Решение №ВА/6101/22 решение от 23 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 070/07/3.2-890/2022 15.12.2022 г. Томск Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе: Председателя: Алиева В.А. - руководителя управления; членов комиссии: Жохова С.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев при использовании средств видео-конференц-связи дело № 070/07/3.2 -890/2022, возбужденное по жалобе ООО «Доступная среда» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) ОГАУК «Дом искусств» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оборудования в рамках проведения мероприятий по созданию условий доступности ОГАУК «Дом искусств» для инвалидов и иных маломобильных групп населения» (извещение № 32211861702) (далее – Запрос котировок), при участии представителей Заказчика – Колегова А.А. (Доверенность от 02.12.2022), при участии представителя Заявителя – Бекетова А.А. ( Доверенность №1/06-06 от 06.06.2022), УСТАНОВИЛА: решение по делу 070/07/3,2-890/2022 2022-2574 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу (вх.№9085-ЭП/22 от 25.11.2022) на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оборудования в рамках проведения мероприятий по созданию условий доступности ОГАУК «Дом искусств» для инвалидов и иных маломобильных групп населения» (извещение № 32211861702). Из доводов жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика по установлению в положении документации электронного аукциона завышенных и необоснованных требований, которым соответствует одна определенная модель оборудования. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали письменный отзыв, представленный в материалы дела (Вх. № 9382/22 от 05.12.2022). Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, считает установленным следующее. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оборудования в рамках проведения мероприятий по созданию условий доступности ОГАУК «Дом искусств» для инвалидов и иных маломобильных групп населения» (извещение № 32211861702) размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 18.11.2022. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 600 000,00 руб. Дата начала срока подачи заявок - 18.11.2022. Дата и время окончания подачи заявок - 25.11.2022 10:00. Объект закупки - Поставка оборудования в рамках проведения мероприятий по созданию условий доступности ОГАУК «Дом искусств» для инвалидов и иных маломобильных групп населения. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной 2022-2574 комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции). В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения 2022-2574 договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами. Согласно части 1 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. 2022-2574 Согласно части 20 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. В силу части 1 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении: запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей. 30.09.2022 ОГАУК «Дом искусств» в Единой информационной системе в сфере закупок размещено положение о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного автономного учреждения культуры «Дом искусств», версия 17 от 30.09.2022 (далее — Положение). Согласно пункту 122 Положения Заказчиком осуществляются закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего раздела при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает 1000000,00 (Один миллион) рублей. При осуществлении заказчиком закупки путем проведения запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, такая закупка проводится в соответствии с положениями настоящего раздела при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает сумму, предусмотренную пунктом 4 части 3 статьи 3.4. Федерального закона № 223-ФЗ. Пунктом 123 Положения при проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение о проведении запроса котировок размещается заказчиком в единой информационной системе в соответствии со сроками, установленными пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ. В соответствии с подпунктом 4 пункта 124 Положения в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ (при необходимости). 2022-2574 Согласно информации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является «Поставка оборудования в рамках проведения мероприятий по созданию условий доступности ОГАУК «Дом искусств» для инвалидов и иных маломобильных групп населения». В соответствии с пунктом 5 извещения №32211861702 описание предмета закупки изложено в Приложении 1 к настоящему извещению о проведении запроса котировок. Приложением №1 к извещению о проведении запроса котировок «Техническое задание» в табличной части представлено описание предмета закупки представляющее собой ряд требований к значениям показателей технических и эксплуатационных характеристик, с определением единиц измерения и допустимого диапазона значений показателей. Согласно доводу жалобы, требованиям Технического задания соответствует товар только одного производителя, что необоснованно сокращает число участников закупочной процедуры. В подтверждение указанного довода Заявителем приведена сравнительная таблица 4 моделей Радио FM систем и 4 моделей универсальных систем вызова с тактильной пиктограммой различных торговых марок. Комиссией Томского УФАС России установлено, что описание предмета закупки не содержит указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания и фирменных наименований и соответствует требованиям части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Товары представленные Заявителем в сравнительной таблице не отвечают потребностям Заказчика и не содержат значимых для Заказчика показателей. Помимо этого, Заказчиком были представлены коммерческие предложения из которых следует, что техническому заданию заказчика соответствует товар 3 производителей. В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указание в закупочной документации конкретных параметров товара обусловлены определенной потребностью Организатора торгов, а также направлены на выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям организатора торгов. При этом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им таких требований. Вместе с тем, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какоголибо требования. В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, 2022-2574 работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, товар которых не отвечает предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках. Жалоба не обоснована. Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона 223-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Доступная среда» на действия ОГАУК «Дом искусств» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка оборудования в рамках проведения мероприятий по созданию условий доступности ОГАУК «Дом искусств» для инвалидов и иных маломобильных групп населения» (извещение № 32211861702) необоснованной. 2. В действиях закупочной комиссии Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено. 3. Предписание не выдавать. Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны