Решение б/н жалоба признана необоснованной от 4 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО Сибирская клининговая компания «АВАНГАРД»

630136, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 29-114

e-mail:skk_avangard@mail.ru

тел: +7 (383) 363-91-40

Организатор:

ОАО «Востокгазпром»

634009, г. Томск, ул. Большая Подгорная, д.73

Тел: (3822) 61-20-58, 61-20-59

e-mail: tender@vostokgazprom.ru

Заказчик:

АО «Томскгазпром»

634009, г. Томск, ул. Большая Подгорная, д.73

Тел: (3822) 61-23-80

e-mail: korolevany@tomskgazprom.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/18.1-11/2020

30 января 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- ... руководителя управления;

членов комиссии:

- ..., главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений;

- ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

-...ы, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- ... специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и антиконкурентных соглашений;

рассмотрев дело № 070/07/18.1-11/2020, возбужденное по жалобе ООО Сибирская клининговая компания «АВАНГАРД» (вх. № 357 от 22.01.2020г.) на действия Заказчика АО «Томскгазпром», Организатора торгов ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг. (извещение №31908496306), с участием представителя Заявителя ...; с участием представителя Заказчика ...; с участием представителя Организатора торгов ..., ...,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью Сибирская клининговая компания «АВАНГАРД» (далее – ООО СКК «АВАНГАРД», Заявитель) подало жалобу на действия Заказчика Акционерного общества «Томскгазпром» (далее АО «Томскгазпром», Заказчик), Организатора торгов Открытого акционерного общества «Востокгазпром» (далее – ОАО «Востокгазпром», Организатор торгов) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг. (извещение №31908496306).

По сообщению Заявителя, в составе заявки участника ООО «Сервисный центр «Восток», который признан победителем, представлены (на основании обязательных пунктов 4.1.24, 4.1.29 информационной карты и пункта 12.5.3 документации) недостоверные сведения и документы об участнике, которые определены документацией и являются подтверждением соответствия участника требованиям документации (на основании обязательного пункта 4.1.18 информационной карты и пункта 12.4 документации). Таким документом (пункт 12.5.13 документации и пункт 4.1.29 информационной карты) является копия действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ 180 9001 (180 9001), заверенная печатью организации. Заявителем, проверив по номеру сертификата на сайте в сети Интернет по адресу http://rusregister.ru/ во всех 3-х имеющихся разделах реестра, выяснилось, что указанный сертификат отсутствует. 13.01.2020 был получен ответ от Ассоциации по сертификации «Русский регистр», в котором сообщалось, что данный сертификат закончил свое действие 14 августа 2018 года. При этом в письме содержалась копия сертификата № 15.0990.026, выданного ООО «Сервисный центр «Восток» 14 августа 2015 года со сроком истечения 14 августа 2018 года. Организатором торгов (Заказчиком) в нарушении п. 7.7.2 Положения о закупке проверка указанного участника не проводилась. В нарушении п. 16.15 документации и п. 14.9.6 Положения о закупке комиссия не отменила результаты конкурентного отбора. Кроме того, в нарушении п. 7.4 документации и пункта 14.5.3.5 Положения о закупке Заказчиком не соблюден принцип эффективного расходования денежных средств, поскольку обнаружен факт предоставления недостоверных сведений о соответствии участника, а закупка не завершена и победителем признан ООО «Сервисный центр «Восток», с которым, согласно итогового протокола, будет заключен договор. Кроме того, Заявителем в адрес ОАО «Востокгазпром» было направлено письмо, содержащее изложенные факты о представлении в заявке недостоверных сведений вторым участником закупки. Однако действий ОАО «Востокгазпром» не предприняло. Кроме того, 16.01.2020 между Заказчиком и ООО «Сервисный центр «Восток» был заключен договор по результатам закупки. Также Организатор 13.01.2020 разместил на сайте ЕИС итоговый протокол с датой принятия решения 06.12.2019 и который был подписан 20.12.2019, несмотря на то, что согласно предписанию комиссии УФАС по Томской области, организатор должен был аннулировать данный протокол, а не разместить снова. Также Заказчик в нарушении ч.15. ст.3.2 Закона №223-ФЗ заключил договор ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Заявитель просил обязать Организатора торгов (Заказчика) отменить результаты закупки и завершить закупку без заключения договора в соответствии с основаниями документации и Положения о закупке.

На заседание Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе, дополнительно предоставив письмо Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», относительно срока действия сертификата № 15.0990.026, выданного ООО «Сервисный центр «Восток». Согласно письму, на текущий момент данный сертификат аннулирован в связи с истечением срока действия.

Представители Заказчика (Организатора торгов) с доводами, указанными в жалобе, не согласились, предоставили письменные возражения, в заседании комиссии указав, что, при проведении конкурентного отбора Заказчик и Организатор действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром. Первоначально жалоба ООО СКК «Авангард» была рассмотрена по делу №02-10/200-19, по которому 10.01.2020 года состоялось заседание Комиссии УФАС по Томской области и было вынесено решение о признании жалобы необоснованной. При этом, ОАО «Востокгазпром» было выдано предписание об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования итоговых протоколов от 16.12.2019г., 20.12.2019г., размещенных в ЕИС. Необходимо было действующий протокол разместить в ЕИС. Неясности были только в отношении «статуса» двух протоколов от 16.12.2019 и 20.12.2019, а не самих итогов конкурентного отбора. Оба протокола в ЕИС (№ 31908496306-01 от 16.12.19 и № 31908496306-02 от 20.12.19) получили статус версии «отменённая», после этого в ЕИС был размещён верный итоговый протокол, подписанный 20.01.2020 (№ 31908496306-03), который является окончательным и действующим. Таким образом, неясности по «статусу» протокола были устранены. 16.01.2020 был заключен договор с победителем ООО «Сервисный центр «Восток»» на основании итогов конкурентного отбора. Относительно срока заключения договора Организатором торгов (Заказчиком) не нарушены требования п.15 ст.3.2 Закона №223-ФЗ. Кроме того, ООО СКК «Авангард», чья жалоба по закупке уже была рассмотрена 10.01.2020, подало настоящую жалобу за пределами срока обжалования, установленного п.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции. У Организатора (Заказчика) или Комиссии по осуществлению конкурентного отбора не было оснований завершить закупку без заключения договора или отклонить заявку участника ООО «Сервисный центр «Восток» в связи с тем, что закупка была проведена и по её результатам был заключен договор. При рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки. Ни Законом о закупках (223-ФЗ), ни Положением о закупках не предусмотрено обязанности Организатора (Заказчика), Комиссии проверять достоверность представленных участником закупки сведений об участниках путем поиска информации в сети Интернет. Информация, размещенная в сети Интернет, не носит официального характера и не имеет юридической силы. В соответствии с п.7.7. Положения о закупках, Организатор проводит анализ заявки на участие в конкурентной закупке на соответствие формальным требованиям документации о конкурентной закупке, в том числе на наличие и надлежащее оформление документов. Кроме того, наличие Сертификата не являлось обязательным требованием к участникам. Обязательные требования к участникам закупок устанавливаются в соответствии с п. 1.5.1. Положения о закупках. Также в п.12.4 Документации, п.14.1.18 Информационной карты отсутствует обязательное требование к участникам пройти Сертификацию но соответствия менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ 150 9001 (180 9001). Кроме того, выбор участника ООО «Сервисный центр «Восток» победителем в закупке не связан с наличием или отсутствием Сертификата. На основании изложенного, представители Организатора торгов, Заказчика просили признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заявителя, представителей Заказчика, Организатора торгов, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Решением Томского УФАС России по делу №02-10/200-19 жалоба ООО СКК «АВАНГАРД» на действия Заказчика АО «Томскгазпром», Организатора торгов ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг. (извещение №31908496306) признана необоснованной. Выдано предписание ОАО «Востокгазпром» об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования итоговых протоколов от 16.12.2019г., 20.12.2019г, поскольку оба протокола от 16.12.2019г. и от 20.12.2019г. были размещены в ЕИС в статусе «действующий».

13.01.2020г. оба протокола в ЕИС (№ 31908496306-01 от 16.12.19 и № 31908496306-02 от 20.12.19) получили статус версии «отменённая», после этого в ЕИС был размещён верный итоговый протокол, подписанный 20.12.2019 (№ 31908496306-03).

Поскольку оба протокола были аннулированы, согласно выданному предписанию, а итоговый протокол размещен в ЕИС 13.01.2020г, следовательно, Заявитель имел право обжаловать действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения (т.е. в рассматриваемом случае до 23.01.2020г.).

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика и Организатора торгов регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утверждённое (с последними изменениями) решением Совета директоров ПАО «Газпром» № от 19.11.2019 года №3337 (далее – Положение о закупке).

К последним изменениям в Положение о закупках (утв. решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.11.2019 года № 3337) АО «Томскгазпром» присоединилось 16.12.2019 года в соответствии с Протоколом Совета директоров ОАО «Томскгазпром» №3 от 16.12.2019г.

ОАО «Востокгазпром» осуществляет проведение закупок в качестве организатора конкурентных закупок для АО «Томскгазпром» на основании агентского договора № 50/14 от 03.02.2014г.

Закупочная деятельность Заказчика и Организатора торгов регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утверждённое (с последними изменениями) решением Совета директоров ПАО «Газпром» № от 19.11.2019 года №3337 (далее – Положение о закупке).

Таким образом, Заказчик и Организатор закупки при осуществлении закупок руководствуются Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке.

02.12.2019г. Оганизатором ОАО «Востокгазпром» на сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) http://www.zakupki.gov.ru было размещено извещение, документация о проведении конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг. (извещение №31908496306). Начальная (максимальная) цена договора: 371 587 692,66 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Материалами дела установлено следующее.

В соответствии с п. 1.4.9. Положения о закупках Комиссия принимает решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки на основе принципов справедливого, равного и объективного отношения к участникам закупки с учетом критерия оценки и сопоставления заявок, указанных в документации о конкурентной закупке. Лучшей признается заявка, набравшая наибольшее по сравнению с другими заявками количество баллов в соответствии с методикой оценки заявок, включенной в документацию о конкурентной закупке.

В разделе IV документации о конкурентном отборе указано, что настоящая информационная карта содержит конкретные данные о проведении конкурентного отбора. В случае противоречий между положениями информационной карты и других пунктов документации о конкурентном отборе информационная карта имеет преобладающую силу.

Пунктом 4.1.18 Информационной карты открытого конкурентного отбора установлены требования к Участникам. В пункте 4.1.29 Информационной карты перечислены документы, подтверждающие квалификацию Участника, а именно: все документы, перечисленные в п.12.5 настоящей Документации, предоставляются в подтверждение квалификации (п.12.5.1., п.12.5.2…- 12.5.13 и т.д.).

Пунктом 12.5. Документации о конкурентном отборе установлен перечень документов, подтверждающих соответствие Участников квалификационным требованиям настоящей документации о конкурентном отборе. Пунктом 12.5.13. установлен документ, подтверждающий соответствие Участников квалификационным требованиям, а именно: копия действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ 150 9001 (180 9001) (при наличии), заверенная печатью организации. Учитывая изложенное, допускалось и отсутствие у участников данного сертификата.

Пунктом 16.15 документации установлено, что комиссия вправе отменить результаты конкурентного отбора в случае выявления отсутствия определенных документацией подтверждающих документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах), а также в случае если договор по результатам конкурентного отбора в установленном в документации о конкурентном отборе порядке и сроки не заключен. Аналогичные требования установлены в 14.9.6 Положения о закупках.

Участником ООО «Сервисный центр «Восток» в составе заявки на участие в конкурентном отборе был представлен сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ 150 9001 (180 9001) сроком действия сертификата 14.08.2021г. (номер сертификата 15.09990.026). В заседании комиссии Заявителем представлено письмо Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», в котором указано, что сертификат № 15.0990.026, выданный ООО «Сервисный центр «Восток», на текущий момент аннулирован в связи с истечением срока действия.

В соответствии с п.7.7.2 Положения о закупках, Организатором проводится проверка информации об участниках конкурентной закупки, в том числе осуществляется оценка правоспособности, платежеспособности и деловой репутации с привлечением службы корпоративной защиты. Согласно пояснениям АО «Востокгазпром» такая оценка Организатором, с привлечением управления корпоративной защиты ОАО «Востокгазпром», в отношении обоих участников (ООО СКК «Авангард» и по ООО «Сервисный центр «Восток») была осуществлена и составлены заключения управления корпоративной защиты, что подтверждается соответствующим документом, представленным в материалы дела.

Наличие Сертификата входило в качестве подкритерия в оценку нестоимостного критерия в соответствии с Методикой анализа и оценки заявок участников конкурентного отбора (Приложение №1 к Документации о закупке), что указывает на возможность участия в закупке лиц, не имеющих такого Сертификата.

16.01.2020 с ООО «Сервисный центр «Восток» заключен договор на основании итогов конкурентного отбора на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг.

В соответствии с п.4 п.2 Раздела 3 Методики оценки Сертификат оценивался в качестве подкритерия с весомостью 0,01. Отсутствие сертификата в баллах составило бы разницу 0,60 балла. Таким образом, отсутствие сертификата не могло повлиять на выбор победителя закупки. Итоговое количество баллов, согласно итоговому протоколу, подписанному 20.12.2019: Сервисный центр «Восток» 58,80 баллов, ССК «Авангард» 41,24 балла. Без учета сертификата: Сервисный центр «Восток» 58,20 баллов, ССК «Авангард» 41,24 балла.

Учитывая изложенное, выбор участника ООО «Сервисный центр «Восток» победителем в закупке не связан с наличием или отсутствием Сертификата.

Также, довод Заявителя относительно того, что договор по итогам проведения конкурентного отбора должен быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола составленного по результатам закупки, Комиссия Томского УФАС России считает несостоятельным, поскольку согласно п.15 ст.3.2 Закона №223-ФЗ в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки. Поскольку дата вынесения решения по делу №02-10/200-19 была 10.01.2020г., а договор с победителем закупки заключен 16.01.2020г., следовательно, договор по результатам закупки заключен в установленный законодательством срок.

Кроме того, у Томского УФАС России отсутствуют полномочия по отмене результатов закупки. Расторжение договора допускается только в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, нарушение действующего законодательства при признании Заказчиком (организатором торгов) участника закупки ООО «Сервисный центр «Восток» победителем не допущено, соответствующих доказательств Заявителем не представлено.

Установив указанные обстоятельства, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России не выявила в действиях ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг. нарушение действующего законодательства при признании участника закупки ООО «Сервисный центр «Восток» победителем.

Изучив материалы дела, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО Сибирская клининговая компания «АВАНГАРД» на действия Заказчика АО «Томскгазпром», Организатора торгов ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территорий для нужд АО «Томскгазпром», расположенных на месторождениях общества в Томской области в 2020-2022гг. (извещение №31908496306) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии ...

Члены Комиссии: ...

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны