Предупреждение б/н Предупреждение № 070/01/15-79/2022 о прекращении действий, ... от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 070/01/15-79/2022

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также – Томское УФАС России) в ходе рассмотрения группового обращения
жителей поселка Спутник (вх. №8969 от 25.11.2021 г.) в части наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента городского хозяйства
Администрации города Томска, установлено следующее.

  1. Между Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» и ООО «Движение-2015» заключен муниципальный контракт №1/47 от 25.12.2019 г. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 13.07.2015
    № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров»).

Согласно ответу Администрации города Томска от 17.01.2022 №01-01-06/120 (вх. №188 от 18.01.2022) на запрос №БМ/7739/1 от 24.12.2021 контракт был заключен с исполнителем как с единственным поставщиком в связи с неоднократно не состоявшимися конкурсными процедурами по определению исполнителя по указанному маршруту.

Управлением установлено, что в 2019 году Департаментом городского хозяйства Администрации города Томска проведены открытые конкурсы
№ 0165300010519001178, 0165300010519000879,
0165300010519000753 на право выполнения работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 22 «микрорайон Мокрушинский – улица Интернационалистов/ поселок Спутник/поселок Штамово/ поселок Кузовлево», которые признаны несостоявшимися. Участие в открытых конкурсах принимало только ООО «Аня», заявки которого признаны несоответствующими требованиям. Заявки ООО «Движение-2015» не подавались.

Согласно положениям Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров» свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Частью 7 статьи 24 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров» установлено, что в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

Также согласно пункту 7 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденного Постановлением администрации Города Томска от 05.05.2016 № 362 основанием для отмены муниципальных маршрутов является в том числе отсутствие соискателей в проведении процедур отбора исполнителей (подрядчиков) либо отсутствие соискателей в проведении процедур открытого конкурса, что привело к признанию соответствующих процедур несостоявшимися не менее двух раз.

Таким образом, у Департамента городского хозяйства Администрации города Томска отсутствовали правовые основания для заключения муниципального контракта №1/47 от 25.12.2019 г. с ООО «Движение-2015» как с единственным поставщиком, ссылаясь на пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению Администрации города Томска маршрут регулярных перевозок
№ 22 является низкорентабельным. По соглашению сторон от 13.12.2021 г. муниципальный контракт №1/47 от 25.12.2019 г. расторгнут.

Согласно ответу Администрации города Томска от 17.01.2022 №01-01-06/120 (вх. №188 от 18.01.2022) на запрос №БМ/7739/1 от 24.12.2021 администрацией города Томска подготовлена документация на запрос котировок в электронной форме по определению нового исполнителя по муниципальному контракту на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок №22, закупка по которому будет осуществлена в ближайшее время.

Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 годов Департамента городского хозяйства администрации города Томска, размещенного на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на 2022 год запланирована конкурентная процедура на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 22 с номером 223701700191170170100100480004931244.

Однако на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по состоянию на 28.02.2022 конкурентная процедура на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 22 не запущена, извещение на официальном сайте Администрации города Томска о проведении процедуры не размещено.

При этом, у жителей поселка Спутник имеется острая нужна в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом, что подтверждается подписями 154 жителей поселка Спутник и доводами их группового обращения.

Таким образом, Администрацией города Томска с момента расторжения муниципального контракта №1/47 от 25.12.2019 г. с ООО «Движение-2015» и до настоящего времени не проводится конкурентная процедура на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 22 при наличии острой нужды в данном маршруте у жителей поселков Кузовлево, Спутник, Штамово.

Управление отмечает, что законодателем предусмотрен механизм удовлетворения нужд населения в сфере пассажироперевозок, в том числе путем предоставления субсидий перевозчику, осуществляющему перевозки по регулярным маршрутам с регулируемыми тарифами, в целях возмещения части затрат на выполнение таких перевозок в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ (ст. 14 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров»).

 

2. Между Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» и ООО «ЛАНА» заключен муниципальный контракт №Ф.2019.000744 от 03.09.2019 на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11 «Сосновый бор – микрорайон Подсолнухи».

27.12.2021 заключено дополнительное соглашение №6 к муниципальному контракту №Ф.2019.000744 от 03.09.2019, которым изменена схема движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 11.

Согласно данным изменениям маршрут регулярных перевозок №11 приобрел альтернативные начальные (конечные) остановочные пункты, расписание движения транспортных средств от (до) каждого начального (конечного) остановочного пункта определяются заказчиком.

Также дополнительным соглашением №6 к муниципальному контракту №Ф.2019.000744 от 03.09.2019 установлено вступление его в силу с 01.01.2022 и действие до дня начала осуществления регулярных перевозок перевозчиком, определенным в соответствии с действующим законодательством, по установленному муниципальному маршруту регулярных перевозок, включенному в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденный постановлением администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34, и обеспечивающему доступность транспортных услуг для жителей поселков Кузовлево, Спутник, Штамово.

Такими альтернативными начальными (конечными) остановочные пунктами на маршруте регулярных перевозок №11 стали остановочные пункты пос. Спутник, пос. Кузовлево, пос. Штамово.

Соответственно маршрут регулярных перевозок № 11 продлен до поселка Кузовлево через поселки Спутник и Штамово и до остановки ОКБ. Протяженность маршрута от пос. Штамово до ОКБ составила 75,1 км.

Постановлением администрации Города Томска от 24.12.2021 № 1075
«Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» и о внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» в
реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок внесены изменения параметров маршрута регулярных перевозок №11.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров» муниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 Федерального закона
«Об организации регулярных перевозок пассажиров» сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 Федерального закона
«Об организации регулярных перевозок пассажиров» сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Согласно пункту 23 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном образовании «Город Томск», утверждённого Постановлением администрации Города Томска от 05.05.2016 № 362, реестр муниципальных маршрутов утверждается муниципальным правовым актом администрации Города Томска и подлежит опубликованию на Официальном портале муниципального образования «Город Томск» в сети «Интернет».

Между тем, в реестре маршрутов регулярных перевозок МО Город Томск, размещенном на официальном сайте Администрации города Томска в сети интернет https://admin.tomsk.ru/pgs/2mv по состоянию на 28.02.2022, маршрут регулярных перевозок № 11 не изменен и значится с прежними остановочными пунктами «Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи» и протяженностью 45,2 км.

Таким образом, маршрут регулярных перевозок № 11 считается неизмененным, а Администрацией города Томска не исполнена публично правовая обязанность по опубликованию в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» сведений об измененном маршруте, что может ограничивать права неопределенного круга лиц хозяйствующих субъектов (участников рынка пассажирских перевозок) на получение информации о регулярных маршрутах пассажирских перевозок действующих в границах муниципального образования.

Управление отмечает, что любое изменение в расписании движения автобусов, изменение протяжённости маршрута, появление нового перевозчика на смежных участках двух и более маршрутов может привести к перераспределению пассажиропотока между перевозчиками, что в свою очередь может привести к уменьшению выручки у одних перевозчиков и увеличению выручки у других перевозчиков. Следовательно, любое действие Департамента городского хозяйства администрации города Томска, которое может привести к перераспределению пассажиропотока, должно быть законным и обоснованным.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Из вышеописанного следует, что действия Департамента городского хозяйства администрации города Томска, выразившиеся в заключении с ООО «Движение-2015» муниципального контракта №1/47 от 25.12.2019 г. без проведения открытого конкурса, а также бездействий, выразившихся в непроведении конкурентных процедур на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 22 в период с 13.12.2021 г. по настоящее время, и неопубликовании на официальном сайте Администрации в сети Интернет актуального реестра маршрутов регулярных перевозок МО Город Томск,
привели или могли привести к созданию необоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «Движение-2015», ограничению доступа неопределенного круга лиц к осуществлению перевозок по маршруту регулярных перевозок № 22 и доступа участников рынка перевозок пассажиров к актуальному реестру пассажирских перевозок МО города Томска и
содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Томское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению, устранению конкуренции предупреждает
о необходимости прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер
по устранению последствий такого нарушения.

Для чего Департаменту городского хозяйства Администрации города Томска в течение 3 месяцев с момента получения настоящего предупреждения совершить следующие действия:

  1. проведение открытого конкурса на выполнение работ, связанных
    с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 22;
  2. опубликование на официальном сайте Администрации города Томска в сети Интернет актуального реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск»;
  3. принятие мер к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде усиления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений
    в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
    Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

О выполнении данного предупреждения сообщить в Томское УФАС России
в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                  В.А. Алиев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны