Решение (комиссия) №ИК/3217/24 Решение по делу №070/07/3-428/2024 от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-428/2024

 

О

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-428/2024

28.05.2024 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело №070/07/3-428/2024, возбужденное по жалобе ООО «Аксиомед» (вх.№3726-ЭП/24 от 06.05.2024) на действия Заказчика - ОГАУЗ «Стрежевская ГБ» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинских перчаток для нужд ОГАУЗ «Стрежевская ГБ»» (извещение №32413553630),

при участии посредством ВКС представителей Заказчика – Горбуновой Л.В. (доверенность №22 от 13.05.2024), Лябах Э.И. (доверенность №23 от 13.05.2024), при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Мальцева С.П. (доверенность №17 от 15.04.2024).

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.05.2024 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика - ОГАУЗ «Стрежевская ГБ» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинских перчаток для нужд ОГАУЗ «Стрежевская ГБ»» (извещение №32413553630).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: в Приложении №2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме (Описание предмета закупки) содержатся требования к Техническим характеристикам товара, однако по позиции 5 и 6 в качестве медицинских изделий перчаток с совокупностью всех характеристик в зарегистрированных Росздравнадзором Заявителем не обнаружено.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме № 32413553630, размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 26.04.2024.

На момент рассмотрения жалобы Договор не заключен.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Стрежевская городская больница», версия 30 от 27.02.2023 (далее-Положение о закупке).

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 20 ст. 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из буквального толкования положений Закона следует, что Заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

Исполнением требований статьи 3 Закона о закупках должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.

Из довода жалобы следует, в Приложении 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме (Описание предмета закупки) содержатся следующие требования к Техническим характеристикам товара:

- Для поз. 5 Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, стерильные пункт «4. Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений».

- Для поз. 6 Перчатки из латекса гевеи (натурального латекса), поверхность без опудривания, двойного хлорирования, пункты «2. Поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца гладкая для обеспечения высокого уровня тактильной чувствительности при манипуляциях по катетеризации периферических вен, манипуляциях в отделениях реанимации и интенсивной терапии, требующих высокой тактильной чувствительности, остальная поверхность перчатки текстурированная. 3. Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений». Заявитель считает, что зарегистрированных Росздравнадзором в качестве медицинских изделий перчаток с совокупностью всех характеристик, указанных в поз. 5, 6 не имеется.

Представители Заказчика на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснили, что медицинские изделия — перчатки с совокупностью всех характеристик, указанных в позициях №5,6 приложения № 2 Извещения о проведении запроса котировок с запрашиваемыми характеристиками находятся в свободном доступе на территории Российской Федерации, данный факт подтверждается техническими паспортами. Кроме этого, подтверждается выписками из государственного реестра медицинских изделий и организаций/индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Помимо этого, имеются регистрационные удостоверения на медицинские изделия — перчатки с совокупностью всех характеристик, указанных в позициях №5,6 приложения № 2 Извещения о проведении запроса котировок;

1. PMY ФСР 2011/12244 от 11.04.2023;

2. WRP ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014;

3. Heliomed ФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014;

4. Shen Wei ФСЗ 2011/10956 от0З.11.2011;

5. WRP ФСЗ 2011/09081 от 11.06.2014;

Комиссия Томского УФАС России заслушав пояснения сторон, исследовав представленные документы и сведения установила, что действующий Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 1И 93-1:2008) «Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора» в пункте 3.3 «Отделка» различает четыре вида отделки:

а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;

б) гладкая поверхность;

в) опудренная поверхность;

г) поверхность без опудривания.

В Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» (далее – Методические рекомендации МР) в пункте 2.5 указано, что современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения.

Пункт 3.5 Методических рекомендаций МР гласит, что медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:

- гладкую поверхность;

- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;

- микротекстурированную поверхность.

Пунктом 4.13 Методических рекомендаций МР установлено, что модификация внешней поверхности перчаток влияет на степень их сцепления с инструментами и другими поверхностями, а также тактильную чувствительность пальцев в перчатках. Внешняя поверхность перчаток может быть гладкой, микротекстурированной, либо иметь видимый текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки.

В пункте 4.14 Методических рекомендаций МР сказано, что перчатки с гладкой поверхностью тоньше текстурированных и обеспечивают более высокую тактильную чувствительность. Они подходят для большинства медицинских манипуляций.

ГОСТом 52239-2004 и Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 прямо предусмотрена отделка поверхности перчаток текстурированным рисунком какой-либо части перчаток, без уточнения конкретной зоны.

Исходя из системы национальной стандартизации видно, что для обеспечения удержания инструментов целесообразно установить требование к наличию текстуры, а для обеспечения лучшей тактильной чувствительности - требование к отсутствию текстуры. Также, система национальной стандартизации напрямую разрешает и предусматривает выбор перчаток смешанного типа по фактуре размещения текстуры.

Учитывая, что формулировка «гладкая поверхность» полностью исключает текстуру в какой-либо зоне перчаток, Заказчиком в описании объекта закупки указаны зоны гладкой поверхности в области указательного и среднего пальца. Выбирая отсутствие текстуры в области дистальных фаланг, Заказчик руководствовался необходимостью обеспечить наилучшую тактильную чувствительность, для манипуляций, по катетеризации периферических вен в отделениях реанимации и интенсивной терапии.

Требование к форме перчатки универсальной с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев вызвано необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений.

Рука медицинского работника имеет анатомическую форму, кисть согнута в сторону ладони, когда используются перчатки универсальной формы при продолжительных манипуляциях нагрузка на пальцы возрастает, в связи с чем точность движений рук значительно ухудшается.

Требование к перчаткам установлены исходя из потребностей Заказчика, его работников в товаре именно с такими эксплуатационными характеристиками, необходимыми для осуществления функций. На это прямо указывает пункт 2.6 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в котором сказано, что медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска.

Кроме того, Заказчиком представлены технические паспорта на перчатки смотровые «диагностические» синтетические нестерильные неопудренные трех производителей, из анализа которого следует, что указанные перчатки имеют универсальную форму с анатомическими расширениями в области суставов пальцев. Доказательств того, что указанные перчатки не соответствуют характеристикам, указанным в Техническом задании, в материалы дела не представлено, у Комиссии Томского УФАС России отсутствуют основании считать представленные документы недостоверными.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что у Заказчика имеется объективная потребность в приобретении перчаток с указанными характеристиками, Заказчиком учтена специфика применения медицинских изделий.

Действующее законодательство о закупках Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Таким образом, определяющим фактором при установлении соответствующих требований к предмету закупки являются потребности заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

При этом Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 4 Закона №223-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Аксиомед» (вх.№3726-ЭП/24 от 06.05.2024) на действия Заказчика - ОГАУЗ «Стрежевская ГБ» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка медицинских перчаток для нужд ОГАУЗ «Стрежевская ГБ»» (извещение №32413553630) необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

2024-4050

 

 

Связанные организации

ОГАУЗ "Стрежевская ГБ"
ИНН 7022004259, ОГРН 1027001621129
ООО "Аксиомед"
ИНН 6679167843, ОГРН 1236600044031
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666