Решение (комиссия) №ИК/5409/23 Решение по делу №070/07/3-778/2023 от 7 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2023 года)"(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Решение по делу №070/07/3-778/2023
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 070/07/3-778/2023
05.09.2023 г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:
рассмотрев дело № 070/07/3 -778/2023, возбужденное по жалобе ООО «Компания Системные Решения» (вх. 6824-ЭП/23 от 18.08.2023) на действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика – ООО «Томскводоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка сервера» (извещение № 32312635028) (далее – Запрос котировок),
при участии посредством ВКС представителей Заказчика – Еремеевой Ю.Е. доверенность №45 от 01.2023), Дудника А.В. (доверенность №72 от 24.08.2023), при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Герчикова А.В. (доверенность №323 от 09.01.2023),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу (вх. 6824-ЭП/23 от 18.08.2023) на действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика – ООО «Томскводоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка сервера» (извещение № 32312635028).
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: закупочная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку ООО «Компания Системные Решения».
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали письменный отзыв, представленный в материалы дела (вх. № 7018-ЭП/23 от 25.08.2023).
Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, считает установленным следующее.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка сервера» (извещение № 32312635028) размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 01.08.2023.
Дата начала срока подачи заявок - 02.08.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 08.08.2023 17:00.
Дата подведения итогов - 09.08.2023.
На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работа, услуг, для нужд ООО «Томскводоканал», версия 22 от 17.08.2023 (далее – Положение о закупке).
Пунктом 8.3.2.1.1 Положения о закупке установлено, что информация о проведении открытого запроса котировок, включая извещение о проведении запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о проведении запроса котировок, размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до установленного в извещении о запросе котировок дня окончания подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствие с пунктом 8.3.2.2.1 Положения о закупке, для участия в открытом запросе котировок участник закупки подает заявку на участие в запросе котировок. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок указываются в документации о запросе котировок с учетом требований настоящего раздела Положения о закупке.
Пунктом 8.3.2.2.2 Положения о закупке, Заявка на участие в открытом запросе котировок должна содержать:
1) сведения об участнике закупки, подавшем такую заявку, а также о лицах, выступающих на стороне участника закупки в соответствии с требованиями, указанными в документации о закупке.
2) описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции.
Согласно пункта 8.3.2.3.1 Положения о закупке, Закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в открытом запросе котировок и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным документацией о запросе котировок, и оценивает такие заявки в соответствии с разделом 11 настоящего Положения. Срок рассмотрения заявок на участие в запросе котировок не может превышать трех рабочих дней со дня окончания подачи заявок на участие в запросе котировок.
В соответствие с пунктом 8.3.2.3.4 Положения о закупке, Победителем в проведении открытого запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям документации о запросе котировок и предложивший самую низкую цену договора. При предложении наиболее низкой цены договора несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников закупки.
Пунктом 8.3.2.3.5 Положения о закупке установлено, что результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения об участниках закупки, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике закупки, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок (при его наличии), или об участнике закупки, предложение о цене договора которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий (при его наличии), количестве (объеме), сроках исполнения договора.
В соответствии с пунктом 11.6. Положения о закупке, по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках процедуры закупки, Закупочная комиссия вправе отклонить заявку на участие в процедурах закупки в следующих случаях:
Согласно протоколу №72-23 от 15.08.2023 рассмотрения и оценки заявок участников закупки заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям пр следующим основаниям:
«Отклонить заявку ООО «Компания Системные Решения» на общую сумму 2 165 000,00 рублей, в том числе НДС 200/0, так как она не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно:
- предлагаемый товар не соответствует требуемым характеристикам п. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Томскводоканал»
- несоответствие участника закупки установленным документацией о закупке требованиям п. 11.16.8. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Томскводоканал».»
Согласно пункта 11.6.1 Положения о закупке, несоответствия предмета заявки на участие в процедуре закупки предмету закупки, указанному в документации о закупке, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг).
В соответствии с пунктом 11.6.8 Положения о закупке, в случае несоответствия участника закупки установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупок (квалификационным и прочим требованиям, установленным документацией о закупке).
Согласно требованиям в документации о закупке на поставку сервера, в составе заявки поставщик обязуется предоставить, в том числе технические характеристики конкретного товара, предлагаемого к поставке по каждому компоненту. Требования к техническим характеристикам содержаться в форме котировочной заявки (Форма №1), а также в приложении к проекту договора поставки.
Представитель Общества не согласен с отклонением заявки на участие в закупке, считает, что заявка участника полностью соответствует документации и техническому заданию.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что одним из требованием является наличие «блока питания переменного тока, мощностью не менее 1200 Вт с возможностью горячей замены и комплексным кабелем питания длиной не менее 1,5 метра», требования к размеру корпуса установлено – 2U. Требование «с возможностью горячей замены» означает возможность замены оборудования без остановки сервера, что подразумевает, что каждый из блока питания будет работать с мощностью 1200 Вт.
Кроме этого, члены комиссии, изучив поступившие заявки, воспользовалась своим правом согласно пункта 11.4 Положения о закупке запросить у участников закупки разъяснения положений поданных ими заявок.
Представитель Заказчика сообщил, что в ответ на указанный запрос от Заявителя поступила информация, что комплект поставляемого товара содержит 2 блока питания, каждый мощностью 800 Вт, что не советует требованию, установленному в документации.
Как следует из вышеизложенного, заявка Заявителя была отклонена после изучения поступившей информации, конкретизирующей заявку.
Между тем, заявка ООО «Компания Системные Решения» полностью соответствовала документации и техническому заданию в момент её подачи.
Комиссия Томского УФАС России отмечает, что возможность получения дополнительной информации и документов, с учетом указанного положения документации, полностью зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы у участников закупки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к дискриминации участников закупки, а также может создать преимущества отдельным участникам закупки при осуществлении дозапроса документов, как и изменение в результате дозапроса тех сведений, которые могут повлиять на оценку заявок участников закупки.
Закон о закупках не обязывает участников представлять дополнительные сведения по письменному требованию заказчиков, поскольку заявка подается на основании положений документации о закупке и, в случае несоответствия заявки установленным требованиям, у заказчика возникает обязанность отказать такому участнику в допуске на участие в закупке.
Дозапрос информации и документов, не представленных в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок, что влечет нарушение установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Кроме того, право осуществления до запроса информации и документов у участников закупки до подведения итогов Закон о закупках не предусмотрено.
Исходя из изложенного, Комиссия Томского УФАС России усматривает нарушения части 1 статьи 2, пункта 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении закупки в части отклонения заявки ООО «Компания Системные Решения».
Жалоба обоснована.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона 223-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Компания Системные Решения» (вх. 6824-ЭП/23 от 18.08.2023) на действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика – ООО «Томскводоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме «Поставка сервера» (извещение № 32312635028) обоснованной.
-
В действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 2, пункта 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать предписания для устранения нарушений.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
2023-6867