Предупреждение б/н Предупреждение о прекращении действий, которые содержат приз... от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) в связи с осуществлением функций и полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган коллективного заявления физических лиц по вопросу препятствования переходу на прямой договор электроснабжения с электробытовой компанией, установлено следующее.

В Томское УФАС России поступило коллективное заявление (вх. №7145/22 от 26.09.2022, №7222/2 от 28.09.2022) жителей поселка «Зеленая долина» с жалобой на действия Садоводческое некоммерческое товарищество «Зеленая долина» (ИНН 7014064705) (далее – СНТ «Зеленая долина».

Из представленных материалов установлено, что 06.05.2022 житель поселка Зеленая долина обратился к гарантирующему поставщику АО «Томскэнергосбыт» (далее — гарантирующий поставщик) для заключения прямого договора электроснабжения по адресу мкр. Зеленая долина (окр. Новомихайловка), ул. Прохладная, д. 10

17.05.2022 года АО «Томскэнергосбыт» направлен ответ о необходимости заявителю самостоятельно обратится в СНТ «Зеленая долина» для предоставления акта об осуществлении технологического присоединения объекта с указанием границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, подтверждающего подключение к электросетевому хозяйству.

Заявитель обратился в СНТ «Зеленая долина» для предоставления необходимой документации, однако необходимые документы предоставлены не были.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере электроэнергетики.

Заявитель обратился в СНТ «Зеленая долина» для предоставления необходимой документации, однако необходимые документы предоставлены не были.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере электроэнергетики.

В соответствии с ст. 3 Закона об электроэнергетики гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения).

В соответствии в пунктом 32 Основных положений гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройствпотребителя к электрическим сетям предусмотрен «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Пункт 32 Основных положений содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора.

Между АО «Томскэнергосбыт» и мкр. Зеленая долина заключен договор централизованного электроснабжения №70060170005027. Зеленая долина (окр. Новомихайловка) входит в зону деятельности гарантирующего поставщика. Таким образом, у АО «Томскэнергосбыт» не было оснований отказаться от заключения договора.

На основании пункта 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и необходимые документы, указанные в п. 34 Основных положений.

В соответствии с пунктом 37 Основных положений заявитель, в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителю документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.

Жители мкр. Зеленая долина (окр. Новомихайловка) направляли запросы для получения документов по технологическому присоединению, однако документы не были представлены.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2016 N Ф08-3386/2016 по делу N А53-26422/2015 установлено, что согласно пункту 74 Основных положений, если представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения условий, необходимых для заключения договора в соответствии с пунктом 34 настоящего документа, и у такого гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение указанных условий должно быть проверено гарантирующим поставщиком самостоятельно.

Таким образом, гарантирующий поставщик вправе отказать гражданину в заключении договора энергоснабжения (если заявка подана без подтверждающих технологическое присоединение документов в порядке пункта 37 Основных положений) только в случае самостоятельного установления факта отсутствия надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.

Однако, АО «Томскэнергосбыт» отказал, не устанавливая наличие (отсутствие) технологического присоединения самостоятельно, что противоречит порядку, установленному Основными положениями.

Учитывая изложенное, Управление считает, что АО «Томскэнергосбыт» незаконно уклонилось от заключения договора энергоснабжения.

АО «Томскэнергосбыт» решением Региональной энергической комиссией Томской области 13.10.2006 (исх. № 01-32-1672) присвоен статус гарантирующего поставщика.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с указанной выше статьей, субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях указано, что настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуги по передаче электрической энергии.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Томским УФАС России установлено, что АО «Томсэнергосбыт» в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение на товарном рынке.

Таким образом, АО «Томскэнергосбыт» на рынке услуг по передаче электрической энергии занимает доминирующее положение на территории Томкой области. Также доминирующее положение подтверждается анализом состояния конкуренции на товарном рынке по передаче электрической энергии в географических границах Томской области, проведенным Томским УФАС России.

Следовательно, на АО «Томскэнергосбыт» распространяются запреты и ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно Практике применения законодательства о защите конкуренции «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) под неопределенным кругом потребителей для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 10 Закона о защите конкуренции нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 названного закона не может быть признано допустимым ни при каких обстоятельствах. Положения статьи 10 Закона о защите конкуренции основываются на положениях ст. 10 ГК РФ. Злоупотребление правом не допускается по смыслу названной нормы ГК РФ, а если в правоотношениях сторон один из субъектов занимает доминирующее положение, то запрет на злоупотребление таким субъектом своим правом предусмотрен нормами не только гражданского, но и нормами антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного Томское УФАС России приходит к выводу, что в действиях АО «Томскэнергосбыт» содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном и не предусмотренном действующим законодательством уклонении (то есть бездействии) от соблюдения процедуры заключения договора с абонентом, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии.

Законодательство в сфере электроэнергетики предусматривает обеспечения баланса интересов потребителей электрической энергии, являющихся слабой стороной договорных отношений с сетевыми и энергосбытовыми организациями.

В частности, согласно приведенным выше нормам (п. 37 Основных положений) в случае невозможности потребителя обеспечить предоставление необходимого комплекта документов для заключения договора энергоснабжения, гарантирующий поставщик наделен полномочиями по истребованию необходимых документов и сведений. Не реализация указанных положений ставит потребителя в ситуацию, при которой он может нести риск имущественных потерь или непосредственно несет его.

Заявители утверждают, что при оплате электроэнергии не поступают квитанции о подтверждении оплаты, поэтому основная причина заключения договора электроснабжения с АО «Томскэнергосбыт» для подтверждения достоверности оплаты за потребленную электроэнергию. Помимо этого, в заявление сказано, что в мкр. Зеленая долина (окр. Новомихайловка) происходят несанкционированные отключения электроэнергии выборочных домов без надлежащего уведомления жителей.

Принятие АО «Томскэнергосбыт» в работу указанных заявок позволило бы обеспечить интересы как самой энергосбытовой организации, так и неограниченного круга потребителей.

В частности, АО «Томскэнергосбыт», как профессиональный участник рынка, осведомлен, что обслуживанием объектов электросетевого хозяйства должна заниматься сетевая организация.

Согласно п. 80 Правила технологического присоединения сетевая организация осуществляет бессрочное хранение выданных технических условий и документов о технологическом присоединении в бумажной и электронной формах.

Бездействие гарантирующего поставщика после обращения заявителей является неправомерным уклонением от заключения договора и влечет неопределенность в правовом положении заявителя по отношению к АО «Томскэнергосбыт».

Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.06.2015 № 25, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. При этом недобросовестность лица должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

С учетом изложенного, АО «Томскэнергосбыт» не проявил должную степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него с учетом действующего законодательства. Бездействие Общества после получения заявки является неправомерным уклонением от заключения договора, что влечет неопределенность в правовом положении заявителя по отношению к АО «Томскэнергосбыт», а также не позволяет обеспечить право потребителя, на заключение прямого договора, а также обязанность по внесению платы за потребленную электроэнергию.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях АО «Томскэнергосбыт», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Томское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Предприятие о необходимости в течение 10 календарных дней с момента получения настоящего предупреждения:

1) Прекратить действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном и не предусмотренном законом уклонении от заключении договора, путем совершения действий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», направленных на заключение договора с заявителем;

2) Принять меры к устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, в виде соблюдения требований о порядке заключения договоров, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

О выполнении данного предупреждения сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны