Решение б/н 18 августа 2020 года в Томское УФАС России поступила жалоба ... от 28 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-127/2020

 28.08.2020                                                                                                                  г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя комссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления;

членов комиссии: 

- Рыжковой Людмилы Михайловны, заместитель начальника отдела контроля монополистической деятельности,

- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,

рассмотрев дело № 070/07/3-127/2020, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью   «НьюМедТех» (далее – ООО «НьюМедТех» на действия заказчика – ОГАУЗ  «Томский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на поставку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ:  высокоэнергетического линейного ускорителя, информационно-управляющей системы,оборудования длядозиметрии, фиксирующего оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделй, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов,осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд  ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» (Извещение № 320093914444),

УСТАНОВИЛА:

 18 августа 2020 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО «НьюМедТех»  на действия Заказчика – ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспанцер» (далее – ОГАУЗ «ТООД», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на  поставку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ:  высокоэнергетического линейного ускорителя, информационно-управляющей системы,оборудования длядозиметрии, фиксирующего оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделй, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов,осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд  ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» ( (Извещение № 320093914444).

Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, Заказчиком  допущено нарушение требований  ст.3 Закона № 223-ФЗ, Закона о защите конкуренции, поскольку описание объекта закупки (пункты 2.9 - 2.9.19.9 Технического задания) по совокупности технических требований соответствует единственно возможному оборудованию  единственного производителя - Рентгенографическая система позиционирования и верификации положения пациента ЕхасТгас с принадлежностями производства «БрэйнЛАБ АГ», Германия.

Кроме того, податель жалобы полагает, что Заказчиком необоснованно объединены 2 товара в 1 лоте, рынок одного из которых, является неконкурентным.

           В один лот объединены два самостоятельных медицинских изделия:

1) рентгенографическая система позиционирования и верификации ЕхасТгас (производитель BrainLab, Германия, per. Удостоверение от 30.07.2010 №ФСЗ 2010/07558);

2) система лучевой терапии.

  В жалобе заявитель указал, что по смыслу ст. 17 Закона о защите конкуренции, ст. 3 Закона № 223-ФЗ в описание закупки не должны включаться требования, влекущие ограничение количества участников торгов. Объединение в один лот возможно при соблюдении следующих условий:

-           в отношении каждого товара существует конкурентный рынок, в том числе, каждый продавец одного товара имеет свободный доступ на рынок другого товара на равных условиях;

-           между товарами, включёнными в один лот, имеется технологическая связь.

 

Жалоба рассмотрена  посредством ВКС при участии представителя Заявителя  ООО  «НьюМедТех»  – М. по доверенности, в присутствии представителей ОГАУЗ  «Томский областной онкологический диспансер» - Р. по доверенности, Е. по доверенности, К. по доверенности.

Представители ОГАУЗ  «Томский областной онкологический диспансер» (далее - ОГАУЗ «ТООД», учреждение) в письменных пояснениях с доводами заявителя не согласились.

 

Рассмотрев существо жалобы, представленные документы и сведения, Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенные к частию в заседание по рассмотрению жалобы по существу,  установила следующие обстогятельства.

В связи с возникшей у Заказчика потребностью,  были совершенны действия по определению поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на поставку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ:  высокоэнергетического линейного ускорителя, информационно-управляющей системы,оборудования длядозиметрии, фиксирующего оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделй, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов,осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд  ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер.

Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На момент размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме № 320093914444 ОГАУЗ  «Томский областной онкологический диспансер» руководствовалось Положением о закупке, утвержденным Протоколом Наблюдательного совета ОГАУЗ «ТООД» от 30.03.2020 № 4/20. Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Порядок проведения аукциона закреплен в пп.65-120 Положения о закупке.

В описании объекта закупки № 320093914444 были установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели позволяющих определить потребность Заказчика характеристик ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ: высокоэнергетического линейного ускорителя, информационно-управляющей системы, оборудование для дозимитрии, фиксирующего оборудования.

По доводу заявителя, что совокупность пунктов 2.9 - 2.9.19.9 Технического задания соотествтвует  оборудования конкретного производителя  «БрэйнЛАБ АГ», Германия, Комиссией установлено следующее.

Данная закупка осуществляется в рамках реализации п. 83 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.02.2019 года № 56н «Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями» (далее - Приказ от 12.02.2019 года № 56н) и Распоряжения Администрации Томской области от 28.06.2019 года № 399-ра «Об утверждении региональной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 года» (далее - Распоряжение от 28.06.2019 года № 399-ра)

Из пояснений Заказчика следует, что указанные спорные показатели включены в техническое задание, поскольку являются существенными для Заказчика и необходимы для качественного оказания медицинской помощи исходя из потребности медицинского учрежденияв оказании специализированных видов медицинской помощи.

В пояснениях Заказчика указано следующее: «Для реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16, и для выполнения регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024 г», паспорт которого утвержден протоколом Совета при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам Томским, с целью повышения доступности населению Томской области всех современных методов лечения областным онкологическим диспансером был составлен проект Технического задания для приобретения необходимого оборудования.

В настоящее время в ТООД установлено современное диагностическое оборудование (КТ и МРТ томографы), позволяющее выявлять опухоли на ранних (первая, вторая) стадиях. Раннее обнаружение опухолей позволяет проводить радикальное лечение, подразумевающее максимальный локальный контроль со 100% выживаемостью. Для выполнения практически всех современных методик лучевой терапии в диспансере установлена современная радиотерапевтическая техника, в том числе ускорительный комплекс Elekta Synergy.

Однако, одна из самых эффективных методик лучевой терапии остается по прежнему недоступной для жителей Томской области. Речь идет о радиохирургии отдельных патологий. Радиохирургия - это вариант дистанционной лучевой терапии с использованием методов стереотаксической навигации и соответствующего технического оборудования, обеспечивающие высокоточную доставку максимальной дозы ионизирующего излучения к четко отграниченной мишени за минимально возможное число фракций. Величина дозы ионизирующего излучения при этом ограничивается риском развития лучевых осложнений и риском повреждения здоровых тканей.

Что касается частоты использования данного метода лучевой терапии, то достаточно перечислить показания к данному виду лечения: метастазы злокачественных опухолей в головной и спинной мозг, рецидивы первичных опухолей мозга, все доброкачественные новообразования головного мозга (невриномы слухового нерва и других черепно-мозговых нервов, мснингиомы любой локализации, новообразования шишковидной железы, новообразования гипофиза, краниофарингиомы, хордомы, артерио-венозные мальформации и кавернозные ангиомы). Число пациентов с такой патологией составляет десятки случаев в год.

Если говорить о частоте возникновения только метастатического поражения головного мозга у онкологических больных, то достаточно привести несколько показателей: у 8%-10% всех онкологических пациентов развиваются метастазы в головном мозге. Частота развития метастазов в головной мозг после 5 лет наблюдения составляет 16,3% у пациентов с диагнозом рак легких, 9,8% при почечно-клеточном раке, 7,4% при меланоме, 5,1% при раке молочной железы, 1,2% при колоректальном раке.

В настоящее время Учреждение вынуждены отказывать пациентам с доброкачественными новообразованиями в лечении, и эти пациенты либо подвергаются операции, либо направляются в другие регионы страны для проведения лучевой терапии (а именно - радиохирургии), т.к. ни в ОГАУЗ «ТООД», ни в НИИ онкологии нет необходимого оборудования.

Для исправления сложившейся ситуации в Томской области и выполнения современной радиохирургии необходимо наличие оборудования высокого уровня с определенными параметрами, которые мы установили в аукционной документации. А именно после изучения рынка оборудования - нашим потребностям соответствует система лучевой терапии Varian Medical Systems TrueBeam STx с принадлежностями или система стереотаксическая радиотерапевтическая Elekta Versa HD с принадлежностями, с возможной установкой оборудования рентгенографической системы позиционирования и верификации положения пациента как на оборудование Varian Medical Systems, так и Elekta.

При этом, обращаем внимание, что рентгенографическая система позиционирования и верификации положения пациента, крайне необходима для качественного и максимально полного использования ускорительного комплекса по следующим причинам.

При проведении сеансов радиохирургии, при заболеваниях головного и спинного мозга, особенно при доброкачественных опухолях, на передний план выступает необходимость защиты здоровых тканей мозга и, следовательно, необходимость строгого контроля позиционирования пациента, т.е., контроль точности ежедневной укладки пациента. Данная система не может использоваться самостоятельно (т.е. сама по себе), а должна быть установлена одновременно с любым из указанных ускорителей (Varian или Elekta).

В указанных выше линейных ускорителях имеются встроенные системы компьютерной томографии, которые позволяют осуществлять базовую первоначальную укладку пациента без поворота стола ускорителя, однако в процессе облучения теряется возможность контроля за положением пациента из-за смещений, происходящих во время поворота стола (при некомпланарном облучении).

При невозможности обнаруживать такие смещения возникает высокий неоправданный риск повреждения здоровых тканей, что в ряде случаев может привести к фатальным осложнениям. Именно для исключения таких грозных осложнений нами и было принято решение о комплектации ускорительного комплекса наиболее совершенными на момент проведения закупки системами для проведения процедур краниальной радиохирургии - стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента и неинвазивной системой укладки пациента для проведения процедур краниальной радиохирургии с использованием рентгенографической верификации по двум источникам изображений и роботизированного позиционирования пациента (№ п/п 2.9.1 -2.9.19; 2.9.19.1 - 1.9.19.9)

Использование указанной системы для проведения процедур радиохиругии головного мозга позволит осуществлять высокоточное лечение опухолевых и сосудистых патологических образований черепа, головного и спинного мозга, шеи и позвоночника. Преимуществом указанных систем для проведения процедур краниальной радиохиругии является возможность проведения радиохирургического вмешательства на объекте со сложной геометрической конфигурацией наряду с высокоточным планированием дозы облучения в различных частях опухоли.

Эта система обеспечивает субмиллиметровую точность укладки пациента по рентгеновским снимкам, непосредственный контроль положения пациента во время облучения по инфракрасным данным, мгновенную проверку и исправление отклонения при непроизвольном/произвольном перемещении пациента.

При этом известно, уже имеющиеся у производителей линейных ускорителей системы для проведения процедур краниальной радиохиругии, не являются альтернативными, и служат для других целей (объемная томография в коническом пучке, первоначальная укладка пациента по статическим рентгеновским снимкам) и имеют большую лучевую нагрузку на пациента".

Из данных пояснений . ОГАУЗ «ТООД» следует, что детализация данной закупки исходит из потребности Заказчика, именно, наличие требований, указанных в пунктах 2.9 - 2.9.19.9 Технического задания.

Согласно ч.1 ст.1 Закона № 223-ФЗ «целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений».

Системное толкование норм Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  позволяет сделать вывод о том, что Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

 

В соответствии с подпунктом 2 части 6.1 статьи 3 при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В техническом задание   аукциона в электронной форме №  32009391444  отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, следовательно, нет требования  на   указание «эквивалент».

Учитывая вышеизложенное, обжалуемые подателем жалобы действия Заказчика по нормированию им требований в пунктах 2.9 - 2.9.19.9  описания объекта закупки, которым соответствует оборудование BrainLAB Германия, само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований Закона № 223-ФЗ, поскольку, во-первых, такие действия корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки, во-вторых, такие действия обусловлены фактической необходимостью оказания медицинской помощи больным с онкопатологией головного и спинного мозга с использованием наиболее совершенного, высокоточного оборудования. При этом к моменту рассмотрения жалобы по существу подателем жалобы не было представлено доказательств того, что вышеописанную специфичную потребность заказчика возможно обеспечить путем использования иных систем для проведения процедур краниальной безрамочной радиохиругии.

Таким образом, в отсутствие доказательств обратного Комиссия пришла к выводу о том, что характеристики, указанные в пунктах 2.9 - 2.9.19.9  описания объекта закупки, были определены с учетом вышеуказанных особенностей, необходимых и имеющих значимость для заказчика в целях оказания медицинской помощи больным с онкопатологией головного и спинного мозга с использованием наиболее совершенного, высокоточного оборудования. В связи с чем в рассматриваемой части действия Заказчика,  не противоречат требованиям Закона №223-ФЗ.

 

Утверждение Заявителя на необоснованность  объединения  2 товара в 1 лоте, рынок одного из которых, является неконкурентным, Комиссия считает необоснованным.

Положения Федерального закона № 223-ФЗ не предусматривают запрета выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики имели возможность быть выделенными в отдельные лоты. Также как описание предмета закупки, формирование лотов подлежит оценке с точки зрения обусловленности их потребностями заказчика в каждом конкретном случае. При этом, положения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции не устанавливают препятствий, при наличии соответствующей потребности Заказчика, включать в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально связаны между собой.

В данном случае, Заказчиком были представлены пояснения о том, что закупка проводится в рамках реализации федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями», в соответствии  п. 83 приказа  Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.02.2019 № 5бн «Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощи больным с онкологическими заболеваниями» и распоряжение Администрации Томской области от  28.06.2019 № 399-ра «Об утверждении региональной программы» «Борьба с онкологическими заболеваниями в Томской области до 2024года».

В рамках указанных выше нормативно правовых актов предусмотрена необходимость оснащения Заказчика именно ускорительным комплексом с максимальной энергией 5-10 МэВ: высокоэнергетический линейный ускоритель, информационно-управляющей системы, оборудования для дозиметрии, фиксирующего оборудования (далее - Ускорительный комплекс). На приобретение именно данного оборудования бюджетом утверждены бюджетные ассигнования (соглашение № 6у о порядке и условиях субсидии на переоснащение медицинских организаций, оказывающих помощь больным с онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации Учреждения от 07.02.2020 года).

Поскольку линейный ускоритель не может использоваться «сам по себе», отдельно от другого оборудования, то следует обязательно учитывать, что устанавливать и вводить в эксплуатацию нужно одновременно весь необходимый комплекс оборудования, а именно - сам ускоритель, стереоскопическую систему контроля положения и укладки пациента, средства фиксации и иммобилизации пациента, системы планирования лучевой терапии и дозиметрическое оборудование.

В частности,  разделение закупки линейного ускорителя и стереоскопической системы контроля положения и укладки приведет к следующим последствиям:

  • линейный ускоритель и стереоскопическая система контроля положения и укладки пациента должны быть интегрированы (обозначены конкретные реперные параметры данного ускорителя и данной системы) на низовом программном уровне, в момент монтажа и пуско-наладке всего радиологического комплекса, без данной процедуры оборудование не будет функционировать в рамках единого комплекса;
  • раздельное осуществление проектных, строительных работ потребует дополнительных бюджетных средств, которые в рамках реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в бюджетной росписи отсутствуют;
  • ускорительный комплекс будет монтироваться в специально подготовленном помещении, взамен демонтированного гамма-терапевтического аппарата, на котором заказчиком в настоящее время проводится радиологическое лечение. Длительный процесс доукомплетования ускорительного комплекса вышеуказанной системой ограничит доступность медицинской помощи по профилю «Радиология», увеличит очередность на лечение, что негативно скажется на реализации федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» в Томской области.

-  вырастут риски ответственности поставщиков по обеспечению работоспособности высокотехнологичного оборудования, так как каждый будет нести ответственность только за свою часть, а не за комплекс оборудования в целом;

  • потребуется двойная работа по настройке системы планирования, поскольку при поставке стереоскопической системы контроля положения и укладки пациента дополнятся режимы работы самого ускорителя и, следовательно, возникнет потребность в проведении длительных настроек и дорогостоящих работ.

 Предусмотренный Описанием объекта закупки ускорительный комплекс работает в рамках единого технологического процесса, обеспечивает функционирование всего комплекса для выполнения высокосложных лучевых методик (стереотаксической гипофракционной радиотерапии и радиохирургии),  следовательно, является технологически и функционально связанным.

Таким образом, объединение в рассматриваемый объект закупки в рамках поставки ускорительного комплекса линейного ускорителя совместно со стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента, неинвазивной системой укладки пациента для проведения процедур краниальной безрамочной радиохирургии и стереотаксической лучевой терапии с использованием рентгенографической верификации по двум источникам изображений и роботизированного позиционирования пациента обусловлено специализированным характером закупаемого товара, формированием описания объекта закупки, исходя из вышеуказанной потребности заказчика, необходимостью достижения конечного результата - обеспечения бесперебойной работы ускорительного комплекса, подлежащего использованию в специфической деятельности заказчика, выражающейся в обеспечении прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь во исполнение федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Необходимость заказчика в достижении вышеуказанного конечного результата свидетельствует о наличии технологической и функциональной взаимосвязи, имеющейся в закупаемом ускорительном комплексе.

Доводы Заявителя  о том, что данная закупка является не конкурентной (выходит всегда на аналогичные торги 1 участник), Комиссия считает ошибочными.

На закупку Учреждении (извещение № 32009391444) поданы две заявки (заявка № 1 от 26.08.2020 года 10 часов 40 минут, заявка № 2 ОТ 26.08.2020 года 12 часов 09 минут), что является подтверждением конкуретности данного рынка.

 

  На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия установила, что фактическая потребность заказчика в поставке ускорительного комплекса в соответствии с Описанием объекта закупки обусловлена спецификой деятельности заказчика по оказанию своевременной и качественной медицинской помощи, а также необходимостью обеспечения исполнения федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями», что корреспондирует как требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно, целям эффективности, результативности осуществления закупок, указанным в статье 1 Закона №223-ФЗ.

В рассматриваемом случае закупка ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ:  высокоэнергетического линейного ускорителя, информационно-управляющей системы,оборудования длядозиметрии, фиксирующего оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделй, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов,осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий осуществляется Заказчиком в целях достижения максимального результата при оказании медицинской помощи, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающих обеспечение прав пациентов в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Комиссией учтено, что установление заказчиком любых характеристик, требований к товарам может повлечь невозможность принятия участия того или иного лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить объективно требуемый Заказчику ускорительный комплекс, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение договора, возможности поставить ускорительный комплекс, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.

Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

 В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Характеристики являющегося объектом закупки оборудования, указанные в Описании объекта закупки, были определены с учетом конструктивных и технологических особенностей, необходимых и имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания своевременной и качественной медицинской помощи пациентам с опухолевыми, сосудистыми патологическими образованиями черепа, головного и спинного мозга, шеи и позвоночника, с применением оборудования, соответствующего характеристикам, указанным в Описании объекта закупки. Отсутствие в аукционной документации сформированной с учетом потребности заказчика детализации характеристик поставляемого товара может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с определением соответствия предлагаемого товара потребностям Заказчика, и привести к закупке оборудования, не соответствующего потребности Заказчика, что может повлечь риски для жизни и здоровья указанной группы пациентов.

Поскольку в зависимости от своих потребностей Заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию Комиссии не входит вмешательство в определение потребности Заказчика, то действия Заказчика, связанные с формированием Описания объекта закупки, отражающего действительную нужду Заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое Описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону №223-ФЗ.

Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что характеристики, указанные в пунктах 2.9 - 2.9.19.9 Технического задания, были включены в аукционную документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту и фактически исключили возможность участия в торгах какого-либо иного лица.

Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях Заказчика, нарушений требований Законодательства о  закупках.  Заказчиком при  формировании закупочной документации соблюдены требования, предусмотренные Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке. Нарушения в части формирования закупочной документации, извещения отсутствуют.

В жалобе заявителя отсутствуют сведения о действиях Заказчика, повлекших  нарушения, указанные в п.2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. На основании изложенного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Документация рассматриваемого аукциона в электронной форме разрабатывалась и утверждалась Заказчиком исходя из своих потребностей, на основании Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках Заказчика и  не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу своей специфики может быть поделен на более мелкие части. В связи с тем, что на торги (извещение № 320093914444) подано две заявки, данные торги признаются конкурентными.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что проводимая Заказчиком закупка ограничивает конкуренцию, также не представил сведений или документов, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов действиями Заказчика.

Комиссия Томского УФАС России не выявила в действиях ОГАУЗ  «Томский областной онкологический диспансер»   признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав представителей стороны заказчика,  заявителя, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.10 ст.3, ч. 10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО  «НьюМедТех»  на действия заказчика – ОГАУЗ  «Томский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на поставку ускорительного комплекса с максимальной энергией 5-10 МэВ:  высокоэнергетического линейного ускорителя, информационно-управляющей системы,оборудования длядозиметрии, фиксирующего оборудования, ввод в эксплуатацию медицинских изделй, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия и специалистов,осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд  ОГАУЗ «Томский областной онкологический диспансер» (Извещение № 320093914444) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                              В.И. Шевченко

Члены Комиссии:                                                                                         Л.М. Рыжкова

                                                                                                                 В.А. Константинов

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны