Решение б/н Решение и предписание по делу № 06-11/05-11 в отношении адми... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
07 апреля 2011 года                                                                                                                г.Томск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководитель управления;
членов комиссии: Е.П. Фоминых, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Е.В. Чуклина, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело №06-11/05-11 по факту выдачи Администрацией города Томска предписания о демонтаже самовольной рекламы от 23.12.2010 № 427 индивидуальному предпринимателю Смелову Петру Николаевичу, в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — Администрации г.Томска, представитель К., действующий на основании доверенности от 11.02.2011 №717, представитель Р., действующий на основании доверенности от 11.02.2011 №718;
заинтересованных лиц — индивидуального предпринимателя С.; председателя общественного комитета самоуправления микрорайона «Академический» (ул.Сибирская) г.Томска С., действующей на основании Устава,

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Томского УФАС России выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», которые выразились в следующем.
Комитетом городского дизайна и рекламы администрации г.Томска на основании обращения председателя общественного комитета самоуправления МКР «Академический» проведена проверка, в ходе которой установлен факт самовольного, без оформления необходимых разрешительных документов, размещения средства наружной рекламы по адресу ул.Сибирская, 104 А «Galaktika.Internet Bar».
Руководствуясь положениями Федерального закона «О рекламе», Положением «О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Томске», принятого решением Думы города Томска от 15.09.2005 №1017, Администрацией г.Томска индивидуальному предпринимателю Смелову П.Н. выдано предписание о демонтаже самовольной рекламы от 23.12.2010 №427 (настенного панно «Galaktika.Internet Bar»).
Согласно п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», данный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Усмотрев в действиях Администрации г.Томска признаки нарушения указанных положений закона о рекламе, определением от 31.01.2011 в отношении Администрации г.Томска возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.
На рассмотрении дела представители Администрации г.Томска с доводами, изложенными в определении, не согласились, пояснили, что рассматриваемая конструкция не может быть признана вывеской с учетом положений стст.23, 54, 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», п.1.4 Положения «О размещении средств наружной рекламы и информации в г.Томске», утв.решением Думы г.Томска от 15.09.2005 №1017 (далее Положение). Наименование «Galaktika.Internet Bar, playtech» не является фирменным наименованием лица, оказывающего услуги, не может быть расценено в качестве коммерческого обозначения, не содержит обязательной для размещения информации (режим работы, адрес организации). Изображение на панно является средством индивидуализации лица, формирует и поддерживает интерес к нему и его деятельности у неопределенного круга лиц, что отвечает признакам рекламы.
Председатель ОКСМ «Академический» (ул.Сибирская) г.Томска С. доводы Администрации г.Томска поддержала, а также пояснила, что в настоящий момент установлена новая рекламная конструкция с идентичным текстом с использованием дополнительных световых элементов.
Индивидуальный предприниматель С. сообщил, что данная конструкция является вывеской, визитной карточкой, предназначена для информирования потребителей о местонахождении интернет-бара. Конструкция не содержит информации о конкретных услугах, следовательно, не является рекламой. Обозначение «playtech» является элементом дизайна.
Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из пояснений ИП С. следует, что в занимаемом им помещении по адресу ул.Сибирская, 104 А осуществляется деятельность интернет-бара. Вблизи входа в Интернет-бар размещена конструкция с текстом: «Galaktika.Internet Bar». Факт размещения конструкции подтверждается актом от 18.01.2011, составленным должностными лицами Томского УФАС России.
Администрация г.Томска, руководствуясь положениями Федерального закона «О рекламе», Положением «О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Томске», принятого решением Думы города Томска от 15.09.2005 №1017, выдала индивидуальному предпринимателю С. предписание от 23.12.2010 №427 о демонтаже самовольной рекламы, настенного панно «Galaktika.Internet Bar», размещенного на фасаде здания по адресу ул.Сибирская, 104 А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.06.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее также Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» указанный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Частью 1 статьи 9 Закона Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с частью 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Из материалов дела следует, что непосредственно вблизи входа в Интернет-бар на фасаде здания по адресу ул.Сибирская, 104 А размещена конструкция «Galaktika.Internet Bar». Текст, содержащийся на конструкции, указывает на коммерческое обозначение предприятия — Интернет-бара «Galaktika», а также профиль его деятельности - «интернет-бар». Указанная вывеска ориентирует потребителей относительно места осуществления деятельности, то есть представляет собой вывеску, информирующую о месте нахождения интернет-бара и входа в него.
Основным признаком, отграничивающим рекламу от обязательной информации, является цель ее размещения. Цель рекламы - привлечение внимания к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям; цель обязательной информации - обеспечение публичных интересов неопределенного круга лиц.
Целевым назначением настенного панно, с учетом их расположения (на здании, где осуществляется деятельность интернет-бара), является информирование потенциальных покупателей о месте нахождения организации.
В пункте 2 письма от 16.03.2006 №АК/3512 Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации «О разграничении рекламы и иной информации» указано, что размещение в месте нахождения организации ее наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), по мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, по мнению ФАС России, не должны признаваться рекламой данных организаций. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования Закона о рекламе, независимо от манеры исполнения указанных обозначений.
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Комиссия Томского УФАС России принимает во внимание, что действующее законодательство не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно. При этом отсутствие всех информационных элементов, предусмотренных ст.9 Закона о защите прав потребителей, в частности фирменного наименования организации, места ее нахождения (адрес) и режима работы, по мнению Комиссии антимонопольного органа, не может однозначно свидетельствовать о том, что вывеска является рекламной.
Соответственно, учитывая, что целевым назначением конструкции является обозначение места входа в интернет-бар и идентификация принадлежащей ИП С. организации, которая осуществляет свою деятельность по оказанию интернет-услуг с использованием коммерческого наименования «Galaktika», то размещение рассматриваемой конструкции в отсутствие размещения иной информации осуществлено в рамках обычая делового оборота и не отвечает признакам рекламы как информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Направленность информации на неопределенный круг лиц является необходимым, но не единственным признаком рекламы.
Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 №1017 утверждено Положения «О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Томске» (далее Положение).
В соответствии с п.1.2 Положения установлены требования к проектированию средств наружной рекламы и информации, местам их размещения, технической экспертизе, размещению, эксплуатации и демонтажу средств наружной рекламы и информации, а также порядок контроля за соблюдением этих требований в муниципальном образовании «Город Томск»
Соблюдение указанного Положения обязательно для всех юридических лиц, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для физических лиц и индивидуальных предпринимателей при установке (размещении) и эксплуатации ими средств наружной рекламы и информации, а также при установке и эксплуатации ими средств информационного оформления предприятий и организаций (п.1.3 Положения).
Указанное Положение устанавливает требования к размещению и эксплуатации не только рекламы, но и иной информации.
Вместе с тем, при выдаче предписания от 23.12.2010 № 427 о демонтаже самовольной рекламы Администрация г.Томска указала на нарушение положений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», что недопустимо в указанном ненормативном акте применительно к рассматриваемой ситуации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать несоответствующим законодательству Российской Федерации о рекламе предписание «О демонтаже самовольной рекламы» от 23.12.2010 № 427, выданное Администрацией г.Томска в отношении индивидуального предпринимателя Смелова Петра Николевича в части указания на нарушение положения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», поскольку данный акт противоречит требованиям п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать Администрации г.Томска предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе по делу №06-11/05-11
07 апреля 2011г.                                                                                                                  г.Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии: В.И. Шевченко, руководителя Томского УФАС России,
членов Комиссии:
Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Е.В. Чуклина, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
на основании своего решения от 07 апреля 2011 г. по делу №06-11/05-11 по факту выдачи Администрацией г.Томска предписания о демонтаже самовольной рекламы индивидуальному предпринимателю С., и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частей 2, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации города Томска в течение одного месяца со дня получения настоящего предписания внести изменения в предписание «О демонтаже самовольной рекламы» от 23.12.2010 № 427, выданное Администрацией г.Томска, о нарушении индивидуальным предпринимателем С. законодательства о рекламе, поскольку данные акт противоречит требованиям п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона от 13.03.206 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Администрации города Томска представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания до 15 июня 2011г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны