Решение б/н Решение по делу о нарушении ООО "Клиника эстетической медиц... от 11 августа 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
31.10.2008 г. г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель управления,
члены Комиссии: Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.В. Базарова, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело №02-11/40-08, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в рекламно-информационном издании «СуперМаркет 33 желания» №31 за сентябрь 2008 г. рекламы услуг общества с ограниченной ответственностью «Клиника эстетической медицины «Integree» (Юридический адрес: 634050, г.Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д.18), содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителей от ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» А. Л и представителя ООО «Журнал» Ф
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе в рекламно-информационном издании «СуперМаркет 33 желания» №31 за сентябрь 2008 г. (издатель ООО «Журнал») обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем:
на странице №5 названного выше издания размещена реклама Клиники эстетической медицины «Integree» следующего содержания: «Осень — самое время позаботиться о свежести и здоровье своей кожи! Этой осенью специалисты клиники INTEGREE советуют сделать: Yellow peel (желтый пилинг)......6-слойный пилинг от Danne и НОВИНКА! программа «Антистресс» Integreе клиника эстетической медицины. Наука о красоте и здоровье...».
Согласно отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. №113 к простым медицинским услугам относятся дерматологический пилинг, пилинг-массаж.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Томской области от 03 октября 2008 г. №1090 к медицинским услугам относятся различные виды поверхностных и средних пилингов.
Таким образом, текст рекламы услуг ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» содержит рекламу медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалиста. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видео обслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники
Согласно договору возмездного оказания услуг б/н от 10 июня 2008 г., заключенному между ООО «Журнал» и ООО «Лама », ООО «Лама » предоставляет обществу с ограниченной ответственностью «Журнал» эксклюзивное право на размещение в торговом зале фирменной сети «Лама» фирменных стоек с бесплатным периодическим изданием «Супермаркет 33 желания» или место для выкладки журнала в зоне выдачи покупок для свободного забора журнала покупателями магазина (п.1.2 Договора).
В подтверждение вышеуказанного, на стр.3 рекламно-информационного издания «СуперМаркет 33 желания» №31 за сентябрь 2008 г. указано, что издание распространяется бесплатно в сети супермаркетов ЛАМА и ФУД-city.
Из вышеизложенного следует, что требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» распространяются на указанное издание.
В рассматриваемой рекламе отсутствуют предупреждения, указанные в части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», что свидетельствует о нарушении указанной статьи.
На заседании Комиссии Томского УФАС России ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» представило отзыв на определение о возбуждении производства по делу, в котором подтвердило, что к медицинским услугам, рекламировавшимся в журнале «Супермаркет 33 желания», относятся Yellow peel (желтый пилинг), 6-слойный пилинг от Danne и программа «Антистресс». Процедура пилинга имеет ряд противопоказаний, а именно: тяжелые соматические заболевания, ОРВИ, дерматозы, герпетическая инфекция в период обострения, нарушение целостности кожи, индивидуальная непереносимость компонентов препарата, период беременности и лактации, акне, демодикоз, прием роакутана, печеночная недостаточность, склонность к келоидным рубцам, спид, сифилис, гепатит, сахарный диабет, новообразования кожи.
В отзыве также указывалось, что врачами клиники до оказания услуг до пациентов доводится информация о механизме действия методик и химическом составе используемых медицинских препаратов. Получение услуг в клинике без предварительной консультации у врача клиники невозможно. С учетом специфики работы клиники прямое воспроизведение в тексте рекламы содержания части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» может быть не совсем уместным, поскольку у потребителя может сложиться впечатление о необходимости предварительного (до обращения в клинику) обращения к иным специалистам для консультации. Такое впечатление вряд ли будет способно привлечь внимание к объекту рекламирования и сформировать интерес к нему.
В отзыве также подчеркивалось, что макет обществом с ограниченной ответственность «Клиника эстетической медицины «Integree» не согласовывался, нарушение закона произошло по вине рекламопроизводителя, т.е. общества с ограниченной ответственностью «Журнал».
При рассмотрении дела Комиссией Томского УФАС России представитель ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» подтвердил доводы, изложенные в отзыве, признав, что рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе». Также представитель сообщил, что каких-либо претензий в адрес ООО «Журнал» по поводу распространения рекламы ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» с нарушением действующего законодательства не направлялось.
На заседании Комиссии Томского УФАС России ООО «Журнал» представило отзыв на определение о возбуждении производства по делу, в котором признало допущенные нарушения ФЗ «О рекламе». В отзыве указывалось на то, что №31 журнала готовился в неблагоприятной стрессовой обстановке, связанной с деятельностью нового исполнительного директора ООО «Журнал» - Добрыниной Анны Владимировны. С ее приходом в организацию сменились команда менеджеров, типография, редактор журнала, были введены новые договоры с клиентами. А.В. Добрынина стремилась все контролировать сама.
ООО «Журнал» в связи с возбуждением производства по делу приняло следующие меры: уволена директор А.В. Добрынина, заключен договор с ООО «Интерконсалт. Юридические конторы» для проверки соблюдения законодательства о рекламе в журнале, проведены семинары с сотрудниками по соблюдению ФЗ «О рекламе», разработаны новые формы договоров, четырем сотрудникам объявлены выговоры с занесением в личное дело и удержанием из заработной платы по 3 тысячи рублей.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель ООО «Журнал» подтвердила доводы, изложенные в отзыве, и отметила, что в номерах журнала, вышедших в свет до № 31, а также после него указанных нарушений не было, макет рекламы изготавливался обществом с ограниченной ответственностью «Журнал» и был согласован с рекламодателем посредством электронной почты, что подтверждено документально.
Комиссия Томского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
Рассматриваемая публикация подпадает под определение понятия рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама содержит объекты рекламирования: медицинские услуги общества с ограниченной ответственность «Клиника эстетической медицины «Integree» - Yellow peel (желтый пилинг), 6-слойный пилинг от Danne и программа «Антистресс», что подтверждается материалами дела (отзывом на определение о возбуждении производства по делу, методическими рекомендациями-протоколом проведения процедуры, предоставленными рекламодателем, письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Томской области от 03 октября 2008 г. №1090.
Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе») – ООО «Клиника эстетической медицины «Integree»; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе») – ООО «Журнал», что подтверждается договором №52 (далее — Договор) о возмездном оказании рекламно-информационных услуг от 02 сентября 2008 г. между ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» и ООО «Журнал».
Пункт 1.9 Договора предусматривает обязанность Исполнителя (ООО «Журнал») при подготовке материала к верстке согласовать макет с Заказчиком (ООО «Клиника эстетической медицины «Integree»). При этом в Договоре отсутствует указание на то, в каком виде должен быть представлен макет на согласование. В связи с изложенным Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что макет рассматриваемой рекламы был согласован посредством электронной переписки и утвержден Заказчиком 04 сентября 2008 г. в 14.35 часов при направлении в электронный адрес ООО «Журнал» электронного письма с адреса integree@mail.ru.
Комиссия Томского УФАС России не согласилась с доводами ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» о необязательности указания в рекламе предупреждения, предусмотренного частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в виду невозможности получения медицинских услуг в клинике «Integree» без предварительной консультации у врача указанной клиники. Комиссия Томского УФАС России исходит из того, что требование части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» формально, реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалиста. В рассматриваемой рекламе предупреждения, предусмотренные частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» отсутствуют.
Таким образом, указанная реклама нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» и согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушения части 7 статьи 24 несет рекламодатель. Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 24 указанного закона несет рекламораспространитель.
Руководствуясь частью 1 статьи 33 и пунктом 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Клиника эстетической медицины «Integree» (юридический адрес: ул. Набережная реки Ушайки, 18, стр.3, 634050) следующего содержания: «Осень — самое время позаботиться о свежести и здоровье своей кожи! Этой осенью специалисты клиники INTEGREE советуют сделать: Yellow peel (желтый пилинг)......6-слойный пилинг от Danne и НОВИНКА! программа «Антистресс» Integreе клиника эстетической медицины. Наука о красоте и здоровье...», опубликованную в рекламно-информационном издании «СуперМаркет 33 желания» №31 за сентябрь 2008 г. (издатель ООО «Журнал»), поскольку указанная реклама нарушает часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
-
Выдать предписание ООО «Журнал» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
-
Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обществу с ограниченной ответственностью «Клиника эстетической медицины «Integree» в связи с устранением нарушения.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Клиника эстетической медицины «Integree» и ООО «Журнал».
Решение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2008 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии
В.И. Шевченко
Члены комиссии:
Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова