Решение №ЛР/ без аннотации от 6 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «06» июля 2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии - Б.И.В. – заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности,

членов Комиссии: Л.М.А.– заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Р.Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 02-10/52-15, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Томскавтотранс» (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1), ООО «Асиновское АТП» (636840, г. Асино, Томской области, ул. Ивана Буева,72/3), ИП «Гр», ИП «Гу», МУ АТП (с. Парабель, Томской обл., ул. Советская,58), ООО «СибТранзит» (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1), ИП «Са», МУП «Кривошеинское АТП» (636300, с. Кривошеино, ул. Энергетиков, 14), Беловского ГПАТП Кемеровской области (652600, г. Белово, Кемеровской обл. ул. 2-ая Рабочая, 1), Юргинского ГПАТП Кемеровской области (652051, г. Юрга, Кемеровской обл., ул. Тальская,58), ИП «Со», Каргасокского МУ АТП МО «Каргасокский район» (636700, с. Каргасок, Томской обл., ул. Красноармейская, 85), ООО «Формула» (654041, г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 4), ИП «На», ООО «Алтайский перевозчик» (656015, г. Барнаул, пл. Победы, 12), ООО «Транспортная компания – М» (636330, с. Молчаново, Томской обл., ул. Димитрова,82а), Ижморского ГПАТП Кемеровской области (652120, пгт. Ижморский, Кемеровской обл., ул. Ленинская, 127), ИП «Ло», ООО «Сибирские ресурсосберегающие технологии» (630110, г. Новосибирск,, ул. Народная, 48), ООО «Транспортная фирма «ДВИЖЕНИЕ 2000» (634006, г. Томск, ул. Железнодорожная, 32-105), ООО «НСК-Авто» (630009, г. Новосибирск, ул. Большевитская, 103), ООО «Автоколонна - 1967» (660048, г. Красноярск, ул. Маерчака, 53а), Междуреченского ГП АТП Кемеровской области (652870, г. Междуреченск, Кемеровской обл., р-н Постанции. 110), ООО «Дебют» (659900, г. Белокуриха, Алтайского края, ул. Советская, 13), ИП «Же», ООО «Пассажирские перевозки» (656023, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Космонавтов, 57), ООО «Транссервис» (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1), ООО «АП Пригородные №3» (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1), ООО «КУЗ МП» (650044, г. Кемерово, пр. Шахтеров,1), Анжеро-Судженским ГП АТП Кемеровской области, (652470, г. Анжеро-Судженск, Кемеровской обл., ул. Кубанская, 10), ООО «АлтайтрансЭкспресс» (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 87), ИП «Тем», Киселевским ГПАТП Кемеровской области (652705, г. Киселевск, Кемеровской область, ул. Привольная,1а), ОАО «Кожевниковское АТП» (636161, с. Кожевниково, Томской обл., ул. 8 Марта, 34а), ООО «Влюмак» (630068, г. Новосибирск, ул. Березовая, 3-185), ООО «ТрансАвтоАльянс» (634050, г. Томск, пер. Луговой, 16), ИП «Жа», ООО «ПАТП» (634040, г. Томск, ул. Высоцкого, 26), ИП «Не», ООО «Томскавтоэкспресс» (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1), ООО «АП Межобластное» (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1), ИП «Де», ИП «Ту», ТОО фирма «Межгортранс» (140000, Республика Казахстан, г. Павлодар, Павлодарская обл., Административный городок, 7/7), ИП «Ка», ТОО «Автопассажиртранс» (Республика Казахстан, Восточно-Казахстанской обл., г. Усть-Каменогорск, пр. Абая, 8), ООО «Росс Транс Азия» (720125, Киргизия, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 390), ИП «Ля», ЗАО «Шегарское АТП» (636131, с. Мельниково, Томской обл., Шегарского р-н., ул. Суворова, 1), ООО «Автотранспортник» (636462, г. Колпашево, Томской обл., ул. Победы, 118), ЗАО «Бакчаравтотранс» (636200, с. Бакчар, Томской обл., пер. Трактовый, 4) частей 4, 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

       

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление ООО «Асиновское АТП» г. Асино, в котором указывается на нарушение антимонопольного законодательства ОАО «Томскавтотранс» ИНН 7017134936/КПП 701701001 юр. адрес: 634049, г. Томск, Иркутский тракт, 63/1, путем включения в договор № 75/15 от 01.01.2015 на оказание услуг, не связанных с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, не имеющих непосредственное отношение к перевозке условий, указанных в пункте 2.1.9 «При наличии на одном Маршруте регулярных перевозок нескольких перевозчиков письменно рекомендовать им установление единых тарифов на перевозку пассажиров и багажа» и пункте 3.1.4 «Изменять стоимость проезда и провоза багажа (тарифы), письменно уведомив Исполнителя не позднее, чем за 15 (пятнадцать) рабочих дней до даты соответствующего изменения. При этом тарифы установленные Перевозчиком должны быть не ниже тарифов установленных другими перевозчиками и работающих на этом же маршруте и отправляющихся с автовокзала» (далее – п. 2.1.9 и п. 3.1.4 соответственно). ООО «Асиновское АТП» считает, что данные пункты ущемляют экономические интересы общества и ограничивают конкуренцию. Договор в данной редакции был подписан ООО «Асиновское АТП» из-за того, что ОАО «Томскавтотранс» настаивало на подписание под угрозой прекращения продажи билетов и обслуживания пассажиров на Томском автовокзале, следующих по маршруту ООО «Асиновское АТП».

Приказом от 13.11.2007 № 193/70 ОАО «Томскавтотранс» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. ОАО «Томскавтотранс» на рынке услуг автовокзала занимает долю более 65% в географических границах г. Томска.

На основании приказа Томского УФАС России от 24.03.2015 № 41 была проведена внеплановая проверка ОАО «Томскавтотранс» с целью подтверждения информации, указанной в заявлении ООО «Асиновское АТП» г. Асино, а также проверки наличия договоров, содержащих аналогичные условия с другими перевозчиками.

В результате проведенной проверки установлено, что пункты 2.1.9 и 3.1.4 содержатся в действующих договорах, заключенных между ОАО «Томскавтотранс» и Перевозчиками (52 договора). Данные требования администрации автовокзала, по своей сути, являются заключенными соглашениями между ОАО «Томскавтотранс» и Перевозчиками, которые ограничивают конкуренцию, путем установления или поддержания цены на рынке перевозок и содержат признаки нарушения ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещает иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Включение в договоры пунктов 2.1.9 и 3.1.4 по сути являются соглашением двух хозяйствующих субъектов, которое ограничивает конкуренцию путем отказа хозяйствующих субъектов (Перевозчиков), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.

Кроме того, ОАО «Томскавтотранс», оказывая услуги автовокзала и заключив договоры, содержащие п. 2.1.9 и 3.1.4 координирует деятельность перевозчиков. Данные действия содержат признаки нарушения ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещает физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

15.05.2015 Томским УФАС России в отношении ОАО «Томскавтотранс» и 52 –х Перевозчиков было возбуждено дело № 02-10/52-15 по ч. 4, 5 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено.

Из пояснений (письменных и устных) Перевозчиков (ОАО «Кемеровское ПАП №1» отзыв от 20.06.2015, Беловское «ГПАТП» отзыв от 23.06.2015, ООО «Дебют» отзыв от 16.06.2015, Юргинское «ГПАТП» отзыв от 23.06.2015, Парабельское «МУ АТП» отзыв от 19.06.2015, ООО «Транспортная компания –М» отзыв от 18.06.2015, ООО «Сибирские ресурсосберегающие технологии» от 23.06.2015) следует, что проект договора на услуги автовокзала представляло ОАО «Томскавтотранс», требованием этих пунктов никто не воспользовался, поэтому никто протоколов разногласий к договору либо писем о несогласии с этими пунктами, кроме ООО «Асиновское АТП», не писал. Представитель ОАО «Томскавтотранс» подтвердил, что проект договора готовило общество и содержание договоров одинаково для всех Перевозчиков. Проекты договоров ОАО «Томскавтотранс» направляло Перевозчикам.

Данный факт подтверждается и актом внеплановой проверки Томского УФАС России.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции, соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Кроме того, в некоторых случаях может существовать договоренность, которая выражается в предложении одного и молчаливом согласии другого.

Картели свойственна координация действий хозяйствующих субъектов- участников. Координация в соглашении носит явно выраженный характер, представляет собой результат волеизъявления участников картеля, которые умышленно идут на это, ограничивая тем самым свободу своей экономической деятельности. Функцию координации выполняет конкретное лицо (юридическое или физическое), являющееся одним из конкурентов либо лицом, имеющим определенный интерес в согласованном поведении хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара.

Запрет ч.5 ст. 11 Закона о защите конкуренции адресован лишь одному субъекту - координатору. Запрещены сами действия по координации независимо от основания совершения таких действий. Субъектом запрета, установленного ч.5 ст. 11 Закона о защите конкуренции, является ОАО «Томскавтотранс», осуществляющее координацию. На координируемый субъект, т.е. перевозчиков запрет ч.5 ст. 11 Закона о защите конкуренции не распространяется.

Согласно п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности следует понимать согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Координация возможна при наличии двух условий:

- координатор не входит в группу лиц ни с одним координируемым лицом;

- координатор не является участником того же самого рынка, на котором осуществляют свою деятельность координируемые лица.

Под согласованием понимается любое ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов волеизъявлением другого лица.

По данным Томского УФАС России ОАО «Томскавтотранс» не входит в группу лиц ни с одним из перевозчиком, с которыми заключены рассматриваемые договоры.

ОАО «Томскавтотранс» осуществляет свою деятельность на рынке оказания услуг автовокзала и не осуществляет деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Координатор ОАО «Томскавтотранс» и координируемые лица Перевозчики работают на разных рынках.

Таким образом, условия, при которых возможна координация экономической деятельности, соблюдены.

Ч. 5 ст.11 Закона о защите конкуренции запрещает действия по координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов вне зависимости от основания, в силу которого такие действия стали возможными.

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещается лишь координация экономической деятельности, которая приводит к последствиям, указанным в ч. 1-3 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Требование п. 3.1.4 договора на оказание услуг, не связанных с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, не имеющие непосредственное отношение к перевозке гласит в том числе, что тарифы, установленные Перевозчиком, должны быть не ниже тарифов установленных другими перевозчиками, работающими на этом же маршруте и отправляющихся с автовокзала. Таким образом, ОАО «Томскавтотранс» координирует стоимость перевозки пассажиров и багажа на маршрутах, отправляющихся с автовокзала, что приводит к поддержанию цены перевозки на каждом таком маршруте, т.е. к последствиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В заседание комиссии ОАО «Томскавтотранс» представило соглашения со всеми действующими Перевозчиками о внесение изменений в договора на услуги автовокзала путем исключения из договоров п. 2.1.9 «При наличии на одном Маршруте регулярных перевозок нескольких перевозчиков письменно рекомендовать им установление единых тарифов на перевозку пассажиров и багажа» и п. 3.1.4 «Изменять стоимость проезда и провоза багажа (тарифы), письменно уведомив Исполнителя не позднее, чем за 15 (пятнадцать) рабочих дней до даты соответствующего изменения. При этом тарифы установленные Перевозчиком должны быть не ниже тарифов установленных другими перевозчиками и работающих на этом же маршруте и отправляющихся с автовокзала».

Изучив представленные сторонами материалы, заслушав представителей сторон по делу, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в действиях Перевозчиков и ОАО «Томскавтотранс» отсутствует состав нарушения ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с тем, что содержание пунктов 2.1.9 и 3.14 были навязаны ОАО «Томскавтотранс» Перевозчикам. Действия ОАО «Томскавтотранс» привели к нарушению ч. 5 ст.11 Закона о защите конкуренции - координация экономической деятельности. Субъектом запрета, установленного ч.5 ст. 11 Закона о защите конкуренции, является ОАО «Томскавтотранс», осуществляющее координацию. На координируемый субъект, т.е. Перевозчиков запрет ч.5 ст. 11 Закона о защите конкуренции не распространяется.

Руководствуясь статьей 23, ч. 1-3 статьи 39, ст. 41 пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить производство по делу № 02-10/52-15 в отношении Перевозчиков и ОАО «Томскавтотранс» по ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать ОАО «Томскавтотранс» нарушившим ч. 5 ст. 11 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем координации экономической деятельности Перевозчиков.

3. Производство по делу № 02-10/52-15 в отношении ОАО «Томскавтотранс» по ч. 5 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

4. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении ОАО «Томскавтотранс» и должностных лиц ОАО «Томскавтотранс» к административной ответственности.

В полном объёме решение будет изготовлено в установленный законом срок. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Председатель комиссии: И.В. Б

Члены Комиссии: Л.М. Р

М. А. Л

       

Связанные организации

Связанные организации не указаны