Решение №АА/1270/23 Решение по делу №070/07/3-187/2023 от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-187/2023

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-187/2022

 

02.03.2023 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев при использовании средств видео-конференц-связи дело № 070/07/3 -187/2023, возбужденное по жалобе ООО ИТЦ «Спектр» (вх. 1456-ЭП/23 от 27.02.2023) на действия (бездействие) Заказчика ОГБУЗ «Молчановская районная больница» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинского оборудования (облучатель фототерапевтический неонатальный) с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала по правилам эксплуатации оборудования и правилам техники безопасности» (извещение № 32312121432) (далее – Запрос котировок), при участии представителя Заказчика – Ставской В.Д. (доверенность от 28.02.2023), при участии представителя Заявителя – Кабанова Д.А. (лица, имеющего право действовать без доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу (вх. 1456-ЭП/23 от 27.02.2023) на действия закупочной комиссии Заказчика ОГБУЗ «Молчановская районная больница» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинского оборудования (облучатель фототерапевтический неонатальный) с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала по правилам эксплуатации оборудования и правилам техники безопасности» (извещение № 32312121432).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: Техническое задание Заказчика составлена под одного производителя, что необоснованно сокращает число участников закупочной процедуры.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали письменный отзыв, представленный в материалы дела (вх. № 1604-ЭП/23 от 01.03.2023).

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, считает установленным следующее.

Извещение о проведении при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинского оборудования (облучатель фототерапевтический неонатальный) с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала по правилам эксплуатации оборудования и правилам техники безопасности» (извещение № 32312121432) размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 15.02.2023.

На момент рассмотрения жалобы Договор не заключен.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Молчановская районная больница» версия 16 от 30.09.2022.

Согласно пункта 123-1 Положения о закупках при осуществлении запроса котировок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заказчиком размещается в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В силу части 1 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении: запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является «Поставка медицинского оборудования (облучатель фототерапевтический неонатальный) с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала по правилам эксплуатации оборудования и правилам техники безопасности».

В соответсиве с извещением №32312121432 о проведении запроса котировок «Описание предмета закупки, количество поставляемого товара» в табличной части представлено описание предмета закупки представляющее собой ряд требований к значениям показателей технических и эксплуатационных характеристик, с определением единиц измерения и допустимого диапазона значений показателей.

Согласно пояснениям Заявителя установленные технических характеристик подпадают под производителя ОАО ПО «УОМЗ» г. Екатеринбург – ОФН-03-«УОМЗ». Технического задания невозможно указать ни одного производителя аналогичного оборудования соответствующий требованиям закупки, кроме ОФН-03-«УОМЗ».

В подтверждение указанного довода Заявителем приведена сравнительная таблица 3 фототерапевтических облучателей различных производителей.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что описание предмета закупки не содержит указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания и фирменных наименований и соответствует требованиям части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме этого, Заказчик представил письменные пояснения, исходя из пояснений следует, что Заказчик при проведении закупки самостоятельно определяет конкретные характеристики товара, необходимого для осуществления своей деятельности. При этом в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют какие-либо требования к товару, влекущие к ограничению участников закупки, так как нет указаний на знаки обслуживания, товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя, под характеристики указанные в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме

При проведении закупки, Заказчиком были указаны характеристики товара, соответствующего именно требованиям Заказчика, а не товару, имеющемся у участников закупки. Также Заказчик не согласен, что составленное Техническое задание ограничивает конкуренцию, Заказчик пояснил, что на стадии проведения мониторинга цен были направлены запросы коммерческого предложения и по итогам мониторинга как минимум три организации готовы поставить товар с указанными характеристиками.

Подтверждении своих довод Заказчик направил в адрес Томского УФАС России коммерческие предложения и представил информацию согласно которой под характеристики, установленные в Техническом задании документации об электронном аукционе подходят:

- Облучатель фототерапевтический неонатальный ОФН-03-«УОМЗ» производства ОАО ПО «УОМЗ»;

- Система фототерапии для новорожденных Lullaby LED с принадлежностями.

Учитывая обстоятельства дела, Комиссия Томского УФАс России приходит к выводу о недоказанности заявителем отнесения технических характеристик в том виде, в котором они указаны в техническом задании к одному производителю.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках.

Жалоба не обоснована.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона 223-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ИТЦ «Спектр» (вх. 1456-ЭП/23 от 27.02.2023) на действия (бездействие) Заказчика ОГБУЗ «Молчановская районная больница» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинского оборудования (облучатель фототерапевтический неонатальный) с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала по правилам эксплуатации оборудования и правилам техники безопасности» (извещение № 32312121432) необоснованной.

2. В действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено.

3. Предписание не выдавать.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-1635

 

 

Связанные организации

РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГБУЗ "Молчановская районная больница"
ИНН 7010000764, ОГРН 1027003354300
ООО ИТЦ "Спектр"
ИНН 1831184207, ОГРН 1171832006587