Решение б/н Приказом Томского УФАС России от 14.06.2019 № 74 «О возбужде... от 26 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                         РЕШЕНИЕ

 

                              г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

18

июля

 

2019

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

26 ”

 

июля

 

2019

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко  И.В., заместителя  руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии:     Касперовича А.В. -  заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Успеховой А.А., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  в присутствии представителя Заявителя Ч, по справке.; в присутствии представителей Ответчика М. по доверенности, К. по доверенности, без участия представителя  Лица, располагающего сведениями, Департамента тарифного регулирования Томской области,  уведомленного в установленном порядке;  рассмотрев дело № 02-10/87-19 по признакам нарушения Акционерным обществом «ТомскРТС»  (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880, адрес регистрации: 634050,  г. Томск, пер. Нахановича, д.4а)    пункта 1 части   1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

                                                         УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Томского УФАС России от 14.06.2019 № 74 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело в отношении Акционерного общества «ТомскРТС» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило обращение (с приложением) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад №54 г. Томска (далее – МАДОУ №54, Заявитель), перенаправленное из Департамента тарифного регулирования Томской области (вх.№2779 от 17.04.2019)  о правильности и обоснованности тарифа на поставку тепловой энергии и горячей воды при закрытой системе теплоснабжения при заключении договора теплоснабжения. По мнению Заявителя, АО «ТомскРТС» установлен монопольно высокий тариф на тепловую энергию. Изменение цены договора теплоснабжения (установление тарифа) по инициативе теплоснабжающей организации АО «ТомскРТС»  является неправомерным, экономически необоснованным.

На заседание Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в заявлении. 

Представители Ответчика с доводами Заявителя не согласились, предоставили письменные возражения, указав, что 21.12.2018г. между энергоснабжающей  организацией  АО «ТомскРТС» и МАДОУ №54 (Абонент) заключен контракт энергоснабжения № 6700 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды. Контракт был заключен 21.12.2018г. по тарифу, утвержденным Департаментом тарифного регулирования Томской области. В связи с изменениями в  Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075  «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» АО «ТомскРТС» получило Распоряжение Департамента тарифного регулирования Томской области от 01.08.2018г. №1-453/11 о прекращении рассмотрения дела об установления тарифа на тепловую энергию для потребителей котельной пер. 1-ый Басандайский, 5-е.

22.02.2019г. ОАО «ТомскРТС»  в адрес МАДОУ №54 направило изменение от 01.02.2019г. к контракту энергоснабжения № 6700 от 21.12.2018г., о согласовании цены с 01.01.2019г., которая составляет 2 879, 53 за 1 Гкал. В настоящее время данное изменение находится на рассмотрении МАДОУ №54. Позиции по согласию или несогласию с предложенным АО «ТомскРТС» тарифом Абонентом не выражено. Кроме того, АО «ТомскРТС» был произведен расчет цены для МАДОУ №54 и направлен на согласование (исх.№08/8281 от 29.11.2018г.) в управление муниципального заказа и тарифной политики Администрации г. Томска. Таким образом, АО «ТомскРТС» предприняты все меры по урегулированию предложенной цены контракта. Предложенная АО «ТомскРТС» к согласованию цена на тепловую энергию предложена в пределах (минимальном и максимальном) тарифов, установленных Департаментом тарифного регулирования Томской области на сопоставимом  локальном рынке, что подтверждается представленными документами. Цена, предложенная к согласованию МАДОУ №54 (2 879,53 руб./Гкал.), не является монопольно высокой на соответствующем товарном рынке.

В результате анализа документов, материалов дела, заслушав пояснения представителей Заявителя, Ответчика,  Комиссией установлено следующее.

В соответствии с Приказом Департамента тарифного регулирования от 20.12.2017 №1-409/9(623), в отношении котельной, расположенной по адресу: г. Томск, пер. Басандайский 1-й, 5е (потребителем является МАДОУ детский сад № 54 города Томска) установлены долгосрочные параметры регулирования, тарифа на тепловую энергию на 2018-2020 годы в следующем размере:

- 01.07.2018 - 31.12.2018: 1 903,41 руб./Гкал (без НДС);

- 01.01.2019 - 30.06.2019: 1 903,41 руб./Гкал (без НДС);

- 01.07.2019 - 31.12.2019: 2 010,63 руб./Гкал (без НДС);

- 01.01.2020 - 30.06.2020: 2 010,63 руб./Гкал (без НДС);

- 01.07.2020 - 31.12.2020: 2 141,49 руб./Гкал (без НДС);

21.12.2018г. между энергоснабжающей  организацией  АО «ТомскРТС» и МАДОУ №54 (Абонент) заключен контракт энергоснабжения № 6700, предметом которого является отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды. Контракт был заключен  по тарифу 1 903,41 руб./Гкал без НДС (по цене 2246,02 руб./Гкал с НДС). Цена контракта составляет 2 259 496,12 руб.  на 2019 год.

Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 с 01 января 2019 года цены на тепловую энергию, теплоноситель (мощность) по договору теплоснабжения не подлежат регулированию о определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в случае, если цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и  (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей и реализация тепловой энергии и (или) теплоносителя не оказывается населению и приравненным к нему категориям потребителей.

МАДОУ №54 не относится к категории потребителей, приравненных к населению.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 07.06.2013 №163, Положением о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 №145, и на основании решения Правления Департамента тарифного регулирования Томской области от 31.07.2018 №18/3, вынесено распоряжение Департаментом тарифного регулирования Томской области от 01.08.2018 № 1-453/11 о прекращении рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для потребителей котельной расположенной по адресу: г. Томск, пер. Басандайский 1-й, 5е, на 2019 год для регулируемой организации АО «ТомскРТС».

На основании изложенного ОАО «ТомскРТС»  22.02.2019г. (письмо исх.№19/1370) в адрес МАДОУ №54 направлено изменение от 01.02.2019г. к раннее заключенному контракту энергоснабжения № 6700 от 21.12.2018г., предметом которого является согласование цены с 01.01.2019г., изложив пункт 6.2 контракта в следующей редакции: «В соответствии с пп.3 п.2.1 ч.2 ст.8 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010г. № 190-ФЗ стороны договорились, что Абонент оплачивает исходя из тарифа, который составляет 2 879, 53 за 1 Гкал:

а) тепловую энергию;

б) горячую воду при закрытой системе теплоснабжения.

Настоящее изменение вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сложившиеся с 01.01.2019г.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-закона о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.  

Согласно части 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Вместе с тем, ГК РФ (статья 10) установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на конкретном рынке.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта; 2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия); 3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей; 4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

АО «ТомскРТС» является субъектом естественной монополии, так как осуществляет деятельность (услуги по теплоснабжению) в условиях естественной монополии (ст.3, ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

На момент рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ТомскРТС» при установлении тарифа на поставку тепловой энергии, изменение, направленное АО «ТомскРТС» в адрес МАДОУ №54 от 01.02.2019г. к контракту энергоснабжения №6700 со стороны МАДОУ №54 не подписано,  находится на стадии рассмотрения МАДОУ №54. Мотивированного отказа либо несогласия с предложенным АО «ТомскРТС» тарифом Абонентом не выражено, что подтверждается перепиской, представленной в материалы дела. Переписки (мотивированного отказа, протокола разногласий) относительно согласования цены контракта в материалах дела не имеется. В настоящее время цена контракта находится на стадии согласования относительно установления тарифа на поставку тепловой энергии.

Учитывая изложенное, поскольку изменение контракта вступает в силу с момента подписания его сторонами, а со стороны МАДОУ №54 изменение к контракту  не подписано, соглашение не достигнуто, следовательно, цена контракта энергоснабжения считается неустановленной.

Кроме того, признание доминирующего положения на определенном товарном рынке хозяйствующего субъекта не является нарушением антимонопольного законодательства. Также не установлено наступление каких-либо негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.

Комиссия, изучив пояснения представителей сторон, представленные документы  делает вывод о том, что  в действиях АО «ТомскРТС», при установлении тарифа на тепловую энергию по контракту энергоснабжения №6700 от 21.12.2018г.  нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствует.

Исследовав материалы дела,  выслушав мнения сторон и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48,  ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                              РЕШИЛА:

 

Дело № 02-10/87-19, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом «ТомскРТС»  (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880, адрес регистрации: 634050,  г. Томск, пер. Нахановича, д.4а)    пункта 1 части   1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      И.В. Бутенко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                          А.В. Касперович

 

 

                                                                                                                            А.А. Успехова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны