Решение б/н 070/05/28-170/2022 от 15 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/05/28-170/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 23.09.2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя Комиссии  – Безбородовой М.А. – заместителя руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля;

членов Комиссии – Нижельской М.О. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, Айрих А.А. – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев материалы дела № 070/05/28-170/2022, возбужденного по признакам нарушения ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь» части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

при участии посредством ВКС представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Р по доверенности ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь» ,

 

  установила:

 

Должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области при рассмотрении обращения гражданина (вх. №  6214 от 22.08.2022) выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившиеся в распространении ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» рекламы финансовых услуг с тезисом «Выгодные займы, 1 документ, выгодный %, честные условия», где предполагается предоставление денежного займа.

Актом осмотра от 25.08.2022 установлено, что по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 12/5, на фасаде и на боковой части здания размещены плакаты с рекламными объявлениями, принадлежащие ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь».

По адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 12/5, на фасаде здания размещен плакат следующего содержания: «Выгодные займы, 1 документ, выгодный %, честные условия. 8 (960) 970 93 69». На боковой части здания размещен плакат следующего содержания: «Выгодные займы, 1 документ, выгодный %, честные условия». Далее мелким нечитаемым шрифтом: «Процентная ставка от 0,1%  до 0,95% в день, сумма от 500 до 100 000 руб., срок до 365 дней, страховок и комиссий нет. Условия определяются в отношении каждого клиента индивидуально с учетом данных его платежеспособности, добросовестности и степени кредитного риска. ООО МКК «ЛДС». Не оферта. Зарегистрировано в кадровом реестре МО 25.03.2016 г. Регистрационный номер записи 001603569007706».

 Актом осмотра от 25.08.2022 подтверждается распространение рекламы ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь» (ИНН 7017391235), где предлагается получение финансовой услуги в виде займа (кредита). В данной рекламе финансовых услуг отсутствуют все условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее при условии указания рекламодателем одного условия, влияющего на стоимость  кредита (предоставление обеспечения в виде залога), что является нарушением Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности и добросовестности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В тексте рекламной конструкции имеется указание на «честные условия», однако не раскрывается, какие именно условия при заключении договора займа имеет ввиду рекламодатель. Также имеется информация о предоставлении денежных средств (выдаче займа) под выгодный процент, но при этом рекламодатель умалчивает, что он под этим подразумевает. Помимо прочего, не раскрыто, какой именно «1 документ» необходим для выдачи займа.

Текст рекламного объявления содержит условие о процентной ставке — от 0,1% до 0,95 %, при этом при определении конкретного размера ставки рекламодатель предлагает руководствоваться оценочными критериями платежеспособности, добросовестности и степени кредитного риска.

Определением от 25.08.2022 №ДЧ/3702 было возбуждено производство по делу № 070/05/28-170/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе. Данным определением от ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» были истребованы: протокол общего собрания ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь» №6 от 09.01.2019; свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь»; выписка из ЕГРЮЛ; лицензия на осуществление лицензированного вида деятельности; правоустанавливающие документы на  здание, расположенное по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 12/5 (договор аренды №5 от 01.05.2021 г.); письменные объяснения представителя ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» - Р., действующий по доверенности .

В письменных объяснениях представитель ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» выразил несогласие с выявленными нарушениями, ссылаясь на процедуру производства по делам об административных правонарушениях, установленную Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (далее по тексту – КоАП РФ). Между тем, в ходе рассмотрения дела № 070/05/28-170/2022 по части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» вопрос о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ не рассматривается, в связи с чем, Комиссия отклоняет доводы ответчика.

15 сентября 2022 года в ходе рассмотрения дела № 070/05/28-170/2022 представитель ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» также выразил несогласие с доводами, изложенными в определении, а именно,  относительно: отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, а также  наличия нечитаемого текста. Представитель ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» отметил, что необходимый минимум информации на плакате указан, более подробная информация содержится в сети «Интернет». Касаемо, наличия нечитаемого текста, указал на относительность, отметив, что для него текст – читаем.

Вместе с тем Комиссия установила, что на плакате, размещенном у входа в офис ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» с содержанием «Выгодные займы, 1 документ, выгодный %, честные условия. 8 (960) 970 93 69» полностью отсутствует информация об условиях получения займа в нарушение законодательства о рекламе.

Кроме того, на баннере боковой части здания следующего содержания: «Выгодные займы, 1 документ, выгодный %, честные условия». Содержатся более полные условия приобретения займа, однако они указаны мелким нечитаемым шрифтом: «Процентная ставка от 0,1%  до 0,95% в день, сумма от 500 до 100 000 руб., срок до 365 дней, страховок и комиссий нет. Условия определяются в отношении каждого клиента индивидуально с учетом данных его платежеспособности, добросовестности и степени кредитного риска. ООО МКК «ЛДС». Не оферта. Зарегистрировано в кадровом реестре МО 25.03.2016 г. Регистрационный номер записи 001603569007706».

Одной из целей Закона о рекламе является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 Закона о рекламе). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 28 Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Кроме того, из письма ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг», также следует, согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях  ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» нарушения законодательства о рекламе.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 данного Федерального закона ответственность возложена на рекламодателя.

Рекламодателем является ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь», зарегистрированное по адресу: 634029, г. Томск, ул. Никитина, д. 20.

На момент рассмотрения настоящего дела ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь» не представлено доказательств устранения нарушения законодательства о рекламе, в связи с чем у Комиссии имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения в соответствии со ст.36 Закона о рекламе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

решила:

 

1. Признать нарушившим требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» действия ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь», выразившиеся  в распространении ООО МКК «Лёгкие Деньги Сибирь» рекламы финансовых услуг не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.

2. Выдать ООО МКК «Легкие Деньги Сибирь» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по делу № 070/05/28-170/2022.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

 

М.А. Безбородова

 

 

 

Члены комиссии

М.О. Нижельская

 

 

А.А. Айрих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Айрих А.А.

тел.516-599 вн. 135

Связанные организации

Связанные организации не указаны