Решение №Решение НД/4100 Решение от 14 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявитель:

ООО «Ч»

Заказчик:

ФГАОУ

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-87/2021

09.07.2021 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Томского УФАС России) в составе:

председателя комиссии:

А.,

руководителя Управления;

членов комиссии:

Л.

Н.

заместителя начальника отдела контроля закупок;

специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 135-ФЗ) дело №070/07/3-87/2021, возбужденное по жалобе ООО «Ч» (вх.№4963 от 28.06.2021) на действия заказчика – ФГАОУ (далее – Заказчик), при проведении закупки – конкурса в электронной форме «Оказание услуг по охране объектов ТГУ» (извещение в ЕИС № 32110400382),

УСТАНОВИЛА:

ООО «Ч» подало жалобу на действия заказчика - ФГАОУ при проведении конкурса в электронной форме «Оказание услуг по охране объектов ТГУ» (извещение в ЕИС № 32110400382).

По мнению Заявителя, в действиях Заказчика при разработке закупочной документации имеются признаки дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к ООО «Ч» в силу следующего:

1. Пунктом 6 Квалификационных сведений (приложение №7 к Техническому заданию) установлено требование о предоставлении заверенных копий документов о наличии у (на) каждого сотрудника организации (не менее 65 человек) удостоверения о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму (основание: приказ МЧС от 12.12.2007 №645), подтвержденного договором с организацией о предоставлении образовательных услуг и лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением сведений о видах, уровнях образования, согласно ФЗ№273 от 29.12.2012.

По мнению Заявителя, данное требование противоречит нормам действующего законодательства и влечет нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).

2. Пунктом 4 Квалификационных сведений установлено требование о предоставлении заверенных копий документов о наличии у (на) каждого сотрудника организации (не менее 65 человек) удостоверения (сертификат) о прохождении обучения базовому уровню английского языка для постов, указанных в приложении № 1 к настоящему ТЗ (не менее 14 человек), подтвержденного договором с организацией о предоставлении образовательных услуг и лицензии на осуществление образовательной деятельности.

По мнению Заявителя, данное требование не предусмотрено Законом РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и не влияет на квалификацию участника закупки.

3. Пунктом 5 раздела «Требования к участнику» приложения №7 к Техническому заданию установлено требование о представлении копии документов, подтверждающих наличие штатной группы быстрого реагирования, обеспеченной средствами пассивной защиты и вооруженной служебным и (или) гражданским оружием, приказа (распоряжения) о закреплении оружия, а также документов о наличии разрешения на его ношение (на всех сотрудников группы быстрого реагирования). Пунктом 8 раздела «Требования к участнику» установлено требование о представлении копии документов, подтверждающих наличие согласованной с ГИБДД специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах, принадлежащих (арендуемых) охранной организацией (не менее 2 (двух) транспортных средств). По мнению Заявителя, указанные положения конкурсной документации ограничивают количество участников закупки и противоречат ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ.

4. Пунктом 8 Квалификационных сведений установлено требование о предоставлении заверенных копий документов, подтверждающих наличие штатной группы быстрого реагирования (не менее двух групп в сутки по два человека в каждой группе), обеспеченной средствами пассивной защиты и вооруженной служебным оружием и (или) гражданским оружием, приказа (распоряжения) о закреплении оружия, а также документов о наличии разрешения на его ношение (на всех сотрудников группы быстрого реагирования не менее 6 (шесть) человек).

По мнению Заявителя, указанные требование приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки, и противоречат п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ.

Заказчик с доводами жалобы не согласился.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Согласно части 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона №135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке статьи 18.1 Закона №135-ФЗ рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба ООО «Ч» содержит указание на осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований Закона №223-ФЗ, следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона 135-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона №№223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1, 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.ч.3.1 и 3.2 ст.3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика – ФГАОУ регулируется Положением о закупке (далее – Положение о закупке).

Таким образом, ФГАОУ при осуществлении закупок руководствуется Положением о закупке и Законом №223-ФЗ.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, который предполагает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

1. В соответствии с п.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1479 от 16.09.2020, установлено, что лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.

В соответствии со ст.25 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума (далее - ПТМ).

Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ дополнительного профессионального образования (программ ПТМ), порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Таким образом, программы ПТМ в указанной статье рассматривались в качестве программ дополнительного профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.

В соответствии с п. 16, ст. 3.2 ст. 3.2, Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Требование конкурсной документации о наличие удостоверения о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму, выданного образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, не является обязательным для участников закупки. Данное требование установлено для оценки участников по критерию «Квалификация участника конкурса». При отсутствии у участника конкурса необходимого количества сотрудников, соответствующих данному квалификационному требованию, то его заявка будет допущена и оценена в соответствии с документацией.

Таким образом, ограничение числа участников данное требование не влечет. Данные положения документации установлены в качестве критерия «Квалификация участника конкурса» для получения участниками закупки соответствующего рейтинга.

Довод жалобы не обоснован.

2. Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» №2487-1 от 11.03.1992 (далее – Закон №2487-1) установлены исчерпывающие требования, соответствуя которым, гражданин РФ может работать частным охранником. Требование о наличии удостоверения (сертификата) о прохождении обучения базовому уровню английского языка в требованиях Закона №2487-1 отсутствуют.

Заказчиком установлено квалификационное требование о наличии сотрудников с базовым уровнем английского языка для работы в корпусах, где происходит обучение на английском языке.

Указанное требование установлено для оценки участников по критерию «Квалификация участника конкурса» и не является обязательным для участников закупки. В случае если у участника конкурса нет необходимого количества сотрудников, соответствующих данному квалификационному требованию, то его заявка будет допущена и оценена в соответствии с документацией.

Довод жалобы не обоснован.

3. Статей 1 Закона №2487-1 установлено, что частная охранная деятельность - оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Положением о лицензировании частной охранной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 №498 (далее – Положение о лицензировании).

Требования к участнику конкурса устанавливает необходимость представления копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной соответствующими подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченными в сфере частной охранной деятельности, или ее территориальным органом с разрешенными видами деятельности, в том числе: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

В соответствии с пп. «г» п.5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке.

Таким образом, при наличии в лицензии соответствующего вида деятельности, должны быть и транспортные средства, имеющие специальную окраску. Без наличия таких транспортных средств получение лицензии невозможно.

Требование о наличии штатной группы быстрого реагирования (не менее двух групп в сутки по два человека в каждой группе) установлено для оценки участников по критерию «Квалификация участника конкурса» и не является обязательным для участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия данный довод жалобы признает необоснованным.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителя Заказчика, руководствуясь ч.17, 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Ч» на действия заказчика - ФГАОУ при проведении конкурса в электронной форме «Оказание услуг по охране объектов ТГУ» (извещение в ЕИС № 32110400382) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель комиссии

А.

Члены комиссии

Л.

Н.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны