Решение б/н Дело № 070/01/10-65/2021 от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Томск                                                                       Дело № 070/01/10-65/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» ноября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» ноября 2021 г.       

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Абдурахманова А.Ф. – заместителя руководителя управления;

членов Комиссии: Луневой М.А. – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности; Вульф Т.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,

рассмотрела материалы дела № 070/01/10-65/2021, возбужденного в отношении  Общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (ОГРН: 1107017017568, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2010, ИНН: 7017270664,  юридический адрес: 634021, Томская обл., г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2, директор: Я.) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей ООО «Томскводоканал» Е. (доверенность), М. (), без участия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, Администрации Города Томска, Департамента городского хозяйства Администрации Города Томска, Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области,  надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовавших о рассмотрении в их отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с 23 по 25 апреля 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (далее – ООО «Томскводоканал», ресурсоснабжающая организация) произвело масштабное отключение холодной воды в Томске и части Томского района.

Из информации, размещенной в средствах массовой информации, на официальном сайте ООО «Томскводоканал» https://www.vodokanal.tomsk.ru/, установлено, что отключение холодного водоснабжения вызвано проведением аварийно-плановых работ на магистральном водоводе № 9.

Томское УФАС России в рамках осуществления полномочий, закрепленных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, в соответствии со ст. 25 Закона № 135-ФЗ направило в адрес ООО «Томскводоканал» запрос о представлении информации по факту прекращения подачи водоснабжения в централизованных сетях города Томска в период с 23.04.2021 по 25.04.2021.

В ответ на запрос ООО «Томскводоканал» представило письменные пояснения (вх.№ 3246 от 30.04.2021) с приложением программы по отключению водовода № 9, перечня объектов, в отношении которых было прекращено холодное водоснабжение, протокола совещания по вопросу реализации мероприятия по отключению водовода № 9, из которых установлено следующее.

Проведение масштабных ремонтных работ на магистральном водоводе № 9 обусловлено истечением гарантийного срока его эксплуатации, аварийным состоянием, большим процентом износа, а также необходимостью обеспечить бесперебойное водоснабжение на территории г. Томска и избежать в дальнейшем возникновения масштабных аварийных ситуации и продолжительного и неоднократного прекращения холодного водоснабжения.

В соответствии с. п. 2.10.20 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, по своему характеру проводимые работы (замена участков водовода, замена задвижек) относятся к капитальному ремонту.

Информация, подтверждающая капитальный характер работ по ремонту магистрального водовода № 9, информация о количестве привлеченных к работам бригад и техники, а также график производства работ отражена в программе по отключению водовода №9, согласованной Департаментом городского хозяйства Администрации г. Томска.

Частичное отключение водовода технически не возможно, проведение мероприятий поэтапно не обосновано и приводит к еще большим трудовым и финансовым затратам, а также к неоднократному прекращению водоснабжения в общей сложности на более длительные периоды.

Производство ремонтных работ на водоводе № 9 с 23 04 2021 и проведение необходимых подготовительных мероприятии рекомендовано протокольным решением от 29.03.2021, утв. заместителем Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре П.

Водовод, на котором были проведены ремонтные работы, относится к водоводам первой категории, имеет глубину залегания от 2,5 до 3,5 метров и диаметр до 1020 мм.

При указанных характеристиках в соответствии с таблицей № 25 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» расчетное время для производства работ составляет 36 часов.

Дополнительно ООО «Томскводоканал» сослался на пп. б, п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещении в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. В соответствии с п. 120 указанных Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в пункте 117, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Оценив представленные ООО «Томскводоканал» письменные пояснения, сведения, размещенные в средствах массовой информации и на официальном сайте ООО «Томскводоканал» https://www.vodokanal.tomsk.ru/, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении и водоотведении»), Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 30 марта 1999 года        № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644), Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 «Об утверждении свода правил "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"», Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее - ПТЭ, Томское УФАС России приказом № 80 от 20.05.2021 возбудило дело № 070/01/10-65/2021 по признакам нарушения ООО «Томскводоканал» части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, посредством прекращения подачи ресурса в централизованных сетях водоснабжения в период с 23.04.2021 по 25.04.2021.

20 мая 2021 года вынесено определение о назначении дела № 070/01/10-65/2021 к рассмотрению. К участию в деле привлечены заинтересованные лица - Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Томской области); лица, способствующие рассмотрению дела - Администрация города Томска, Департамент городского хозяйства Администрации города Томска.

В ходе рассмотрения дела № 070/01/10-65/2021 установлено следующее.

Из пояснений ООО «Томскводоканал» (вх.№ 3952 от 31.05.2021) следует, что Общество не согласно с вменяемым нарушением по следующим основаниям.

ООО «Томскводоканал» владеет и пользуется объектами водоснабжения, в том числе водоводом № 9, в соответствии с договором аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 18.12.2010 № 9, заключенным с Администрацией Города Томска.

Ресурсоснабжающая организация осуществляет эксплуатацию и обслуживание сетей водоснабжения в соответствии с п. 2.10 ПТЭ, которым предусмотрены обязанности организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять осмотры, текущий и капитальный ремонты систем водоснабжения без учета наличия/отсутствия резервных водопроводов.

Мероприятия по ремонту водопровода №9 включены в программу капитального ремонта ООО «Томскводоканал» на 2021 год, утверждены и.о. Мэра города Томска, Р., согласованы Департаментом городского хозяйства администрации города Томска, Департаментом управления муниципальной собственности администрации города Томска. 

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» ООО «Томскводоканал», Роспотребнадзор по Томской области, ГУ МСЧ России по Томской области, администрации районов г. Томска, образовательные организации и абоненты о предстоящем отключении водоснабжения были заблаговременно уведомлены. Информация по факту прекращения подачи водоснабжения размещена в информационной сети Интернет на сайте ООО «Томскводоканал».

Получение заключения Департамента здравоохранения Томской области для проведения ремонтных работ не предусмотрено.

В соответствии с пп. «б» п. 117 Правил № 354  исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в пп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (п. 120 Правил № 354).

Соответственно, максимально допустимый период отсутствия холодного водоснабжения составляет 84 часа – время на устранение аварии плюс 2 календарных дня на возобновление водоснабжения (36 + 48 часов).

Таким образом, ООО «Томскводоканал» не нарушило требования законодательства, в действиях Общества отсутствует факт злоупотребления доминирующим положением. Обществом предприняты все меры по соблюдению действующего законодательства, ООО «Томскводоканал» разумно действовало в интересах потребителей и по независящим от него обстоятельствам объективно не имело возможности отключить холодное водоснабжение на более короткие сроки.

По факту отключения водоснабжения Прокуратурой Томской области на основании решения № 23/1-2021 от 06.04.2021 проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении в части принятия установленных законом мер к надлежащему уведомлению потребителей о предстоящем отключении. Иные акты прокурорского реагирования в ООО «Томсководоканал» не направлялись.

Таким образом, Общество полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В письменных пояснениях (вх.№ 6901 от 30.08.2021) ООО «Томскводоканал» дополнительно приводит следующие доводы.

ООО «Томскводоканал» неоднократно до отключения холодного водоснабжения и после отключения обращалось в уполномоченные органы о необходимости строительства резервного водовода 9а, наличие которого позволило бы производить ремонтные работы на водоводе № 9 без ограничения холодного водоснабжения (копии писем прилагаются).

Учитывая, что система холодного водоснабжения г. Томска является не закольцованной, производство ремонтных работ (и аварийных, и плановых) без отключения холодного водоснабжения технически невозможно.

Обязанность ООО «Томскводоканал» по производству планово-предупредительного ремонта на сетях холодного водоснабжения предусмотрена ч.1 ст. 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 7 ч. 3 ст. 21 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;  разд. XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; пп. «в» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644; п. 1.1, 2.10.1, 2.10.2, 2.10.18-2.10.37 МДК 3-02.2001. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168; п. 6.2 договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем г. Томска от 18.12.2010.

В соответствии с действующим законодательством в сфере водоснабжения ООО «Томскводоканал» как гарантирующая организация обязано принимать меры по обеспечению безопасности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В рамках подготовительных работ за месяц до отключения холодного водоснабжения 23.04.2021 ООО «Томскводоканал» произведен ряд подготовительных работ, в том числе, но не исключительно: подготовка прибора учета для его монтажа, завершение строительства водопроводной камеры для установки прибора учета; подготовка участка водопровода для его последующего монтажа взамен аварийного, чистка водопроводных колодцев (для монтажа новых задвижек), демонтаж аварийной перемычки в районе Сибирская-Киевская с целью замены, строительство водопроводной камеры.

Данное обстоятельство свидетельствует о добросовестном поведении Общества, направленном на надлежащее исполнение обязательств ресурсоснабжающей организации и минимизирование доставляемых неудобств потребителям, сокращение времени отсутствия холодного водоснабжения, сокращение числа аварийных ситуаций на сетях, влекущих непредсказуемые по длительности отключения водоснабжения.

ООО «Томскводоканал» произвело ремонтные работы в максимально сжатые сроки. Программой по отключению 9 водовода, согласованной Департаментом городского хозяйства Администрации г. Томска, предусмотрено общее время производства работ 64 часа.

Фактически продолжительность отсутствия холодного водоснабжения у потребителей г. Томска составила 37 часов 30 минут (с 01:30 23.04.2021 по 16:00 24.04.2021).

Данное обстоятельство подтверждается выкопировкой из журнала регистрации отключений водопроводных линий, а также установлено Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области при производстве по административному правонарушению, предусмотренному ст. 7.23 КоАП РФ (постановление № 65 от 22.06.2021). В соответствии с ЕНВ (единые нормы выработки) и ЕНиР (единые нормы и расценки) 22-2-4, ЕНиР 22-02-021 только спуск воды из водопроводной линии меньшего диаметра и меньшей протяженности составляет более 7 часов, замена участка трубы меньшего диаметра и меньшей протяженности - более 14 часов, замена задвижек на водопроводной линии меньшего диаметра - от 2 до 14 часов (данные взяты из программы по отключению 04.08.2021-05.08.2021).

В дополнительных пояснениях (вх.№ 5255 от 09.07.2021) ООО «Томсководоканал» указал о несогласии с вменяемым нарушением по следующим основаниям.

  1. В деяниях ООО «Томскводоканал» отсутствует факт злоупотребления своим положением. ООО «Томскводоканал» при эксплуатации систем водоснабжения в целях исполнения обязанностей, возложенных на наше Общество как гарантирующую организацию и арендатора, руководствуется и обязано соблюдать требования соответствующего законодательства, в том числе «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168. Данными Правилами предусмотрены случаи производства работ, связанных с отключением водопроводов, в том числе при аварийном состоянии объекта. В соответствии с Разъяснениями Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений ст. 10 Закона о защите конкуренции», утв. протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 №11, при определении обстоятельств осуществления хозяйствующим субъектом своего субъективного права должны приниматься во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации. Так, не может быть признана злоупотреблением доминирующим положением реализация хозяйствующим субъектом права тем способом и в той форме, которые прямо предписаны специальным законодательством.

В частности, в рамках рассмотрения дела № А40-125814/09 судом отмечено, что действия хозяйствующих субъектов, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением, если на возможность совершения таких действий прямо указано в нормативном акте, регулирующем соответствующую сферу деятельности (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14185/10 по делу № А40- 125814/09).

  1. Действия ООО «Томскводоканал» вызваны объективными обстоятельствами. Схема водоснабжения г. Томска является тупиковой, резервные водоводы отсутствуют, что исключает возможность проведения ремонтных работ без приостановления холодного водоснабжения абонентам. Аварийное состояние ремонтируемого водовода № 9 подтверждается неоднократно зафиксированными случаями повреждений, актами общего осмотра в 2020 году, подтверждающими существенный (более 50%) износ объекта, связанный с его длительной эксплуатацией. Согласно техническому паспорту на данный объект износ водовода № 9 на 2011 год уже составлял 40%. Действия Общества направлены не на злоупотребление своим положением, а на исполнение обязанностей по надлежащей эксплуатации объекта, предотвращение аварийных ситуаций и обеспечение бесперебойного водоснабжения абонентам.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственном причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей. извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В последнем случае исходя из разъяснений, указанных в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 30 (редакция от 14 октября 2010 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

В соответствии с Программой по отключению водовода департаментом городского хозяйства администрации г. Томска согласовано общее время производства работ с отключением холодного водоснабжения 64 часа. Фактический период отсутствия холодного водоснабжения составил 37 часов.

Таким образом, Обществом предприняты все возможные меры по максимально оптимизации производства работ и сокращению периода приостановления холодного водоснабжения потребителям.

На запросы Томского УФАС России ООО «Томсководоканал» представило

выкопировку из программы капитального ремонта; Локальный сметный расчет № 21-06-45ХС; дефектную ведомость; акт осмотра водовода 1ого подъема; Локальный сметный расчет № 21-07-03ПС; дефектную ведомость капитального ремонта затвора Д800 мм в районе скважины №77; акт осмотра затвора поворотного; сводный сметный расчет установки прибора учета; локальный сметный расчет № 02-01-01; локальный сметный расчет № 02-01-03; локальный сметный расчет № 07-01-01; локальный сметный расчет № 07-01-03;  объявление об отключении б/д б/н; договор аренды №9 от 18.12.2010;  протокол о принятии мер пожарной безопасности на период отключения холодного водоснабжения 23.04.2021-25.04.2021; график подвоза воды в медицинские организации на период отключения холодного водоснабжения 23.04.2021-25.04.2021; программу по отключению водовода № 9; локальный сметный расчет № 02-01-03; локальный сметный расчет № 07-01-03; локальный сметный расчет№ 02-01-01; локальный сметный расчет № 21-07-03ПС; локальный сметный расчет № 21-06-45ХС; сводный сметный расчет стоимости строительства; дефектную ведомость на капитальный ремонт затвора; дефектную ведомость на капитальный ремонт водовода;  протокол совещания от 01.04.2021; инвестиционную программу ООО «Томскводоканал» на 2019-2023 гг.; протокол совещания от 29.03.2021; технический паспорт; журнал повреждений ПВЗ; решение заместителя прокурора г. Томска о проведении проверки от 06.04.2021; программу капитального ремонта, выкопировку из журнала отключения водопроводных линий, электронный журнал учета подачи холодной воды в г. Томск, письмо ООО «Томскводоканал» № 28-2690 от 17.06.2021, письмо ООО «Томскводоканал» от 14.11.2011; повестку администрации г. Томска № 2 от 26.05.2016; заключение Верхнеобского ТУ Росрыболовства № 02-50/1145 от 30.03.2017; выкопировку из журнала регистрации отключений водопроводных линий, квитанцию об оплате услуг водоснабжения и водоотведения за апрель 2021 г.

Управление Роспотребнадзора по Томской области в ответ на определение от 20.05.2021 о назначении дела к рассмотрению представило следующие пояснения.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно абзацу второму ст. 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Во исполнение указанных положений Федерального закона 07.04.2021 ООО «Томскводоканал» информировало Управление Роспотребнадзора по Томской области о запланированном отключении холодного водоснабжения с 00 23.04.2021 до 16.00 25.04.2021.

  • Роснотребнадзора по Томской области было направлено в адрес ООО «Томскводоканал» предписание о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий №840 от 14.04.2021, согласно которому юридическому лицу было предписано в связи с масштабным отключением питьевого водоснабжения в отдельных районах                г. Томска, на период проведения ремонтных работ и временного прекращения подачи питьевой воды обеспечить население и социальные объекты привозной водой нормативного качества, а также провести промывку и дезинфекцию системы водоснабжения и предоставить результаты лабораторных исследований в адрес Управления Роспотребнадзора по Томской области.

В ответ на предписание ООО «Томскводоканал» указало об обеспечении на период проведения ремонтных работ населения, медицинских, социальных объектов Кировского, Советского, Ленинского, Октябрьского районов г. Томска привозной водой нормативного качества по представленному утвержденному графику подвоза воды к объектам социального назначения и МКД.

По окончании ремонтных работ Обществом были проведены работы по хлорированию и промывке отключенных участков, по окончании проведенных мероприятий - исследования качества питьевой воды по химическим и микробиологическим показателям, в подтверждение чего представлены протоколы лабораторных испытаний.

По указанным фактам нарушений требований санитарного законодательства Управлением Роспотребнадзора по Томской области установлено не было, меры административного характера не применялись.

         На запрос комиссии по рассмотрению настоящего дела Управление Роспотребнадзора по Томской области представило (вх.№ 6289 от 13.08.2021) копии обращений, жалоб потребителей на отключение холодного водоснабжения в период с 23.04.2021 от 25.04.2021, ответов на обращения.

         Департаментом городского хозяйства Администрации Города Томска представлены письменные пояснения (вх.№ 4484 от 17.06.2021), в которых перечислены принятые меры по обеспечению населения питьевой водой, по обеспечению пожарной безопасности, иные дополнительные меры, в том числе по информированию населения и иных потребителей города Томска по факту прекращения водоснабжения в период с 23.04.2021 по 25.04.2021.

  На запрос комиссии по рассмотрению настоящего дела Департамент городского хозяйства Администрации Города Томска представил (вх.№ 6747 от 25.08.2021) копии обращений, жалоб потребителей на отключение холодного водоснабжения в период с 23.04.2021 от 25.04.2021, ответов на обращения.

  Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области представил письменные пояснения (вх.№ 4294 от 10.06.2021), в которых указал следующее, что Департаментом в отношении ООО «Томскводоканал» возбуждено производство об административном правонарушении по факту ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению по ст. 7.23 КоАП РФ. Дело находится в стадии рассмотрения.

  На запрос комиссии по рассмотрению настоящего дела Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области представил (вх.№ 5993 от 06.08.2021) копии обращений, жалоб потребителей на отключение холодного водоснабжения в период с 23.04.2021 от 25.04.2021, ответов на обращения, из содержания которых следует, что административное производство в отношении ООО «Томскводоканал» по ст. 7.23 КоАП РФ  прекращено.

В рамках рассмотрения настоящего дела в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона №135-ФЗ в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела и принятия решения, подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции (далее - аналитический отчет) на рынке услуг водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах муниципального образования «Город Томск» от 07 мая 2021 г.

Указанный анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к отраслям естественных монополий отнесены услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 10 Закона № 135-ФЗ субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а)   определение временного интервала исследования товарного рынка;

б)  определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

в)   определение географических границ товарного рынка.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 12.5 Порядка без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

По результатам исследования состояния конкуренции установлено следующее:

  1. временной интервал исследования рынка определён периодом: 2020 г.;
  2. продуктовыми границами рынка являются услуги по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  3. географические границы обозначены централизованной системой холодного водоснабжения г. Томска, принадлежащей ООО «Томскводоканал» на праве аренды.

По результатам анализа состояния конкуренции по настоящему делу установлено, что ООО «Томскводоканал» на товарном рынке водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах централизованной системы водоснабжения г. Томска, принадлежащей ООО «Томскводоканал» на праве аренды, является субъектом естественной монополии, то есть обладает доминирующим положением на рассматриваемом товарном рынке.

В ходе рассмотрения дела № 070/01/10-65/2021 должностными лицами Томского УФАС России при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства 18.10.2021 произведен осмотр интернет сайтов АО «КемВоД» (ИНН 4205002327); ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (ИНН 4205153492); ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ИНН 2466114215); МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (ИНН 5411100875); АО «Омскводоканал» (ИНН 550409712) - организаций, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, расположенных на территории Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Красноярского края. По результатам осмотра сайтов установлено, что в период с января 2021г. по 18 октября 2021 г. указанные субъекты не допускали длительного прекращения подачи централизованного водоснабжения с нарушением Правил № 354.

Комиссия по рассмотрению дела № 070/01/10-65/2021, изучив фактические обстоятельства дела, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Томскводоканал»  нарушения  ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ, выразившихся в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей посредством прекращения подачи ресурса в централизованных сетях водоснабжения в период с 23.04.2021 по 25.04.2021, по следующим основаниям.

ООО «Томскводоканал» в соответствии с постановлением Администрации Города Томска от 04.06.2015 № 494 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск» является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск».

Так в соответствии со ст. 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Собственником магистрального водовода № 9 является Муниципальное образование «Город Томск». ООО «Томскводоканал» на основании договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 18.12.2010 № 9 осуществляет временное возмездное владение и пользование имуществом, представляющего собой совокупность объектов коммунальной инфраструктуры (объектов водоснабжения и водоотведения). 

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: 1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; 2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; 4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу; 5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Таким образом, указанный перечень случаев временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод является исчерпывающим.

Материалами дела установлено, ответчиком ООО «Томскводоканал» не отрицается, что прекращение ресурсоснабжающей организацией подачи ресурса в централизованных сетях водоснабжения в период с 23.04.2021 по 25.04.2021 не было обусловлено случаями, предусмотренными ч. 1 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении».

ООО «Томскводоканал» указало, что ремонтные работы на магистральном водоводе №9 с полным прекращением подачи ресурса (общее время ремонтных работ 64 часа) являются планово-предупредительными, обусловлены истечением гарантийного срока его эксплуатации, аварийным состоянием, большим процентом износа, а также необходимостью обеспечения бесперебойного водоснабжения на территории г. Томска во избежание в дальнейшем возникновения масштабных аварийных ситуаций и продолжительного и неоднократного прекращения холодного водоснабжения.

Указанное также подтверждается представленными в материалы дела ООО «Томсководоканал» протоколом совещания от 29.03.2021 № б/н об отключении холодного водоснабжения с 23.04.2021 в связи с планово-восстановительными работами на водоводе № 9, утвержденным Заместителем Губернатора  Томской области по строительству и инфраструктуре П.; программой капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых ООО «Томскводоканал» на 2021; программой по отключению водовода № 9 для замены: прибора учета на водоводе № 9, замены запорной арматуры на объектах ЦВС, утвержденной заместителем начальника Департамента городского хозяйства администрации города Томска К.; актом осмотра водовода 1ого подъема; дефектной ведомостью  на капитальный ремонт  затвора Д800мм в районе скважины № 77, ВК-23 со сменой (хоз. способом), утвержденной в 2020 году зам. главного инженера по эксплуатации и ремонту ООО «Томскводоканал» К.; дефектной ведомостью  на капитальный ремонт  водовода 1-го подъема в районе скважины 69-70 ПНС Д-1020 мм, L= 48 м.п. со сменой (хоз. способом), утвержденной в 2020 году зам. главного инженера по эксплуатации и ремонту ООО «Томскводоканал» К; локальной сметой на установку прибора учета на водоводе №9, автоматизация технологического оборудования; локальной сметой на капитальный ремонт затвора Д 800 мм в районе скважины № 77, ВКС-23 со сменой; протоколом совещания от 01.04.2021 по факту отключения централизованного водоснабжения  на территории города Томска с 23.04.2021 по 25.04.2021.

Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается тот факт, что ресурсоснабжающей организацией ООО «Томскводоканал» отключение подачи водоснабжения на территории г. Томска в период Томска с 23.04.2021 по 25.04.2021 произведено в нарушение положений Закона «О водоснабжении и водоотведении», закрепляющих исчерпывающий перечень случаев прекращения или ограничения подачи холодной воды.

В соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении»  особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством, а именно разделом XI Правил № 354 «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг».

Правила № 354 утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пп. "а" п. 31 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

П.121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В пп. "в" п. 3 Правил № 354 закреплено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Требования к качеству коммунальных услуг определены пунктом 1 обязательного Приложения № 1 к Правилам № 354.

Согласно указанным требованиям холодное водоснабжение должно осуществляться бесперебойно и круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет:

- 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

Согласно п.п. 7.3, 7.4 СНиП 2.04.02-84 централизованная система водоснабжения населенных пунктов в зависимости от местных условий и принятой схемы водоснабжения должна обеспечить хозяйственно-питьевое водопотребление в жилых и общественных зданиях, нужды коммунально-бытовых предприятий; хозяйственно-питьевое водопотребление на предприятиях; производственные нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где требуется вода питьевого качества или для которых экономически нецелесообразно сооружение отдельного водопровода; тушение пожаров; собственные нужды станций водоподготовки, промывку водопроводных и канализационных сетей и т.д. Централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории.

 Первая категория, допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток, перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут; вторая категория, величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток, перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов; третья категория, величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 часов.

Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. - ко второй категории; менее 5 тыс. чел. - к третьей категории.

Применительно к первой категории установлено, что допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисляемой суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента платы, определенного за такой расчётный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

В случае аварии в централизованных сетях города Томска, с учетом численности жителей Томска, централизованная система по степени обеспеченности подачи относится к первой категории.

Таким образом, в случае аварии в централизованных сетях снижение подачи воды и перерыв в подаче воды должны осуществляться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями к первой категории.

Также в п. 11.4 СНиП 2.04.02-84 в таблице № 25 приведено расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории – 24 часа. Допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в 7.4.

Применение на обязательной основе приведенных положений СНиП 2.04.02-84 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении»,  порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения № 644.

Согласно п. 60 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 68 Правил № 644 введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении следующих социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов): а) органы государственной власти и органы местного самоуправления; б) медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения; в) метрополитен (в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров); г) воинские части (органы, организации, в которых предусмотрена военная служба и (или) проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации (в отношении объектов, обеспечивающих безопасность государства), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; д) исправительные учреждения, в том числе следственные изоляторы, тюрьмы; е) организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов; ж) общеобразовательные и дошкольные образовательные организации.

Имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что прекращение подачи холодной воды не было обусловлено возникновением или угрозой возникновения аварии, соответственно, в действиях ООО «Томскводоканал» по прекращению подачи холодного водоснабжения на территории г. Томска содержатся нарушения Закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил           № 354, Правил № 644.

Комиссией учтен довод ООО «Томскводоканал» о фактическом отсутствии водоснабжения в централизованных сетях города Томска в период с 23.04.2021 по 25.04.2021 продолжительностью 37 часов 30 минут, что подтверждается представленными в материалы дела ответчиком копиями журнала отключения водопроводных сетей, электронного журнала учета подачи водоснабжения, журнала учета оперативных диспетчерских записей; CD-R диском. Однако Комиссия приходит к выводу о том, оценивая представленные доказательства не противоречат имеющейся в деле совокупности доказательств, свидетельствующей о допущенном ООО «Томскводоканал» нарушении антимонопольного законодательства.

Оценивая позицию и доводы ООО «Томскводоканал» о соблюдении Обществом Правил № 354 при уведомлении потребителей о проведении планово-профилактического ремонта и последующем приостановлении  коммунальной услуги, а также возобновлении услуг в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, потребовавших ремонта (пп. 117, 120 Правил         № 354), комиссия приходит к следующим выводам.

Пп. "б" п. 117 Правил № 354 предусмотрено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальной услуги в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Согласно п. 120 Правил № 354 Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в пп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Указанные Правила № 354 регламентируют порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и, в соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении» устанавливают особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов.

Помимо изложенного, приведенный ответчиком пп. "б" п. 117 Правил                № 354 регламентирует проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей и инженерных систем, однако, в соответствии с положениями ПТЭ, законодатель разделяет понятия «планово-предупредительный ремонт» и «капитальный ремонт». 

Так, в соответствии с пп. "б" п. 2.10.2 ПТЭ в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.

Согласно п. 2.10.19 ПТЭ к планово-предупредительному ремонту на сети относятся: а) профилактические мероприятия - промывка и прочистка сети, околка льда, очистка колодцев и камер от грязи, откачка воды и другие мероприятия, перечисленные в разделе "Надзор за состоянием и содержанием сети" настоящих ПТЭ; б) ремонтные работы - замена люков, скоб, ремонт горловины колодца, подъем и спуск люков и т.д.

Согласно п. 2.10.20 к капитальному ремонту на сети относятся работы по:        а) сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); б) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; в) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; г) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб;         д) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами;                 е) ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Томскводоканал» (вх. № 3246 от 30.04.2021) проведение масштабных ремонтных работ на магистральном водоводе № 9 обусловлено истечением гарантийного срока его эксплуатации, аварийным состоянием, большим процентом износа. Как следует из пояснений ответчика, в соответствии с. п. 2.10.20 ПТЭ по своему характеру проводимые работы (замена участков водовода, замена задвижек) относятся к капитальному ремонту. Проведение работ по капитальному ремонту объектов водовода № 9 подтверждается имеющимися в материалах дела программой капитального ремонта ООО «Томскводоканал» на 2021 год, утвержденной и.о. Мэра города Томска Р., согласованной Департаментом городского хозяйства Администрации города Томска, Департаментом управления муниципальной собственности Администрации города Томска, дефектной ведомостью на капитальный ремонт затвора; дефектной ведомостью на капитальный ремонт водовода.

Таким образом, доводы ответчика со ссылками на положения пп. б, п. 117, п. 120 Правил № 354, регламентирующими проведение планово-предупредительного ремонта, комиссия признает не состоятельными и не относящимися к рассматриваемым обстоятельствам дела.

Дополнительно комиссия отмечает, что приведенные ответчиком ООО «Томскводоканал» положения Правил № 354 являются частными случаями и регулируют приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг с конкретными потребителями - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Стоит отметить, что ООО «Томскводоканал» произвело в период с 23.04.2021 по 25.04.2021 масштабное отключение холодной воды в г. Томске, в том числе, иных потребителей, помимо собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В таком случае действуют общие положения Закона «О водоснабжении и водоотведении» и положения Правил № 644, регулирующих отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения Правил № 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

Согласно Правилам № 644 ресурсоснабжающая организация вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод исключительно в случаях, указанных в ст. 21 Закона «О водоснабжении и водоотведении».

Изложенное подтверждает отсутствие правовых оснований ООО «Томскводоканал» для длительного прекращения подачи холодной воды потребителем.

Кроме того, на ресурсоснабжающую организацию, которой переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения  (или) водоотведение, законодательством возложены обязанности по содержанию таких объектов, техническому обследованию централизованных систем холодного водоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении»  передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1           ст. 9 настоящего Федерального закона.

Так, в соответствии с пп. 2, 3 ч. 1 ст. 41.3 Закона «О водоснабжении и водоотведении» арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 ст. 41.1 настоящего Закона, обязан:  достигнуть плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; поддерживать системы и (или) объекты, указанные в ч. 1 ст. 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Аналогичное предусмотрено в договоре аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 18.12.2010 № 9 в п. 6.2.13 содержать имущество в технически исправном, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать правила противопожарной и технической безопасности, в установленном порядке пользоваться коммуникациями электро-, тепло-, водоснабжения и канализации, осуществлять эксплуатацию, производить профилактическое обслуживание, Текущий и Капитальный ремонт Имущества в соответствии с установленными правилами, нести расходы по его содержанию в соответствии с настоящим договором, а также расходы, связанные с эксплуатацией Имущества, содержать используемые земельные участки и прилегающую территорию в надлежащем состоянии; п. 6.2.14 проводить Текущий ремонт и осуществлять эксплуатацию Имущества за свой счет в сроки и в порядке, установленные техническими регламентами, стандартами, нормами и правилами.

Также в соответствии с п. 5.1.5 договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 18.12.2010 № 9 арендодатель осуществляет контроль за исполнением арендатором условий Договора, в том числе контроль за исполнением обязанностей по проведению капитального и текущего ремонта имущества, с обязательным предварительным (за три рабочих дня) уведомлением арендатора.

Кроме того, в нарушение п. 11.5 СНиП 2.04.02-84 схема водоснабжения          г. Томска является тупиковой, согласно положению которого водопроводные сети должны быть кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на производственные нужды - при допустимости перерыва в водоснабжении на время ликвидации аварии; для подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды - при диаметре труб не свыше 100 мм; для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м; для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды - при длине линий свыше 200 м с выполнением условий, сформулированных в примечании пункта 8.4 СП 8.13130.2009. Резервные водоводы также отсутствуют.

Согласно п. 16.76 СНиП 2.04.02-84 непрерывное движение воды в трубопроводах должно обеспечиваться: подключением крупных потребителей воды к концевым участкам тупиковой сети; применением минимального числа колец сети, вытянутых по направлению основного потока воды к крупному потребителю; принятием схемы водопроводных кольцевых сетей, замкнутых на циркуляционных насосных станциях, совмещенных в необходимых случаях с пунктами подогрева воды; сбросом воды на концевом участке тупиковой сети; бесперебойным электроснабжением насосной станции от двух независимых источников, установкой на площадке насосной станции резервной электростанции на жидком топливе или установкой дополнительного агрегата с двигателем внутреннего сгорания (при наличии одного источника электроснабжения); организацией непрерывного контроля за расходом воды в водоводах и сетях.

В указанных условиях ресурсоснабжающая организация, эксплуатирующая объекты централизованных систем холодного водоснабжения, в обязанности которой входит обеспечение бесперебойной и круглосуточной подачи воды, обязана предпринимать меры, по недопущению превышающих нормативы перерывов в подаче водоснабжения, в том числе путем организации резервных водоводов и функционирования объектов централизованных систем холодного водоснабжения, позволяющих обеспечить беспрерывное водоснабжение населению.  

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации.

Так, техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения:  1) технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; 2) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; 3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; 4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии (ч. 1 ст. 37 Закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в том числе, на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Таким образом, комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что ООО «Томскводоканал» не надлежащим образом осуществляло свои обязанности гарантирующей организации по содержанию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, Обществом не принят комплекс мер по бесперебойному предоставлению холодного водоснабжения населению в необходимых объемах, что повлекло ущемление прав неопределенного круга потребителей коммунальной услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Ограничение подачи холодной воды исключает возможность обеспечения водой социальных объектов, жилых домов граждан, своевременно вносящих необходимые платежи, может привести к нарушению прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 19 Закона №52-ФЗ.

Безусловно, ограничение подачи холодной воды нарушает права хозяйствующих субъектов - потребителей коммунальной услуги, с которыми гарантирующей организацией заключены договоры холодного водоснабжения и которая обязана подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения.

В этой связи действия ООО «Томскводоканал» противоречат Закону «О водоснабжении и водоотведении», ЖК РФ, Правилам № 354, Правилам № 644, иным нормам права в области водоснабжения и нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на территории г. Томска.

Вместе с тем, указанные действия ООО «Томскводоканал» по масштабному прекращению подачи холодной воды, приведшие к ущемлению прав потребителей коммунальной услуги, были бы невозможны в отсутствие у Общества доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, из чего следует злоупотребление ресурсоснабжающей организацией своей рыночной силой. 

Приведенные ответчиком доводы не подтверждают, что ООО «Томскводоканал» соблюдены необходимые требования по бесперебойному предоставлению холодного водоснабжения населению в необходимых объемах. Также не нашли подтверждения доводы ответчика о проведении ремонтных работ в соответствии с требованиями действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении.

В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что ООО «Томскводоканал» не могло выполнить работы по капитальному ремонту без нарушения сроков прекращения подачи холодной воды, предусмотренных п. 1 Приложения № 1 к Правилам № 354 (8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно), или без прекращения подачи воды.

В силу ст.4 Закона «О естественных монополиях» ООО «Томскводоканал» является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 с. 5 Закона № 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2                                      «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отмечается, Закон № 135-ФЗ формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона № 135-ФЗ.

Так, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (ст. 10 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии с п. 23 ст. 4 Закона № 135-ФЗ потребитель - юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар.

Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.12.2017 по делу № А64-2941/2016 и в Обзоре судебной практики № 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, сформулирована правовая позиция по вопросу применения законодательства о защите конкуренции, согласно которой под неопределенным кругом потребителей для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Закон № 135-ФЗ исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона № 135-ФЗ признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

С учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ, пп. 3 - 4 ст. 1, абзаца второго п. 1 ст. 10 ГК РФ это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Учитывая вышеизложенное, комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу о наличии в действиях ответчика ООО «Томскводоканал», являющегося гарантирующей организацией и занимающего доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, нарушения ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ, выразившихся в злоупотреблении своим доминирующим положением и ущемлении интересов неопределенного круга потребителей на территории г. Томска посредством прекращения подачи холодной воды в централизованных сетях водоснабжения в период с 23.04.2021 по 25.04.2021 в нарушение положений Закона «О водоснабжении и водоотведении», ЖК РФ,  Правил № 354, Правил № 644, иных норм права в области водоснабжения.

Указанное нарушение антимонопольного законодательства вызвано бездействием ресурсоснабжающей организации, а именно, ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию систем централизованного водоснабжения в исправном состоянии, их модернизации, необеспечением бесперебойного и круглосуточного водоснабжения, в результате чего нарушены права неопределенного круга потребителей на получение услуги по подаче холодной воды в установленных законом объемах, что квалифицируется как злоупотребление доминирующим положением на рынке и нарушает положения ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ.

Основания для выдачи ответчику предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют в связи с окончанием реализации нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1-3 статьи 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Закона № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оснований для прекращения дела № 070/01/10-65/2021 не установлено.
  2. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (ОГРН: 1107017017568, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2010, ИНН: 7017270664,  юридический адрес: 634021, Томская обл., г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2, директор: Я.) нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии                                             А.Ф. Абдурахманов

 

 

Члены комиссии                                                          М.А. Лунева

                                                                                  

                                                                                          

                                                                                           Т.Н. Вульф

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в Арбитражный суд Томской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны