Решение №НН/5043 Жалоба признана обоснованной от 8 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ИП Квасову А.В.

630111, г. Новосибирск,

ул. Кропоткина, д. 128, кв. 187

kwasov09@yandex.ru

Заказчику:

Областное государственное автономное учреждение здравоохранения

«Детская больница №1»

634050, Томская область, г. Томск,

Московский тракт, дом 4

zayavkaz@list.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-131/2020

04 сентября 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- ...

членов комиссии:

-...

- ...

рассмотрев посредством ВКС дело № 070/07/3-131/2020, возбужденное по жалобе индивидуального предпринимателя Квасова А.В. (далее – Заявитель) (вх.  от 12.08.2020 № 5534), на действия заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме «Оказание услуг по организации питания пациентов» (извещение №32009383227), с участием представителя Заявителя ....; с участием представителя Заказчика ...

УСТАНОВИЛА:

Индивидуальный предприниматель Квасов Андрей Васильевич (далее – ИП Квасов А.В., Заявитель) подал жалобу на действия Заказчика Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» (далее - ОГАУЗ «Детская больница №1», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме «Оказание услуг по организации питания пациентов» (извещение №32009383227).

По сообщению Заявителя, Заказчик, установив в п.2 ч.14 Документации запроса предложений в электронной форме при оценке заявок по критерию «Квалификация участника запроса предложений» 50% значимости подкритерия «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций», ограничил тем самым потенциальных участников участия в закупке, поскольку участник может иметь большой опыт в организации общественного питания, в том числе лечебного, которое может быть организовано на промышленных предприятиях, но не очень большой опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов государственных/муниципальных медицинских учреждений. Кроме того, Заказчик в п.2 ч.14 Документации в подкритерии «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания определяется по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», неправомерно установил присвоение баллов по данному критерию участнику при стаже работы более 25 лет. По мнению Заявителя, налицо явное противоречие, а также данный подкритерий не предусмотрен Положением о закупке Заказчика.

На заседание Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе, дополнительно указав, что установленные Заказчиком указанные подкритерии критерия «Квалификация участника запроса предложений» и порядок оценки по таким подкритериям, нарушают требования пп.2 ч.1 ст.3 Федерального закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Представитель Заказчика с доводами, указанными в жалобе, не согласился, предоставил письменные возражения, в заседании комиссии указав, что, в части позиции Заявителя относительно указания в документации подкритерия «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций», Заказчик считает жалобу необоснованной. Заказчик в своей деятельности руководствуется Приказом Минздрава России от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница № 1». Учитывая специфику работы ОГАУЗ «Детская больница №1», оказание медицинской помощи детскому населению, в том числе новорожденным, Заказчик считает, что важность и значимость подкритерия опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов, именно в медицинских организациях, не должна подвергаться сомнению. Кроме того, наличие соответствующего опыта является критерием оценки заявок, а не требованием, влияющим на допуск к участию в закупке. Относительно довода Заявителя о наличии противоречивых сведений в подпункте 2 пункта 2 раздела 14 Документации о закупке Заказчиком при размещении документации о закупке была допущена техническая опечатка, в настоящее время в документацию внесены соответствующие изменения.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заявителя, представителей Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции).

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница № 1», утверждённое Наблюдательным советом ОГАУЗ «Детская больница № 1» 22.03.2019г, протокол №4 (с изменениями, утвержденными Наблюдательным советом ОГАУЗ «Детская больница № 1» 23.03.2020 протокол № 3) (далее – Положение о закупке).

Таким образом, ОГАУЗ «Детская больница № 1» при осуществлении закупок руководствуется Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке.

06.08.2020г. Заказчиком ОГАУЗ «Детская больница № 1» на сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) http://www.zakupki.gov.ru была размещена процедура закупки запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации питания пациентов» (извещение №32009383227). Начальная (максимальная) цена договора: 49 326 830,00 рублей.

Согласно п.1 ч.6.1 Закона 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Статьей 3 Закона 223-ФЗ к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товаров.

Согласно ч.22 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 14 Документации запроса предложений установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В пункте 2 части 14 Документации определен подкритерий «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций». При наличии у участника закупки опыта оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций - участнику присваивается 50 баллов. При отсутствии опыта – участнику присваивается 0 баллов.

Согласно пункту 2.2 Устава ОГАУЗ «Детская больница №1» целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи детскому населению.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Пунктом 1.2 документации о закупке установлено, что качество и безопасность, технические, функциональные (потребительские свойства) характеристики и иные показатели услуг должны соответствовать условиям Договора, требованиям действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к услугам соответствующего рода, в том числе установленным Приказом Минздрава России от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (далее – Приказ №330). В соответствии с абз. 1 приложения № 4 к Приказу№330 организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.

В соответствии с абз. 1 приложения № 4 к Приказу № 330 организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.

Таким образом, учитывая специфику деятельности ОГАУЗ «Детская больница №1» , а именно, оказание медицинской помощи детскому населению, в том числе новорожденным, Заказчик, установив в Документации запроса предложений подкритерий опыта оказания услуг по обеспечению питанием пациентов именно в медицинских организациях, исходил из своих потребностей.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 3.2 раздела 3 Документации о закупке установлено, что документы, подтверждающие опыт оказания услуг по обеспечению питанием в медицинских учреждениях, учитываются при оценке заявок, а их отсутствие не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о конкурсе. Таким образом, участник закупки, не имеющий опыта в оказании услуг по обеспечению питанием в пациентов в медицинских организациях также может подать заявку на участие в закупке. Непредставление документов но данному критерию не является основанием для отклонения заявки участника закупки. Следовательно, данный подкритерий не влияет на права участников закупки, на равные условия доступа к закупочной процедуре и на конкуренцию между участниками.

Кроме того, Закон №223-ФЗ не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком критерий оценки в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Учитывая изложенное, Заказчиком при установлении в пункте 2 части 14 Документации подкритерия «Опыт оказания услуг по обеспечению питанием пациентов медицинских учреждений/организаций» нарушение действующего законодательства Заказчиком не допущено, соответствующих доказательств Заявителем не представлено.

Относительно довода Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком в Документации в подкритерии «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания определяется по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о присвоении 50 баллов при стаже работы в указанной сфере более 25 лет, Комиссия установила следующее.

В пункте 2 части 14 Документации определен подкритерий «Стаж работы в сфере оказания услуг общественного питания определяется по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст.8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Значение подкритерия следующий:

- стаж работы менее 5 лет – присваивается 0 баллов;

- более 5 лет до 10 лет включительно – присваивается 5 баллов;

- более 10 лет до 15 лет включительно – присваивается 15 баллов;

- более 25 лет – присваивается 50 баллов.

Учитывая, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ) действует около 12 лет, следовательно, указание в документации в подкритерии стажа работы в сфере оказания услуг общественного питания определяемого по дате уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со ст.8 Закона № 294-ФЗ, не может быть более 25 лет.

Согласно представленной информации представителя Заказчика, 01.09.2020г. Заказчиком внесены изменения в Документацию запроса предложений в электронной форме «Оказание услуг по организации питания пациентов», согласно которым стаж работы более 25 лет в рассматриваемом подкритерии удален.

Установив указанные обстоятельства, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части подлежит удовлетворению, поскольку данные изменения были внесены Заказчиком в Документацию после поступления жалобы ИП Квасова А.В. в Томское УФАС России.

Изучив материалы дела, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Квасова А.В на действия заказчика – Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская больница №1» при проведении запроса предложений в электронной форме «Оказание услуг по организации питания пациентов» (извещение №32009383227) обоснованной.
  2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии ..

Члены Комиссии: .

 

.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны