Предупреждение №АА/7228/23 Предупреждение по делу № 070/01/10-850/2022 от 24 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Предупреждение по делу № 070/01/10-.../2022
По списку рассылки |
Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Управление, Томское УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии —
Членов Комиссии:
в связи с осуществлением функций и полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 22, 23, 39.1, 44, 45 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения антимонопольного дела №070/01/10-.../2022 (далее – Дело) и рассмотрения в рамках него заявлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска, у которых имеются действующие договоры на оказание услуг по теплоснабжению с АО «Т» (далее - ЕТО), являющейся единой теплоснабжающей организацией на территории г. Томска, установлены признаки злоупотребления доминирующим положением в действиях ЕТО.
Рынок оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоснабжения) находится в состоянии естественной монополии (далее - ЕМ) (ст.4 Закона о естественных монополиях).
В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 26.01.2015 г. № 17 ЕТО присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах сетей теплоснабжения муниципального образования г. Томск согласно схеме теплоснабжения, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 31 июля 2015 г. № 529.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта – субъекта ЕМ на товарном рынке, находящимся в состоянии ЕМ предполагается (ст.5 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, на ЕТО распространяются запреты и ограничения, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление доминирующим положением, приводящее к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей путем создания дискриминационных условий.
Управлением в рамках рассмотрения Дела установлено, что при установлении долгосрочных параметров регулирования на 2019-2023 гг для ЕТО использовались данные за 2018 год, в соответствии с которыми более 75 % объема полезного отпуска тепловой энергии определялось по приборам учета.
На основании указанных сведений, с учетом п. 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования, Основы), тепловые потери для ЕТО были определены в объеме фактических потерь, а не нормативных, что отражено в актах Департамента тарифного регулирования Томской области (Комиссия отмечает, что в частности по результатам 2020 г. у ЕТО отсутствовал убыток от некомпенсированных потерь тепловой энергии).
ЕТО были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в адрес абонентов, приборы учета которых расположены не на границе балансовой принадлежности (границе смежных с ЕТО участков сетей) с использованием расчетного метода, установленного Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (далее - Методика № 99/пр). Согласно представленным ЕТО сведениям в 2021 г. ею были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в размере 34 856 569,54 руб. в адрес абонентов по 1090 заключенным договорам теплоснабжения. В 2022 г. АО «Т» были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в размере 41 428 921,89 руб. В 2023 г. АО «Т» были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в размере 39 966 117,38 руб.
Абонентам, не владеющих смежными участками тепловой сети, расчет сверхнормативных потерь тепловой энергии не производился.
Для расчета сверхнормативных потерь в формулах названной методики используются утвержденные в установленном порядке нормативные потери тепловой энергии. При этом нормативные потери в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 N 325 (далее – Приказ № 325) для ЕТО установлены не были (в рамках рассматриваемых обстоятельств). Таким образом, ЕТО не имело права использовать формулы Методики № 99/пр при распределении объема сверхнормативных потерь.
Исходя из понятия передачи тепловой энергии (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») сам процесс характеризуется приемом, преобразованием и доставкой тепловой энергии, теплоносителя и осуществляется на основании договора об оказании услуг по передаче (ч. 1 ст. 17 названного Закона). Потребители, не являющиеся профессиональными участниками рынка теплоснабжения, не осуществляют услуги по передаче тепловой энергии.
Коммерческий учет расчетным путем допускается в случаях, определенных п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).
В соответствии с пунктом 9 Методики № 99/пр при применении расчетного (приборно-расчетного) метода в договоре (приложении к договору) указываются источники, из которых принимается информация, необходимая для осуществления коммерческого учета согласованным сторонами договора методом.
Согласно сведениям, представленным Департаментом тарифного регулирования, в отношении абонентов-владельцев сетей, ЕТО применялся способ учета по приборам коммерческого учета тепловой энергии, расположенных в здании таких абонентов. Также Комиссией установлено, что все тепловые сети, которые находятся между границей тепловых сетей АО «Т» и прибором учета потребителя, учтены в определении доли для расчета фактических потерь и компенсировано тарифом. Факт правомерности установления такой компенсации сторонами не опровергался.
При размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, установленной Приказом № 325.
Таким образом, Методикой № 99/пр потери в трубопроводах абонентов, владеющих смежными участками сетей, ограничены нормативными потерями. Расчетный способ распределения сверхнормативных потерь тепловой энергии на потребителей применяется только в случае, если ими осуществляется передача тепловой энергии.
Пункт 130 Правил № 1034 сам по себе не позволяет теплоснабжающей организации осуществлять распределение сверхнормативных тепловой энергии на абонентов, а лишь указывает на учет данных участков сетей как смежных при производстве расчета. Указанное в том числе следует из абз. 2 п. 76 Методики № 99/пр.
Возможность распределения потерь на обычного потребителя предусмотрена только в указанном пункте Методики и допускается в случае осуществления передачи тепловой энергии, теплоносителя, по такому участку сети, то есть для случаев, когда абонент оказывает услугу по передаче тепловой энергии.
В случае же осуществления транзита тепловой энергии через сеть абонента в частности п. 3.20 Методических рекомендаций Минэнерго РФ от 19.01.2002 г. в сфере теплоснабжения указано, что при передаче тепловой энергии от энероснабжающей организации транзитом через сети иного владельца потери тепловой энергии в границах этих сетей, пропорциональные величине транзита, относятся на энергоснабжающую организацию.
С учетом изложенного, потребителей, на балансе которых имеются смежные участки тепловых сетей и прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности с сетями ЕТО, создаются дискриминационные условия потребления тепловой энергии по отношению к иным потребителям, так как такие категории потребителей не являются профессиональными участниками рынка теплоснабжения.
Вместе с тем, на таких потребителей-владельцев участков сетей, ЕТО необоснованно возложена обязанность по оплате сверхнормативных потерь тепловой энергии в отсутствии на то правовых оснований, а также факта совершения указанными потребителями нарушений, повлекших возникновение убытков на стороне ЕТО в виде неоплаченных объемов тепловой энергии, потерянной при транспортировке по сетям таких потребителей (сверхнормативных потерь).
Кроме того, использование формул Методики № 99/пр в отношении потребителей возможно только при наличии факта нарушения и доказанности несения убытков, а также утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь, которые для ЕТО в рассматриваемом периоде регулирования установлены не были.
Указанные действия не обеспечивают баланса интересов потребителей (абонентов) и гарантирующего поставщика и содержат в себе признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, путем создания дискриминационных условий при оплате потребленной тепловой энергии путем создания дискриминационных условий неограниченному кругу потребителей (абонентов) – владельцев смежных участков тепловых сетей (владеющих сетями от границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей с ЕТО до узла (прибора) учета абонента), не являющихся ни теплосетевой, ни теплоснабжающей организацией по отношению к тем потребителям, которые не владеют такими участками тепловой сети. В связи с вышеизложенным и на основании ст.39.1 Закона о защите конкуренции Томское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий.
Для чего АО «Т» в течение 90 (девяноста) дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить указанные действия, путем произведения перерасчет выставленного объема сверхнормативных потерь тепловой энергии и сумм подлежащих оплате потребителями (абонентами) – владеющими смежными участками сетей, не являющимися теплосетевыми, теплоснабжающими организациями.
О выполнении данного предупреждения сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Настоящее предупреждение может быть обжаловано судебном порядке в течении трех месяцев.
Председатель комиссии: |
Члены комиссии: