Решение б/н 070/05/5-663/2022 от 5 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/05/5-663/2022

 

Оглашена резолютивная часть 22 сентября 2022 года

Изготовлено в полном объеме 5 октября 2022 года                                          г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Алиева Вадима Алиевича — руководителя Томского УФАС России;

 

Членов комиссии: 

Нижельской М.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

Айрих А.А. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

Черниковой Д.В. - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев материалы дела № 070/05/5-663/2022, возбужденного по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе) по факту распространения индивидуальным предпринимателем М (ОГРНИП: 304701734600814, ИНН: 702100594858, Дата присвоения ОГРНИП: 11.12.2004) рекламной акции (скидок) на приобретение трикотажных изделий в специализированных магазинах,

без участия лиц, участвующих в рассмотрении дела, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило обращение гражданина (вх. № 6195 от 19.08.2022).

Заявитель указывает, что по адресу г. Томск, ул. Киевская, 58 размещен рекламоноситель с плакатом следующего содержания: «Российский Белорусский трикотаж, высокое качество, доступные цены, р. 44-56, 58-74, Скидка 20, 30, 50, 70%, пр. Фрунзе, 98, 300-783, пр. Фрунзе, 98; пр. Кирова, 40, ул. Елизаровых, 39; ул. Иркутский тракт, 10; ул. Ивана Черных, 54; ул. 79 Гвардейской Дивизии, 8».

Актом осмотра сотрудников Томского УФАС России от 22.08.2022 установлено, что по адресу: г. Томск, ул. Киевская, 58, размещена рекламная конструкция, принадлежащая ИП М.. Данным актом подтверждается распространение рекламы ИП М.. (ИНН 702100594858), где предлагается получение скидок на трикотажные изделия.

По результатам рассмотрения обращения было установлено, что в действиях ИП М.содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Определением от 16.09.2022 № МН/4132 в отношении ИП М.возбуждено производство по делу № 070/05/5-663/2022 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона рекламе. Рассмотрение дела назначено на 22.09.2021 в 14:00 часов. ИП М.надлежало в срок до 20.09.2022 для заседания комиссии представить копию устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копию лицензии на осуществление лицензированного вида деятельности; письменные пояснения по фактам, изложенным в определении; основания для размещения рассматриваемой рекламы (копию договора с рекламораспространителем, копии документов, подтверждающих оплату размещения рекламы); период распространения рекламы; копии документов, регламентирующих условия рекламируемой финансовой услуги; сведения о способах, местах, периодах распространения данной рекламы; сведения о должностных лицах, ответственных за соблюдение рекламного законодательства; объяснения указанных лиц; согласие на получение процессуальных документов посредством направления их на адрес электронной почты; иные документы и сведения, способствующие рассмотрению дела по существу.

На рассмотрение дела ИП ИП М.не явилась, представила запрошенные  определением о возбуждении производства по делу от 16.09.2022 № 070/05/5-663/2022 документы и пояснения, что подтверждает, что она была уведомлена надлежащим образом.

ИП ИП М.представила в материалы дела письменные пояснения с приложением (вх. № 7029 от 21.09.2022). Представлена копия Договора возмездного оказания услуг  № Ф-2022/121 от 01.04.2022 с приложением, рекламный макет, ответ на запрос о предоставлении информации от 25.04.2022 № ЕС/1779, копии документов, подтверждающих оплату размещения рекламы. Дополнительно представлено свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об ИП, зарегистрированном до 1 января 2004 г., а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Также ИП ИП М.пояснила, что поскольку на макете присутствует надпись «Акция действительна на момент выхода рекламы, подробности уточняйте по т. 300-783», то размещенный щит полностью соответствует ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. При этом ИП ИП М.дополнительно указала, что рекламный щит в ближайшее время будет снят, на новом щите будет более читаемая информация.

ФРФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данном случае выступает акция, заключающаяся  в предоставлении скидок на приобретение трикотажных изделий в специализированных магазинах.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем является ИП ИП М.(634021, Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, д. 119Е, кв. 52, ОГРНИП: 304701734600814, ИНН: 702100594858, Дата присвоения ОГРНИП: 11.12.2004).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности и добросовестности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 58), рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

На рекламной конструкции информация о сроке проведения акции, что является существенной информацией, отсутствует, период распространения рекламы потребителю не известен, что образует нарушение  ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Оценивая пояснения ИП М.о том, что нарушение законодательства о рекламе отсутствует, поскольку на макете имеется надпись «Акция действительна на момент выхода рекламы, подробности уточняйте по т. 300-783», комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к следующим выводам.

Указание в тексте рекламного макета информации о возможности получения подробностей акции по телефону не означает, что текст рекламного объявления содержит все существенные условия, наличие которых в рекламе необходимо для соблюдения требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. Таким образом, вывод ИП М.о соответствии текста рекламного макета требованиям ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе комиссия считает несостоятельным, поскольку в тексте рекламного макета не указаны условия проводимой рекламной акции, а именно сроки ее проведения.

Указание в рекламе способов получения информации о подробностях акции без размещения условий в самой рекламе также является ненадлежащим, а информация в таком случае признается отсутствующей. Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемых товарах или услугах не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта. Данный вывод подтверждается судебной практикой, например, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.07.2020 № Ф05-6835/2020 по делу № А40-225838/2019.

Таким образом, комиссия приходит к выводу, что рассматриваемом рекламном макете отсутствует существенная информация о проведении акции.

Кроме того, комиссия отмечает, что рассматриваемая надпись размещена шрифтом, значительно меньшим по размеру с остальным текстом, размещенном на рекламном макете. С точки зрения потребителя данная информация не воспринимается или воспринимается плохо, поскольку текст выполнен мелким, нечитаемым шрифтом.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку в тексте рекламного объявления отсутствует информация о порядке проведения акции, что вводит потребителей в заблуждение.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В материалах дела содержатся сведения о том, что выявленные должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области не устранены, поскольку ИП ИП М.не указала в своих письменных пояснениях (вх. № 7029 от 21.09.2022) конкретный срок устранения нарушения, это означает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»,  п. 28, 31, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу индивидуального предпринимателя М (ОГРНИП: 304701734600814, ИНН: 702100594858, Дата присвоения ОГРНИП: 11.12.2004), размещенную по адресу: г. Томск, ул. Киевская 58 посредством наружной рекламной конструкции с плакатом следующего содержания: «Российский Белорусский трикотаж, высокое качество, доступные цены, р. 44-56, 58-74, Скидка 20, 30, 50, 70%, пр. Фрунзе, 98, 300-783, пр. Фрунзе, 98; пр. Кирова, 40, ул. Елизаровых, 39; ул. Иркутский тракт, 10; ул. Ивана Черных, 54; ул. 79 Гвардейской Дивизии, 8» ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.        Выдать ИП М.предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 070/05/5-663/2022.

3.        Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе".

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

В.А. Алиев

 

М.О. Нижельская

 

А.А. Айрих

 

Д.В. Черникова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны