Решение №ОР/3639 жалоба на Организатора торгов от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ПАО «Т»

Организатор торгов:

А

5

РЕШЕНИЕ

по делу №070/10/18.1-59/2021

г. Томск 19.05.2021

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- А

членов комиссии:

- Р

- Н

рассмотрев дело № 070/10/18.1-59/2021, возбужденное по жалобе ПАО «Т на действия/бездействия Организатора торгов- Администрации Т при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже муниципального имущества МО "Томский район»- объектов электросетевого хозяйства (Извещение № 300321/0009032/02) с участием представителей Заявителя Ф ), М ); представителей Организатора торгов С, К).

УСТАНОВИЛА:

Публичное акционерное общество «Т» (далее – Заявитель, ПАО «ТРК») подало в Томское УФАС России жалобу (вх.3189 от 29.04.2021) на действия организатора торгов – Администрацию Т (далее – Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже муниципального имущества МО "Т» - объектов электросетевого хозяйства (Извещение № 300321/0009032/02).

По мнению Заявителя, Организатор торгов допустил нарушения действующего законодательства, а именно:

  1. Неправильный выбор формы проведения торгов – объекты

электроэнергетики не могут быть приватизированы посредством аукциона.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества установлен Федеральным законом от 21.122001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества (далее – Закон № 178- ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 18 Закона № 178-ФЗ на аукционе подлежит продаже государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. По мнению заявителя, при наличии таких условий установленный пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона № 178-ФЗ способ приватизации муниципального имущества (продажа государственного или муниципального имущества на аукционе) не может быть использован.

В силу пункта 1 статьи 31 Закона № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным законом или иными федеральными закона, и публичным сервитутом.

Так, в отношении продаваемого с торгов имущества Организатором торгов установлены следующие обременения: договор аренды на неопределенный срок, эксплуатационные, инвестиционные обязательства (п.2 Информационного сообщения о проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества).

Поскольку в рассматриваемом случае при приватизации обозначенных объектов электросетевого хозяйства в силу пункта1 статьи 30.1, пунктов 1,2 статьи 31 Закона № 178-ФЗ, в также в соответствии с требованиями аукционной документации должны сохраняться их назначение как объектов электроснабжения, а также соблюдаться условия эксплуатационных и инвестиционных обязательств, у победителя торгов имеется обязанность выполнить в отношении этого имущества определенные условия.

  1. Отсутствие оценки продаваемого имущества.

Статья 3 Закона о защите конкуренции устанавливает, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов рыночной, кадастровой или иной стоимости. При этом, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона № 178-ФЗ со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальной имущество, имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

Отчет об оценке муниципального имущества, являющегося предметом торгов, должен входить в состав конкурсной документации, так как это отвечает принципу открытости деятельности органов местного самоуправления и соответствует требованиям действующего законодательства о приватизации.

Однако, отчет об оценке не был размещен в составе закупочной документации. Информация об оценке продаваемых объектов электросетевого хозяйства отсутствует также в информационном сообщении о проведении аукциона.

  1. Отсутствие указания на продаваемое имущество в Программе

приватизации, а также его обременение.

В соответствии со статьей 10 Закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственной субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации.

В Программе приватизации муниципального имущества МО «Т» на 2021 год, утвержденной Решением Думы Та, от 25.02.2021 № 37, в перечень приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности входят «Объекты электросетевого хозяйства, Тообласть, Трайон».

Таким образом, Программа приватизации не содержит конкретный перечень приватизируемого имущества. Кроме того, в Программе приватизации отсутствует указание на наличие обременения подлежащих продаже объектов электросетевого хозяйства.

  1. Порядок информационного обеспечения торгов не отвечает требованиям

Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества размещено с нарушением установленного законом срока.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 178-ФЗ продолжительность приема заявок не должна быть менее, чем 25 дней.

Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее – Постановление № 860) прием заявок и прилагаемых к ним документов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении и о проведении продажи имущества, осуществляется в течение нет менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников.

Указанные нарушения ущемляют (могут ущемлять) права и законные интересы потенциальных участников торгов, заинтересованных в приобретении муниципального имущества, в том числе , Заявителя, и привели (могут привести) к созданию условий, препятствующих подачи потенциальными участниками заявок на участие в торгах, а также к сокращению числа участников торгов.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласился.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ПАО «Т» обладает правом на обжалование действий организатора спорных торгов.

В силу пункта 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Жалобы на торги в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен сайт www.torgi.gov.ru.

30.03.2021 на официальном сайте торгов было размещено извещение № 300321/0009032/02 о проведении Администрацией Т района открытого аукциона по продаже муниципального имущества МО "Т район» - объектов электросетевого хозяйства.

Срок начала подачи заявок: 31.03.2021.

Дата и время окончания подачи заявок : 25.03.2021 (время -20.00).

Дата определения участников торгов: 26.04.2021 (время – 7.00), протокол по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме размещен в указанную дату.

Срок подведения итогов – 30.04.2021 (6.00).

Рассматривая довод заявителя о выбранной форме проведения торгов в виде аукциона Комиссия Томского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества установлен Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон № 178-ФЗ).

В статье 2 Закона №178-ФЗ определены основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Установленные в статье 13 названного Закона способы приватизации призваны обеспечивать равенство покупателей государственного и муниципального имущества и открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На основании части 14 статьи 32.1 Закона №178-ФЗ порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - Положение).

Приватизация муниципального имущества осуществляется, в частности, путем продажи на аукционе (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Закона № 178-ФЗ).

Как следует из пункта 1 статьи 18 Закона № 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложил в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

В пункте 1 статьи 30.1 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

В силу пункта 1 статьи 31 Закона № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Извещением № 300321/0009032/02 от 30.03.2021 Организатором аукциона установлены следующие обременения: имущество обременено договором аренды на неопределённый срок, а также эксплуатационными и инвестиционными обязательствами:

- Эксплуатационные обязательства - это обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- Инвестиционные обязательства предусматривают обеспечение комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания, строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов электросетевого хозяйства. Предельный срок исполнения инвестиционных обязательств в течение трех лет.

Принимая во внимание, что аукционная документация содержит условия для покупателя о необходимости выполнения строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов электросетевого хозяйства, а также о необходимости поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги и обеспечивать возможность их получения, следовательно, обозначенное имущество не может быть отчуждено путем проведения аукциона, должен быть применен иной способ приватизации муниципального имущества (один из предусмотренных статьей 13 Закона № 178-ФЗ).

В данном случае выбор неверного способа приватизации муниципального имущества мог привести к ограничению количества претендентов, желающих принять участие в процедуре торгов, а также кардинально нарушен порядок проведения торгов, поскольку применялись совершенно иные критерии и подходы к оценке претендентов в отличие от проведения торгов иным способом.

Таким образом, Комиссией Томского УФАС России установлено, что организатором торгов выбран неверный способ приватизации, что является нарушением пункта 1 статьи 18 Закона №178-ФЗ.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа не связана доводами жалобы, рассматривает все обстоятельства в совокупности и принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно статьи 15 Закона № 178-ФЗ под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозных планом (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Однако, в Программе приватизации муниципального имущества МО «Т район» на 2021 год, утвержденной Решением Думы Т района , от 25.02.2021 № 37, в перечень приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности входят «Объекты электросетевого хозяйства, Т область, Т район».

Таким образом, Программа приватизации не содержит конкретный перечень приватизируемого имущества. Кроме того, в Программе приватизации отсутствует указание на наличие обременения подлежащих продаже объектов электросетевого хозяйства, тем самым условия муниципального имущества фактически не утверждены.

Согласно пункту 8 статьи 30.1 Закона № 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств подлежат включению в состав решения об условиях приватизаций государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.

Таким образом, на аукцион выставлено имущество, которое не было включено в Программу приватизации муниципального имущества на 2021 год.

Отсутствие сведений об имеющемся обременении приватизируемого имущества договорами аренды, эксплуатационными и инвестиционными обязательствами ввело в заблуждение потенциальных покупателей относительно предмета приватизации.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Думы Трайона могут содержаться признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии Думой Т района Программы приватизации, не содержащей указания на обременение объектов электросетевого хозяйства, что может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц на свободный доступ к информации о приватизации муниципального имущества, поскольку потенциальные участники, имеющие намерение принять участие в рассматриваемом аукционе, были лишены возможности ознакомления с инвестиционными обязательствами в отношении реализуемого муниципального имущества.

Также, Комиссией Томского УФАС России Организатором торгов неправомерно установлена дата окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий день.

Согласно извещению о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 25.03.2021 (нерабочий день).

В соответствии со статей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24.00 часов последнего дня срока.

Кроме того, согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года №860 «Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме» (далее – Постановление № 860) прием заявок и прилагаемых к ним документов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее, чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников аукциона.

Таким образом, учитывая, в том числе, положения гражданского законодательства Российской Федерации, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что Организатор торгов неправомерно установив дату окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий день, тем самым фактически сократил срок подачи заявок на участие в аукционе, нарушил требования пункта 21 Постановления №860.

Как установлено частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.

Пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции содержит полномочие антимонопольного органа по выдаче, в частности, организатору торгов обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

В связи с выявленными нарушениями, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании спорного аукциона.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 15, статьей 18.1 (частями 17, 20) и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Томского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ПАО «Т» на действия Администрации Т

района при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже муниципального имущества МО "Т район»- объектов электросетевого хозяйства (Извещение № 300321/0009032/02) обоснованной, в части выбора способа реализации муниципального имущества по средствам аукциона и нарушения порядка определения срока подачи заявок на участие в торгах, а также срока проведения аукциона.

2. Признать Администрацию Т района нарушившей пункт 1 статьи 18 Закона № 178-ФЗ, пункт 21 Постановления №860.

3. Выдать Администрации Т района предписание об устранении допущенных нарушений, указанных в настоящем решении.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Т района.

5. Передать соответствующему должностному лицу Томского УФАС России материалы дела № 070/07/18.1-59/2021 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии . А

Члены Комиссии:  Р

 

Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны