в ЕФРСБ содержится сведения, указанные в пункте 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

Довод подателя жалобы о том, что потенциальные участники торгов лишены возможности ознакомиться с характеристиками продаваемого имущества, и принять объективное решение об участии в торгах не нашел своего подтверждения.

Кроме этого, Заявитель указывает на то, что в карточке должника на сайте ЕФРСБ отсутствует публикация инвентаризации в отношении реализуемого имущества.

Комиссия Томского УФАС России заслушав доводы Заявителя и изучив пояснения Финансового управляющего установила следующее.

По общему правилу к отношениям, связанным с распоряжением имуществом, принадлежащим полностью или частично субъектам РФ, применяются общие положения гражданского законодательства, а также специальные нормы Закона о банкротстве и Закона об оценочной деятельности.

На основании пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан, в частности принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.

Пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Закона о банкротстве. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Мониторинг сведений, опубликованных в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) показал, что Финансовым управляющим ни результаты инвентаризации имущества должника, ни отчеты об оценке имущества не были опубликованы в ЕФРСБ.

Однако, целью публикации отчета об оценке имущества должника является ознакомление с ним кредиторов к собранию кредиторов для формирования и согласования в установленном порядке своей правовой позиции. Кредиторы должны иметь возможность ознакомиться с отчетом и сформулировать свою позицию относительно отчета об оценке.

Не размещение информации об оценке имущества должника, предусмотренное ст. 130 Закона о банкротстве, не относится к организации и проведению торгов и содержит в себе признаки нарушения норм Закона о банкротстве.

В пункте 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве предусмотрен перечень обязательных публикаций в процедуре несостоятельности физического лица. Данный перечень является исчерпывающим. В пункте 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве не указано, что обязательному опубликованию подлежат решение (отчет) об оценке имущества должника.

Данный довод не обоснован.

На заседании Комиссии Заявитель предоставил дополнительные пояснения, в которых указал на отсутствие в тексте сообщения об объявлении торгов сведений о нахождении имущества в залоге у АО «Банк ДОМ.РФ».

Комиссией Томского УФАС России установлено, что Определением Арбитражного суда Томской области от 03.11.2022 по делу №А67-386/2021 квартира, являющаяся предметом торгов, является обеспеченным залогом имуществом в соответствии с требованием АО «Банк ДОМ.РФ» по кредитному договору №КОТ7181-19 от 28.03.2019 в размере 6 497 050,49 руб.

Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения, извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов; в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Организатора торгов требованиям, установленным частью 2 статьи 448 ГК РФ, а также части 10 статьи 110 Закона о банкротстве, так как в сообщении о проведении торгов не указаны сведения относительно ограничения прав и обременения недвижимого имущества, являющегося предметом торгов. Комиссия Томского УФАС России отмечает, что информация о торгах должна являться актуальной, соответствующей действительности на дату ее размещения и проведения торгов.

Таким образом, данный довод обоснован.

Помимо этого, Заявителем указано на сокращение Организатором торгов срока подачи заявок по сравнению со сроком, гарантированным Законом о банкротстве.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Как было указано ранее, сообщение о проведении торгов было опубликовано на ЕФРСБ 03.07.2023, в котором указан срок подачи заявок: с 18.07.2023 09:00 по 14.08.2023 09:00.

Таким образом, Организатором торгов установлены сроки для подачи заявок продолжительностью 31 рабочий день, что соответствует части 8 статьи 110 Закона о банкротстве.

С учетом изложенного, на основе исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Организатора торгов выявлено нарушение частьи 2 статьи 448 ГК РФ и абз. 2 п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве.

Жалоба обоснована в части.

Принимая во внимание вышеуказанное, руководствуясь статьей 18.1 Закона №135-ФЗ,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Локомотив» (вх. 6493/23 от 07.08.2023) на действия (бездействие) Организатора торгов - Финансового управляющего Черноусова В.А. при осуществлении торгов в открытой форме подачи предложений о цене «Квартира состоящая из 5(пяти) комнат, общая площадь 125 кв. м., расположенная по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Тверская. д.14, кв.112, кадастровый номер 70:21:020004:3304» (сообщение №11863706 от 03.07.2023, на ЭТП: 119931-МЭТС) (дело № 070/10/18.1-750/2023) обоснованной в части.

2. В действиях Организатора торгов - Финансового управляющего Черноусова В.А. выявлено нарушение части 2 статьи 448 ГК РФ, а также части 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

3. Выдать предписание об устранения выявленных нарушений.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2023-6438

 

 

Связанные организации

Финансовый управляющий Черноусов В.И.
ИНН 244304717246, ОГРН
ООО "Локомотив"
ИНН 7017391732, ОГРН 1157017022964