Решение №ИК/642/24 Решение по делу №070/07/3-36/2024 от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-36/2024

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-36/2024

30.01.2024 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело № 070/07/3-36/2024, возбужденное по жалобе ИП Стрельникова С.С. (вх.№ 390-ЭП/24 от 19.01.2024) на действия ФГБОУ ВО «ТГАСУ» (далее – Заказчик) при осуществлении открытого запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг (выполнение работ) по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по объекту: «Общежитие №5 Томского государственного архитектурно-строительного университета», расположенного по адресу г. Томск, ул. Пушкина, 29» (извещение №32413177556),

при участии представителей Заказчика – Андреева А.Б. (доверенность №187-01-5 от 26.01.2024), Браневской О.Л. (доверенность №192-01-5 от 26.01.2024), Горбаченко О.Н. (доверенность №191-01-5 от 26.01.2024), при участии представителей Заявителя – Глотовой М.В. (доверенность №6 от 24.01.2024), Стрельникова С.С. (лицо, имеющего право действовать без доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.01.2024 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия ФГБОУ ВО «ТГАСУ»(далее – Заказчик) при осуществлении открытого запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг (выполнение работ) по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по объекту: «Общежитие №5 Томского государственного архитектурно-строительного университета», расположенного по адресу г. Томск, ул. Пушкина, 29» (извещение №32413177556).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно в пункте 1.8 Технического задания указано на проведение исследования разработанной проектной документации на соответствие требований пожарной безопасности в ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Томской области и получение положительного технического заключения по исследованию проектных решений при оснащении здания системами противопожарной защиты, за счет Исполнителя, что заявитель считает необоснованным.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32413177556 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС 16.01.2024.

На участие в запросе котировок в электронной форме подано 11 заявок.

На момент рассмотрения жалобы Договор не заключен.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет», версия 12 от 24.05.2023 (далее-Положение о закупке).

На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1.7 Технического задания установлено, что Исполнитель должен разработать проектно-сметную документацию для создания системы автоматической пожарной сигнализации (далее — АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — СОУЭ).

Результатом выполнения работ является получившая положительное заключение на соответствие требованиям пожарной безопасности и положительное заключения о достоверности определения стоимости проектно-сметная документация АПС, СОУЭ объекта, разработанная на основании требований действующих нормативных документов.

Согласно пункта 1.8 Технического задания проведение исследования разработанной проектной документации на соответствие требований пожарной безопасности в ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Томской области и получение положительного технического заключения по исследованию проектных решений при оснащении здания системами противопожарной защиты, проводится за счет Исполнителя.

Представители Заявителя, сообщили, что Заказчиком необоснованно и незаконно установлено в п.1.8 Технического задания конкретная организация - ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Томской области для проведение исследования разработанной проектной документации на соответствие требований пожарной безопасности, так как имеются иные организации, осуществляющие данное исследование, например, ИП Стрельников С.С., который имеет аттестат, подтверждающий компетентность специалиста (эксперта-аудитора) для проведения работ по оценке соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Между тем, представители Заказчика пояснили, что результатом исследования проектной и рабочей документации представляет собой техническое заключение проектных решений, которое не рассматривается как экспертиза проекта и по существу ей не является. Кроме этого, результатом исследования является документированное особое мнение сотрудников ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Томской области, что обусловлено спецификацией деятельности учреждения.

Кроме этого, при подготовке закупочной документации в адрес Заказчика поступали коммерческие предложения от исполнителя услуг, включающие проведения исследования разработанной проектной документации на соответствие требованиям пожарной безопасности в ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Томской области. С учетом полученной информации, исследования включены в Техническое задание на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей и учитывались при формировании начальной (максимальной) цены договоре. К тому же требования пункта 1.8 Технического задания не является избыточным и невыполнимым, так как на закупку подано 11 заявок.

На основании вышеуказанного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что требование, установленное в пункте 1.8 Технического задания, является фактически понуждением участника заключать договоры с третьими лицами. Обременение исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае, независимо от результатов проведения закупки, нарушают основополагающие принципы Закона о закупках, в частности принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также создает барьер для участия в закупке иных организаций, обладающих способностями проведение исследования разработанной проектной документации на соответствие требований пожарной безопасности.

Кроме того, потребности Заказчика в приобретаемом товаре должны выражаться через установление функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, его количественных и качественных характеристик, требованиях к описанию выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, согласно положениям статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.

На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать ФГБОУ ВО «ТГАСУ» предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Стрельникова С.С. (вх.№ 390-ЭП/23 от 19.01.2024) на действия ФГБОУ ВО «ТГАСУ» (далее – Заказчик) при осуществлении открытого запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг (выполнение работ) по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по объекту: «Общежитие №5 Томского государственного архитектурно-строительного университета», расположенного по адресу г. Томск, ул. Пушкина, 29» (извещение №32413177556) обоснованной.

  2. В действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать предписания для устранения нарушений.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-808

 

 

Связанные организации

РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ФГБОУ ВО "ТГАСУ"
ИНН 7020000080, ОГРН 1027000882886
ИП Стрельников С.С.
ИНН , ОГРН