Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении ООО «Частная клини... от 11 августа 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
28 мая 2009 года г.Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых — начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист — эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело № 06-11/20-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, оказываемых обществом с ограниченной ответственностью «Частная клиника №1» (далее ООО «Частная клиника №1»), в рекламно-информационном издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009, (издатель — общество с ограниченной ответственностью «Команда»), в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
— ООО «Частная клиника №1», П;
— ООО «Команда», Ж,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.
В рекламно-информационном издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009 на странице 127 размещена информация следующего содержания: «Первая частная клиника» АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ: - Прием специалистов в клинике и на дому: терапевт, невролог, уролог, гинеколог, гастроэнтеролог, эндокринолог, ЛОР, кардиолог, офтальмолог, рефлексотерапевт, психотерапевт, хирург, травматолог, сосудистый хирург. -УЗИ и лабораторные исследования, в клинике и на дому. Массаж, физиотерапия. ХИРУРГИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР: -Общая хирургия, -Травматология, ортопедия, -Оперативная гинекология, -Оперативная урология, Амбулаторная хирургия малые операции, перевязки. ВРАЧЕБНАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ: -Терапевтическая и хирургическая косметология лица и тела, -Реабилитация после пластических операций, -Программы ухода и корреции фигуры. Программы индивидуального и корпоративного обслуживания. Лицензия № 70-01-000049 от 10.03.2005г. г.Томск, ул.Пушкина, 16...».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе», Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 г. № 113, медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
ООО «Частная клиника №1» Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия на право осуществления медицинской деятельности. В Приложении к лицензии №1 от 10.03.2005г. в номенклатуре работ и услуг указаны, в том числе амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому, медицинский массаж, ультразвуковая диагностика, хирургия, гинекология, урология, терапевтическая и хирургическая косметология. В Приложении к лицензии №2 от 08.09.2005 в номенклатуре работ и услуг указана, в том числе физиотерапия. В Приложении к лицензии №3 от 10.11.2005 в номенклатуре работ и услуг указаны, в том числе травматология и ортопедия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» утвержден перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно данному Приложению, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по: акушерству и гинекологии, урологии, косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической), медицинскому массажу, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, хирургии.
Следовательно, рекламируемые виды услуг являются медицинскими.
Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Рассматриваемая реклама медицинских услуг и методов лечения, предоставляемых ООО «Частная клиника №1» в соответствии с выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития лицензией №70-01-000049, размещена без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, также в рекламе отсутствует указание о необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.
На рассмотрении дела представитель ООО «Частная клиника №1» П. сообщила, что между ООО «Частная клиника №1» и ООО «Команда» заключен договор возмездного оказания услуг №22/09 от 01.10.2008. На основании данного договора ООО «Команда» обязуется оказать услуги по производству и размещению рекламно-информационной продукции в собственных рекламно-информационных ресурсах, в том числе издании «Деловой вестник Бизнес Club`s». Для определения подробного описания и стоимости работ заключено дополнительное соглашение из которого следует, что ООО «Частная клиника №1» поручает, а ООО «Команда» обязуется оказать услугу по размещению в издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» рекламного модуля и статьи в октябре 2008г., ноябре 2008г., декабре 2008г. В рамках указанных договорных отношений между ООО «Частная клиника №1» и ООО «Команда» услуга по размещению рассматриваемого рекламного объявления отсутствует. Размещенный в издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009 на странице 127 рекламный модуль ООО «Частная клиника №1» не согласовывался и не оплачивался. Также представитель клиники сообщила, что ранее при размещении рекламы Общества требования Федерального закона «О рекламе» были соблюдены, что подтверждается копиями страниц издания «Деловой вестник Бизнес Club`s» №9(36) октябрь-ноябрь 2008г., №10 (37) ноябрь-декабрь, 2008г.
Представитель ООО «Команда» Ж. факт нарушения рекламного законодательства признала, пояснила, что рассматриваемая реклама клиники была размещена в издании №1(38) февраль-март, 2009, так как в декабре журнал не издавался, следовательно опубликование рекламы, предусмотренное дополнительным соглашением к договору №22/09 от 01.10.2008г., не было осуществлено. Размещение рекламы клиники в журнале «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009 было произведено в целях исполнения договорных отношений с ООО «Частная клиника №1». Также, Ж. сообщила, что причиной возникновения нарушения явился человеческий фактор (в иных рекламных модулях, размещенных в рассматриваемом номере издания «Деловой вестник Бизнес Club`s», содержащих рекламу медицинских услуг, предупреждения, предусмотренные ФЗ «О рекламе», присутствуют).
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рассматриваемую рекламу медицинских услуг ООО «Частная клиника №1», размещенную в журнале «Деловой вестник Бизнес Club`s», ненадлежащей, так как в ней допущены нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе». Комиссия определила в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе»)– ООО «Частная клиника №1»; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 ФЗ «О рекламе») – ООО «Команда» на основании договора №22/09 от 01.10.2008г.
Реклама медицинских услуг, оказываемых ООО «Частная клиника №1», в соответствии с ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» должна сопровождаться предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Однако подобное предупреждение в рекламе отсутствует.
В соответствии пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в рекламно-информационном издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009 на странице 127 «Первой частной клиники», поскольку в ней нарушены ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Частная клиника №1» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать ООО «Команда» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2009г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе по делу №06-11/20-09
28 мая 2009г. г.Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
на основании своего решения от 28 мая 2009 г. по делу №06-11/20-09 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной обществом с ограниченной ответственностью «Команда» рекламодателя — общества с ограниченной ответственностью «Частная клиника №1» в рекламно-информационном издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009 на странице 127, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Частная клиника №1» в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить в дальнейшем распространение рекламы медицинских услуг, методов лечения без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
2. ООО «Частная клиника №1» представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания до 22 июня 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе по делу №06-11/20-09
28 мая 2009г. г.Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
на основании своего решения от 28 мая 2009 г. по делу №06-11/20-09 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной обществом с ограниченной ответственностью «Команда» рекламодателя — общества с ограниченной ответственностью «Частная клиника №1» в рекламно-информационном издании «Деловой вестник Бизнес Club`s» №1 февраль-март, 2009 на странице 127, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Команда» в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить в дальнейшем распространение рекламы медицинских услуг, методов лечения без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
2. ООО «Команда» представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания до 22 июня 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Е.П. Фоминых
Н.В. Базарова