Решение б/н 070/01/15-69/2020 от 27 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №070/01/15-51/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «27» июля 2020 года                                  г. Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе: председателя комиссии — Бутенко И.В. – заместителя руководителя Томского УФАС России, членов комиссии: Абрамова А.В. – ведущего специалиста-эксперта Томского УФАС России, Романчуговой О.А. – специалиста-эксперта Томского УФАС России, без участия представителя Администрации Пудовского сельского поселения (уведомлена надлежащим образом), представителя ООО «Водовод-М» (уведомлено надлежащим образом) и представителя ООО «КСМУ» (уведомлено надлежащим образом), рассмотрев дело № 070/01/15-51/2020 по признакам нарушения Администрацией Пудовского сельского поселения (636316, Томская область, Кривошеинский район, с. Пудовка, ул. Центральная, 64) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела №070/01/15-51/2020 о нарушении антимонопольного законодательства является факт неисполнения предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также – Томское УФАС России), выданного Администрации Пудовского сельского поселения (далее также – Администрация) от 23.01.2020 за №АА/309 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи муниципального имущества в аренду в соответствии с требованиями действующего законодательства, и сообщить о предпринятых мерах по передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности.

На заседание Комиссии представитель от Администрации не явился (извещена надлежащим образом). Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией представлены все запрашиваемые документы и письменные пояснения. Согласно представленным письменным пояснения (от 23.04.2020 №97, от 24.04.2020 №98, от 01.06.2020 №135, от 25.06.2020 №160 и от10.07.2020 №175) и документам Администрация не отрицает в своих действиях, выразившихся в передаче муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры) в пользование хозяйствующему субъекту без проведения конкурсных процедур нарушение антимонопольного законодательства.

От ООО «Комплексное Строительно-Монтажное Управление» представитель на заседание Комиссии не явился, представлены письменные пояснения по делу от 20.04.2020 №3 с указанием на нарушение Администрацией норм антимонопольного законодательства.

От заинтересованного лица - ООО «Водовод-М» представитель на заседание Комиссии также не явился, представлены письменные пояснения от 02.04.2020 №29 своей позиции по настоящему делу с приложением документов.

На основании документов, находящихся в деле №070/01/15-51/2020, письменных пояснений Комиссией Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

Между Администрацией Пудовского сельского поселения (далее также - Администрация) и Обществом с ограниченной ответственностью «Водовод-М» (далее также – ООО «Водовод-М») были заключены договор аренды муниципального имущества №3 от 01.07.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), договор аренды муниципального имущества №4 от 01.08.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), договор аренды муниципального имущества №5 от 01.08.2019 года со сроком действия 1 месяц (теплоснабжение), договор аренды муниципального имущества №6 от 01.09.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), договор аренды муниципального имущества №7 от 01.10.2019 года срок действия 1 месяц (теплоснабжение), договор аренды муниципального имущества №8 от 01.10.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), договор аренды муниципального имущества №9 от 01.11.2019 года срок действия 1 месяц (теплоснабжение) и договор аренды муниципального имущества №4 от 01.11.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение).

Согласно вышеперечисленным договорам аренды муниципального имущества Администрацией передавалось ООО «Водовод-М» муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры для целевого использования: оказание коммунальных услуг (водоснабжение и теплоснабжение) потребителей на территории Пудовского сельского поселения без проведения конкурсных процедур.

23.01.2020 г. (исх. №309) Томским УФАС России выдано предупреждение Администрации о необходимости прекращения указанных действий путем осуществления передачи муниципального имущества в аренду в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также сообщить о предпринятых мерах по передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности, в аренду.

13.03.2020 г. письмом (вх. №1656) Администрация сообщила, что на основании постановления Главы Администрации от 30.01.2020 г. №10 объявлен конкурс на право заключения договора аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности МО «Пудовское сельское поселение». Извещение о проведении торгов №120220/1823154/01.

Поскольку признаки нарушения ч. 1. ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией в установленный предупреждением срок устранены не были, принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства 070/01/15-69/2020 (ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Определением от 30.03.2020 г. №АА/1444 дело №070/01/15-69/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

Из письменных пояснений от 24.04.2020 (исх. №98), представленных на заседание Комиссии следует, что Администрация заключала с ООО «Водовод-М» вышеуказанные договоры аренды, срок каждого из которых не превышает одни месяц в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты водоснабжения), находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Пудовское сельского, для того что бы обеспечить водой население Пудовского сельского поселения, объекты социальной сферы, производственные объекты СПК «Белосток», а также для того что бы начать отопительный сезон 2019-2020г. Согласно договору аренды услуги теплоснабжения оказываются двум социально-важным объектам - Пудовской средней школе и датскому саду «Улыбка».

В письменных пояснениях от 23.04.2020 г. (исх. №97) Администрацией представлена информация о том, что на основании постановления Главы Администрации от 30.01.2020 г. №-10 объявлен конкурс на право заключения договора аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Пудовского сельское поселение. Извещение о проведении торгов № 120220/1823154/01.

13.04.2020 г. опубликован протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению № 120220/1823154/01 лот № 1. Решением комиссии конкурс признан не состоявшимся, т.к. подана единственная заявка на участие в торгах – ООО «Водовод-М».

20.04.2020 г. опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 120220/1823154/01 лот №2. Комиссией принято решение заключить договор аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты теплоснабжения), с единственным участником - ООО «Водовод-М», сроком на десять лет, а также заключить договор аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты водоснабжения), с единственным участником - ООО «Водовод-М», сроком на десять лет. Заключение договоров аренды планируется на 30.04.2020г.

В материалы дела представлены копии договоров аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности МО «Пудовское сельское поселение» № 1 и № 2 от 01.05.2020г., заключенные на основании проведенных торгов № 120220/1823154/01. Срок, на который заключены договоры, составляет 10 лет.

Дополнительных документов и пояснений, а также доводов об отсутствии нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» в заседание Комиссии от Администрации не поступало.

От ООО «Водовод-М» в материалы дела представлены письменные пояснения от 02.04.2020 г. №29 своей позиции по настоящему делу, указано, что доводы в определении о назначении дела к рассмотрению от 30.03.2020 г. №АА/1444 являются объективными.

В материалы дела представлена копия договора аренды муниципального имущества №6 от 01.03.2020 г. и копия договора аренды муниципального имущества №5 от 01.03.2020 г. Указанными договорами в пользование ООО «Водовод-М» передавались объекты водоснабжения и теплоснабжения на срок 30 дней.

Иные документы и письменные пояснения, а также документы, подтверждающие возврат муниципального имущества в материалы рассматриваемого дела не предоставлялись.

В своих письменных пояснениях по делу от 20.04.2020 г. (исх. №3) ООО «Комплексное Строительно-Монтажное Управление» полагает, что в действиях Администрации, выразившихся в передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения, теплоснабжения) без проведения конкурентных процедур содержат признаки нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Иные пояснения и документы ООО «Комплексное Строительно-Монтажное Управление» в материалы дела не предоставлялись.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела №070/01/15-69/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, установив все обстоятельства по настоящему делу, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела приходит к выводу, что в действиях Администрации Пудовского сельского поселения по передаче муниципального имущества коммунальной инфраструктуры для целевого использования: оказание коммунальных услуг (водоснабжение и теплоснабжение) потребителей на территории Пудовского сельского поселения в пользование ООО «Водовод-М» могли и (или) могут привести к нарушению ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» при этом исходя из следующих доказательств по делу.

Частью 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Материалами дела установлено, что Администрацией в 2019 году заключены договоры аренды муниципального имущества в отношении объектов коммунальной инфраструктуры (водоснабжение и теплоснабжение), и иных объектов коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Пудовского сельское поселение №3 от 01.07.2019, №4 от 01.08.2019, №5 от 01.08.2019, №6 от 01.09.2019, №7 от 01.10.2019, №8 от 01.10.2019 №9 от 01.11.2019 и №4 от 01.11.2019. Договоры заключались на срок не более чем 1 (один) месяц с ООО «Водовод-М».

При этом документы, подтверждающие, что муниципальное имущество возвращалось Администрацией на момент подготовки и выдачи заключения об обстоятельствах дела №070/01/15-51/2020 не предоставлялись.

Из представленных договоров аренды следует, что коммунальное имущество предоставлялось в пользование ООО «Водовод-М» в течении 5-и последовательных календарных месяцев на совокупный срок более чем 30 (тридцать) календарных дней, без проведения торгов (конкурса, аукциона).

Пунктом 11 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность заключения договоров аренды (иного пользования) в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов, если они заключаются на срок не более 30 (тридцать) календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

Однако предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем 30 (тридцать) календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения торгов запрещается.

Исходя из вышеизложенного, Администрация не имела правовых оснований для заключения рассматриваемых договоров на временное владение (пользование) муниципальным имуществом с хозяйствующим субъектом.

Таким образом, заключение вышеуказанных договоров указывает на то, что передача муниципального имущества ООО «Водовод-М», на совокупный срок более чем 30 (тридцать) календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, а также передача муниципального имущества без проведения торгов (конкурса, аукциона), создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование, и создаёт препятствия доступу к муниципальному ресурсу иных хозяйствующих субъектов, которые также могут и (или) могли иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества.

Относительно представленных в материалы дела договоров аренды, заключенных Администрацией с ООО «Водовод-М» в 2020 году в отношении объектов коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и теплоснабжения) № 1 и № 2 от 01.05.2020г., на основании проведенных торгов № 120220/1823154/01, Комиссия Томского УФАС России учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) и полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) (пункты 4.2, 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона №416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч. 3 ст. 41.1 Закона №416-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 28.1 Закона №190-ФЗ установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Закона №190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно перечню объектов коммунальной сферы и иных объектов коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и теплоснабжения), находящиеся в муниципальной собственности Пудовского сельского поселения, передаваемые по договорам аренды №1 от 01.05.2020 г., №2 от 01.05.2020 г. объекты введены в эксплуатацию более 5 лет назад.

Пункт 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях») относит к числу объектов концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Как установлено ч. 1 ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 указанного закона. Порядок заключения концессионного соглашения определен главой 3 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Таким образом, передача Администрацией объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения могла быть осуществлена только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, из имеющихся в деле документов не следует, что Администрация имела намерение, а также предпринимала какие-либо действия по предоставлению муниципального имущества в соответствии с требованиями Закона №416-ФЗ, Закона №190-ФЗ и ФЗ «О концессионных соглашениях».

Фактическое пользование муниципальным имуществом ООО «Водовод-М» на основании заключенных договоров временного владения муниципальным имуществом в нарушение требований действующего законодательства осуществляется с 01.08.2019 г. по настоящее время (договор аренды №1 от 01.05.2020 г., №2 от 01.05.2020 г.).

Таким образом, хозяйствующим субъектам, которые могли бы использовать муниципальное имущество на основании концессионного соглашения в установленном законом порядке, созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» Томским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг тепло- и водоснабжения на территории Пудовского сельского поселения.

По результатам проведения обзора рынка установлено, что действия Администрации Пудовского сельского поселения по заключению договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжение и водоснабжение) предназначенной для оказания услуг теплоснабжения и централизованного водоснабжения без проведения конкурентных процедур, ограничивала возможности иных хозяйствующих субъектов по выходу на данный товарный рынок, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

26.06.2020г. за исх.№АА/3395 Комиссией Томского УФАС России подготовлено и принято заключение об обстоятельствах дела. Возражений на заключение в адрес Томского УФАС России не поступало. Вместе с тем, Администрацией представлено письмо №175 от 10.07.2020 г. (с приложением), в котором сообщается о том, что ООО «Водовод-М» по договорам аренды муниципального имущества №3 от 01.07.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), №4 от 01.08.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), №5 от 01.08.2019 года со сроком действия 1 месяц (теплоснабжение), №6 от 01.09.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение), №7 от 01.10.2019 года срок действия 1 месяц (теплоснабжение), №8 от 01.10.2019 года срок действия 1 месяц (водоснабжение) и №9 от 01.11.2019 года срок действия 1 месяц (теплоснабжение) объекты коммунальной инфраструктуры возвращены Администрации в связи с истечением срока, установленного договорами.

По мнению Комиссии Томского УФАС России представленные документы могут указывать лишь на отсутствие в действиях Администрации и ООО «Водовод-М» иных признаков нарушения (запретов), предусмотренных статьями ФЗ «О защите конкуренции» и не являются основанием для прекращения рассмотрения настоящего дела в порядке ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела №070/01/15-51/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу, что в действиях Администрации Пудовского сельского поселения, выразившихся в заключении договоров аренды по передаче муниципального имущества коммунальной инфраструктуры для целевого использования: оказание коммунальных услуг (водоснабжение и теплоснабжение) потребителей на территории Пудовского сельского поселения во временное владение и пользование ООО «Водовод-М» могут привести к нарушению ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в рассматриваемых действиях Администрации Пудовского сельского поселения нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении лиц к административной ответственности.

 

В полном объёме решение будет изготовлено в течение 10 рабочих дней. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в Арбитражный суд Томской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны