Решение №КК/4116 решение от 16 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявитель:

ООО «ОМС-МРегион»

 

 

Заказчик:

Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская больница №1»

 

 

Электронная площадка:

РТС-тендер

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-649/2022

 15.09.2022                                                                                                                             г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

 

рассмотрев дело № 070/07/3-649/2022, возбужденное по жалобе (вх.6605 от 061.09.2022) ООО «ОМС-МРегион» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) ОГАУЗ «Детская больница №1» (далее – Заказчика) - при осуществлении закупки в форме электронного конкурса «Оказание услуг по организации питания пациентов ОГАУЗ «Детская больница №1» (извещение № 32211636152), при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Жданова Ю.А. (доверенность от 06.09.2022), при участии посредством ВКС представителей Заказчика – Гребенниковой Е.Н. (доверенность №06-09/2022 от 06.09.2022), Мартыновой О.Ю. (доверенность №07-09/2022 от 07.09.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

ООО «ОМС-МРегион» направило в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ «Детская больница №1» - при осуществлении закупки в форме электронного конкурса «Оказание услуг по организации питания пациентов ОГАУЗ «Детская больница №1» (извещение № 32211636152) (далее – конкурс). 

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:

1. Заказчик неправомерно не установил в конкурсной документации порядок оценки заявок коллективных участников;

2. Заказчиком установлено требование о предоставлении участником конкурса договоров/контрактов для подтверждения опыта оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений со сроком исполнения не ранее 01.01.2018.

3. Заказчиком в документации неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки по подкритерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания» критерия «Квалификация участника закупки», максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, имеющего опыт работы 25 лет и более.

Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Извещение и конкурсная документация № 32211636152, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) - 22.08.2022.

Конкурс признан несостоявшимся на основании пункта 36 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», так как по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Относительно первого довода Заявителем установлено следующие:

В силу части 2.3 статьи 2 Закона №223-ФЗ Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке сведения, в том числе, о порядке подготовки и (или) осуществления закупки.

Изучив документы и сведения, Комиссией установлено, что конкурсная документация не содержит положений о порядке оценки заявок коллективных участников.

Вместе с тем, Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «Детская больница №1», утвержденное наблюдательным советом Учреждения 22.03.2019 года, разработано и утверждено на основании Типового положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом Департамента государственного заказа Томской области от 18.06.2018 №13-п, указанное Типовое положение не предусматривает порядок оценки заявок коллективных участников закупки.

В соответствие с частью 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть установлены сведения, определенные положением о закупке, в том числе: согласно раздела 13 Документации «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» и раздела 14 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке».

Согласно Конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе комиссией осуществляется по следующим критериям:

№ п/п

Наименование критерия оценки

Значимость критерия (коэффициент значимости),%

1

Цена за единицу услуги

40 (0,40)

2

Квалификация участника закупки

60 (0,60)

В соответствие с Конкурсной документаций оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется в следующем порядке:

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена за единицу услуги», определяется по формуле:

Rai= Amax-AiAmax ×100,

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax -  начальная (максимальная) цена Договора;

Ai -  цена Договора, предложенная i-м участником.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения об оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критерию «Цена за единицу услуги» производятся по предложенной в указанных заявках цене Договора, сниженной на 15 %.

При этом Договор заключается по цене за единицу услуги, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Таким образом, Комиссией установлено, что критерии оценки не предусматривают отдельного, отличного от порядка оценки единоличного участника порядка оценки заявки коллективного участника Конкурса, в связи с чем оценка заявки коллективного участника должна осуществляться на общих условиях, как единолично поданная заявка.

Одновременно, Комиссия обращает внимание, что частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Из приведенной нормы права следует, что законодатель не отделяет единоличного участника от участника, состоящего из субъектов, объединенных договором консорциума, напротив, объединяя таких участников одним общим понятием – «участник закупки».

Необходимо отметить, что участвуя в конкурентных процедурах, все участники (как единоличные, так и коллективные, равно как и физические лица, наряду с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) обладают равными правами, имеют один статус - участник закупки, наделяются едиными обязанностями.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В этой связи Комиссия приходит к выводу, что требования закупочной документации, в частности порядок оценки заявок участников, должны быть предъявлены ко всем участникам (как единоличным, так и коллективным) в равной степени, обратное будет являться нарушением установленных пунктом 2 статьи 1 части 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод жалобы не обоснован.

Относительно второго довода установлено следующие:

Представители Заказчика пояснили, что установление данного требования никак не ограничивают конкуренцию, указанное требование установлено Заказчиком в соответствии с изменениями санитарно-эпидемиологических требований.

На заседании Комиссии установлено, что согласно подпункту 2 пункта 14 конкурсной документации «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» в рамках оценки заявок оценке подлежат:

Наименование подкритерия

Предмет оценки и значение подкритерия

Значение

в баллах

1

Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций

Наличие у участника закупки опыта оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций, подтвержденного документально:

а) копией (ями) заключенного (ых) в период с 01.01.2018 и исполненного (ых) по дату подачи заявки на участие в конкурсе контракта (ов)/ договора (ов);

б) копией (ями) документа (ов) о приемке оказанных услуг без замечаний.

50

Отсутствие опыта.

Наличие опыта, не подтвержденное документально.

0

В соответствие с вышеизложенным, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что данные требования оценки заявок Заказчика приводит к необоснованности ограничения, так как участник закупки, предоставивший договоры/контракты, заключённые с 01.01.2018 сможет получить максимальное количество баллов. Установив спорный критерий оценки, Заказчик создал преимущественные условия участникам закупки, предоставивший договор/контракт в указанный период, что не позволит участникам, у которых такие договоры/контракты на оказание услуг были оказаны до 01.01.2018, принять участие в конкурентной борьбе, так как заявка по критерию будет оценена в 0 баллов.

Таким образом, требования в порядке оценки Конкурсной документации по показателю «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» о предоставлении к оценке контрактов (договоров) заключенных в период с 01.01.2018, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Относительно третьего довода установлено следующее: 

В соответствие с подпунктом 2 пункта 14 конкурсной документации «Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» производится на основании следующих подкритериев

Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания.

 

Стаж определяется:

- для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания до 01.07.2009 – с момента государственной регистрации юридического лица;

 

- для организаций, фактически приступивших к оказанию услуг в сфере общественного питания с 01.07.2009 - по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».  

 

Менее 5 лет

0

Более 5 лет до 10 лет включительно

5

Более 10 лет до 15 лет включительно

15

                                             Более 25 лет

 

50

Учитывая, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) действует около 13 лет, следовательно, указание в документации в подкритерии стажа работы в сфере оказания услуг общественного питания определяемого по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 8 Закона№ 294-ФЗ, не может быть более 25 лет.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Учитывая изложенное, поскольку у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с момента вступления в силу статьи 8 Закона № 294-ФЗ возникает обязанность уведомлять о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный орган в соответствующей сфере деятельности, следовательно, критерий стажа работы в сфере оказания услуг по организации питания в силу указанного закона позволяет объективно оценить опыт хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по организации питания.

На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Критерий оценки квалификации участника закупки по подкритерию «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания» конкуренцию не ограничивает. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанный критерий деятельности участника позволяет судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия при оценке квалификации участника конкурса является обоснованным.

Данный критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки соответствующего опыта не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому с таким участником по результатам проведения открытого конкурса. В данном случае включение данного критерия оценки заявок безусловно приведет к сужению круга потенциальных участников закупки, и является условием, нарушающим положения Закона о закупке. Кроме того, стаж работы в сфере оказания услуг по организации питания который определяется по дате регистрации юридического/физического лица (с учетом правопреемственности) в налоговом органе не позволяет установить точное время (период) начала осуществления деятельности в сфере оказания услуг по организации питания, поскольку юридическое/физическое лицо могло не оказывать данный вид деятельности с момента регистрации юридического/физического лица в налоговом органе.

Комиссия Томского УФАС России, установив указанные обстоятельства, пришла к выводу о том, что жалоба в данной части признана обоснованной.

Таким образом, Заказчик нарушил положение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ при установлении требования по критерию «Квалификация участника конкурса».  

Жалоба признана частично обоснованной.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ОМС-МРегион» на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ «Детская больница №1» - при осуществлении закупки «Оказание услуг по организации питания пациентов ОГАУЗ «Детская больница №1» (извещение № 32211636152) частично обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ.
  3.      Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц виновных в нарушении Закона 223-ФЗ к административной ответственности.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны