Предупреждение №ВА/2283/24 По результатам изучения устава муниципального унитарного пре... от 19 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 070/01/15-348/2024 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также – Томское УФАС России) в рамках реализации полномочий антимонопольного органа, установленных статьей 23 Федерального закона № 135- ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при рассмотрении письма Администрации Копыловского сельского поселения о передаче муниципального имущества в муниципальное унитарное предприятие Копыловского сельского поселения Томского района Томской области «РЕСУРС» (далее — МУП «Ресурс») с целью исполнения предписания Томского УФАС России по делу 070/01/15-290/2022 установлено следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 485-ФЗ) установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

В соответствии с ч. 1 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти,осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материальнотехническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

Томским УФАС России установлено, что МУП «Ресурс» зарегистрировано 21 июля 2023 года по адресу: 634537, Томская область, м.р-н Томский, Копыловское сельское поселение, п. Копылово, ул. Новая, д. 13 (ИНН 7000007256).

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256) осуществляет следующие виды деятельности:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (35.30.14 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) — основной вид деятельности; - производство металлических дверей и окон (25.12 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - обеспечение работоспособности котельных (35.30.4 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - обеспечение работоспособности тепловых сетей (35.30.5 - ОКВЭД ОК 029- 2014 (КДЕС Ред. 2)); - торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) (35.30.6 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - забор, очистка и распределение воды (36.00 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (42.21 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - производство земляных работ (43.12.3 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (43.22 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - работы столярные и плотничные (43.32 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - производство прочих отделочных и завершающих работ (43.39 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - производство кровельных работ (43.91 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (43.99 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - деятельность автомобильного грузового транспорта (49.41 - ОКВЭД ОК 029- 2014 (КДЕС Ред. 2)); - перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (49.41.1 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом (52.21.2 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - подметание улиц и уборка снега (81.29.2 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)); - деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (81.29.9 - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

На основании положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Положениями статьи 10 Закона о естественных монополиях установлено, что орган регулирования естественных монополий (ФАС России) формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий (далее – Реестр), в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Реестр носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих хозяйствующих субъектов о включении либо исключении их из указанного реестра.

МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256) в Реестре отсутствует. Вместе с тем, отсутствие хозяйствующего субъекта в указанном реестре не свидетельствует об отсутствии у него статуса естественной монополии. Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления двух критериев (далее – критерии принадлежности к субъектам естественных монополий):

1) наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

<...> между Администрацией Копыловского сельского поселения и МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256) заключен договор о закреплении муниципального имущества муниципального образования «Копыловское сельское поселение» на праве хозяйственного ведения за МУП Копыловского сельского поселения Томского района Томской области «Ресурс» (ИНН 7000007256).

Согласно акту приема передачи от <...> «Ресурс» (ИНН 7000007256) переданы объекты коммунальной инфраструктуры водоснабжения п. Копылово, п. Рассвет, объекты водоотведения п. Рассвет, объекты теплоснабжения п. Копылово и п. Рассвет.

Согласно п. 2.1 устава МУП «Ресурс» целями создания является: - предоставление жилищно-коммунальных усуг населению и организациям,получение прибыли за счет эксплуатации коммунальной техники, объектов коммунальной инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства. Согласно п. 2.2 устава МУП «Ресурс» для достижения целей указанных в п. 2.1 предприятие может осуществлять следующие виды деятельности: - эксплуатация, техническое обслуживание (ремонт) внешних и внутренних систем теплоснабжения; - эксплуатация, техническое обслуживание (ремонт) внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения; - выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; - эксплуатация коммунальной техники; - бытовое обслуживание населения; - иные виды деятельности, не противоречащие целям создания предприятия и действующему законодательству.

По результатам изучения устава муниципального унитарного предприятия, а также оценки видов деятельности МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256), указанных в ЕГРЮЛ, Томское УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Ресурс» Копыловского сельского поселения не соответствует критериям принадлежности к субъектам естественных монополий, и деятельность МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256) не подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Положениями ст. 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия),об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1).

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, в соответствии с п. 11 запрещается: непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 34 постановления от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 — 3 статьи 15 Закона, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256) является Администрация Копыловского сельского поселения. Ввиду изложенного имеются основания для выдачи Администрации Копыловского сельского поселения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России предупреждает Копыловского сельского поселения о необходимости принятия мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до <...> необходимо: - привести учредительные документы МУП «Ресурс» (ИНН 7000007256) в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного п. 3 ч. 1 ст. 35.1 Закона N 135-ФЗ; - внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц путем исключения видов деятельности, не подпадающих под п. 3 ч. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны