Решение б/н совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйств... от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

С уведомлением

 

Ответчик: Администрация "Ч"

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу №02-10/161-19

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «12» февраля 2020 года                      г. Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе: председателя комиссии — "Б" – заместителя руководителя, - начальника отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений, членов комиссии: "А" – ведущего специалиста-эксперта Томского УФАС России, "У" – специалиста-эксперта Томского УФАС России, при участии представителя Администрации "Ч" сельского поселения "И" (паспорт <...> решение об избрании), рассмотрев дело № 02-10/161-19 по признакам нарушения Администрацией "Ч" сельского поселения () части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела №02-10/161-19 о нарушении антимонопольного законодательства является факт неисполнения предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также – Томское УФАС России), выданного Администрации "Ч" сельского поселения (далее также – Администрация) от 17.06.2019 за №АА/4528 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта в установленный срок.

Определением от 18.10.2019 г. за №АА/7533 дело о нарушении антимонопольного законодательства №02-10/161-19 назначено к рассмотрению.

На заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил следующее, что в настоящий момент Администрация продолжает осуществлять водоснабжение населения. Прекратить водоснабжение населения не представляется возможным. С вменяемым правонарушением согласны.

На основании документов, находящихся в деле №02-10/161-19, письменных пояснений Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие обстоятельства.

В декабре 2018 года Департаментом тарифного регулирования Томской области установлен тариф Администрации "Ч" сельского поселения на питьевую воду потребителям в этом поселении на 2019-2023 годы.

Томским УФАС России 17.06.2019 г. Администрации выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта. Срок исполнения до 27.09.2019 г.

25.09.2019 года письмом за вх. №7994 Администрация сообщила, что разработана конкурсная документация на право заключения договора аренды на объекты водоснабжения МО "Ч" сельское поселения», информация о конкурсе размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru и сайте МО «Ч».

Признаки нарушения ч. 3. ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») Администрацией не устранены, следовательно, предупреждение не исполнено. Приказом от 15.10.19 № 146 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

14.11.2019 г. на рассмотрение дела №02-10/161-19 представитель Администрации пояснил следующее. После получения предупреждения Администрация приступила к подготовке и разработке документации на право заключения договора аренды на объекты водоснабжения МО "Ч" сельское поселение». 26.09.2019 г. начат открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества. 25.10.2019 г. окончен срок приёма заявлений, ни одной заявки на открытый конкурс не поступало.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Поэтому по окончанию открытого конкурса Администрация не прекратила действия по организации водоснабжения и тем самым не оставила жителей населения без питьевой воды. А также по заключению оценочной комиссии «Оценка плюс» степень изношенности водопроводных сетей и водонапорных башен более 70 % (процентов).

Относительно пояснений представителя Администрации Комиссия Томского УФАС России считает необходимым учесть следующие.

Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечить организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учётом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в силу вышеприведённых требований специального законодательства, обязанность органа местного самоуправления заключается не в оказании услуг, перечисленных в ст. 14 Закона №131-ФЗ, самостоятельно, а именно в передаче муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством.

В дополнительных пояснениях по делу от 29.11.2019 №944 Администрация также указывала на следующие обстоятельства.

На территории "Ч" сельского поселения функционирует ряд объектов водоснабжения, а именно: водонапорные башни «Рожневского», водопровод, скважины с. "Ч" и с. "И". Администрация многократно и своевременно размещала открытые конкурсы на право заключения договоров аренды указанных объектов водоснабжения. Однако в рамках действующей рыночной экономики отсутствуют субъекты, изъявившие желание заключить договоры аренды объектов водоснабжения. На протяжении длительного времени ни одна организация не изъявила желание участвовать в открытых конкурсах на право заключения договоров аренды объектов водоснабжения Чердатского сельского поселения. К вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения (ст. 14 Закона №131-ФЗ). Статьёй 6 Закона №416-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями.

Вместе с тем, относительно дополнительных пояснений Комиссия Томского УФАС России считает, что, несмотря на то, что перечень вопросов местного значения определен главой 3 Закона № 131-ФЗ, ст. 6 Закона №416-ФЗ, реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 3 ст. 15 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «О защите конкуренции») предусмотрен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия. То есть этот запрет носит безусловный характер, а описываемые действия запрещены, даже если они оказывают влияние на рынок, конкуренция на котором отсутствует.

В заседание Комиссии представлена копия приказа Департамента тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент) №4-646/9(361) от 28.11.2018 г.

Приказом Департамента №4-706/9(545) от 04.12.2019 внесены изменения в приказ Департамента от 28.11.2018 №4-646/9(361) «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов организации муниципальное учреждение – Администрация "Ч" сельского поселения  в сфере холодного водоснабжения на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года» в части 2020 года.

Установление тарифов на водоснабжение для органа местного самоуправления указывает на то, что централизованное водоснабжение данного населенного пункта осуществляется непосредственно органом местного самоуправления, а не отдельным хозяйствующим субъектом.

Представитель Ответчика признал в действиях Администрации "Ч" сельского поселения по совмещению функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта нарушение антимонопольного законодательства.

Также в материалы дела представлена выписка из протокола очередного заседания Думы "З" от 29.11.2019 г. №12 (далее также – выписка), согласно которой в повестку дня включен вопрос об обеспечении населения Зырянского района качественной питьевой водой.

Однако данная выписка не подтверждает и не содержит информации о действиях, касающихся решения вопроса о передаче муниципального имущества (водопроводных сетей) в аренду или в пользование хозяйствующему субъекту в соответствии с действующим законодательством, и прекращением нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет, адресованный органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке по оказанию Администрацией "Ч" сельского поселения услуг по водоснабжению для потребителей "Ч" сельского поселения. По результатам проведения обзора рынка установлено, что на территории Зырянского района услуги холодного водоснабжения оказывают следующие предприятия: ООО «А» и МУП «Р». Всего на территории области данного вида услуги оказывают порядка 200 предприятий. Рынок централизованного холодного водоснабжения относится к отраслям естественных монополий.

Администрация, оказывая услуги холодного водоснабжения населению, ограничивает возможности иных хозяйствующих субъектов по выходу на данный товарный рынок.

14.01.2020г. за исх. №АА/88 Комиссией Томского УФАС России подготовлено и принято заключение об обстоятельствах дела. Возражений на заключение в адрес Томского УФАС России не поступало.

Таким образом, на основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что действия Администрации "Ч" сельского поселения по оказанию услуг холодного водоснабжения на территории поселения, выразившиеся в совмещении функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, приводят к нарушению ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию "Ч" сельского поселения нарушившей ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совмещения функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта ввиду оказания Администрацией "Ч" услуг водоснабжения населению на территории сельского поселения.

2. Выдать Администрации "Ч" сельского поселения предписание о прекращении нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            "Б"

 

 

Члены Комиссии:                                                                                    "А"

 

                                                                                                                 " А"

 

 

 

Решение федерального антимонопольного органа( его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны