Предупреждение №АА/7228/23 Предупреждение по делу № 070/01/10-850/2022 от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Предупреждение по делу № 070/01/10-.../2022

 

По списку рассылки

 

 

 

 

Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Управление, Томское УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии — 

Членов Комиссии:

в связи с осуществлением функций и полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 22, 23, 39.1, 44, 45 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения антимонопольного дела №070/01/10-.../2022 (далее – Дело) и рассмотрения в рамках него заявлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска, у которых имеются действующие договоры на оказание услуг по теплоснабжению с АО «Т»  (далее - ЕТО), являющейся единой теплоснабжающей организацией на территории г. Томска, установлены признаки злоупотребления доминирующим положением в действиях ЕТО.

Рынок оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоснабжения) находится в состоянии естественной монополии (далее - ЕМ) (ст.4 Закона о естественных монополиях).

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 26.01.2015 г. № 17 ЕТО присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах сетей теплоснабжения муниципального образования г. Томск согласно схеме теплоснабжения, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 31 июля 2015 г. № 529.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта – субъекта ЕМ на товарном рынке, находящимся в состоянии ЕМ предполагается (ст.5 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, на ЕТО распространяются запреты и ограничения, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление доминирующим положением, приводящее к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей путем создания дискриминационных условий.

Управлением в рамках рассмотрения Дела установлено, что при установлении долгосрочных параметров регулирования на 2019-2023 гг для ЕТО использовались данные за 2018 год, в соответствии с которыми более 75 % объема полезного отпуска тепловой энергии определялось по приборам учета.

На основании указанных сведений, с учетом п. 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования, Основы), тепловые потери для ЕТО были определены в объеме фактических потерь, а не нормативных, что отражено в актах Департамента тарифного регулирования Томской области (Комиссия отмечает, что в частности по результатам 2020 г. у ЕТО отсутствовал убыток от некомпенсированных потерь тепловой энергии).

ЕТО были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в адрес абонентов, приборы учета которых расположены не на границе балансовой принадлежности (границе смежных с ЕТО участков сетей) с использованием расчетного метода, установленного Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (далее - Методика № 99/пр). Согласно представленным ЕТО сведениям в 2021 г. ею были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в размере 34 856 569,54 руб. в адрес абонентов по 1090 заключенным договорам теплоснабжения. В 2022 г. АО «Т» были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в размере 41 428 921,89 руб. В 2023 г. АО «Т» были выставлены счета на оплату сверхнормативных потерь тепловой энергии в размере 39 966 117,38 руб.

Абонентам, не владеющих смежными участками тепловой сети, расчет сверхнормативных потерь тепловой энергии не производился.

Для расчета сверхнормативных потерь в формулах названной методики используются утвержденные в установленном порядке нормативные потери тепловой энергии. При этом нормативные потери в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 N 325 (далее – Приказ № 325) для ЕТО установлены не были (в рамках рассматриваемых обстоятельств). Таким образом, ЕТО не имело права использовать формулы Методики № 99/пр при распределении объема сверхнормативных потерь.

Исходя из понятия передачи тепловой энергии (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») сам процесс характеризуется приемом, преобразованием и доставкой тепловой энергии, теплоносителя и осуществляется на основании договора об оказании услуг по передаче (ч. 1 ст. 17 названного Закона). Потребители, не являющиеся профессиональными участниками рынка теплоснабжения, не осуществляют услуги по передаче тепловой энергии.

Коммерческий учет расчетным путем допускается в случаях, определенных п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).

В соответствии с пунктом 9 Методики № 99/пр при применении расчетного (приборно-расчетного) метода в договоре (приложении к договору) указываются источники, из которых принимается информация, необходимая для осуществления коммерческого учета согласованным сторонами договора методом.

Согласно сведениям, представленным Департаментом тарифного регулирования, в отношении абонентов-владельцев сетей, ЕТО применялся способ учета по приборам коммерческого учета тепловой энергии, расположенных в здании таких абонентов. Также Комиссией установлено, что все тепловые сети, которые находятся между границей тепловых сетей АО «Т» и прибором учета потребителя, учтены в определении доли для расчета фактических потерь и компенсировано тарифом. Факт правомерности установления такой компенсации сторонами не опровергался.

При размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, установленной Приказом № 325.

Таким образом, Методикой № 99/пр потери в трубопроводах абонентов, владеющих смежными участками сетей, ограничены нормативными потерями. Расчетный способ распределения сверхнормативных потерь тепловой энергии на потребителей применяется только в случае, если ими осуществляется передача тепловой энергии.

Пункт 130 Правил № 1034 сам по себе не позволяет теплоснабжающей организации осуществлять распределение сверхнормативных тепловой энергии на абонентов, а лишь указывает на учет данных участков сетей как смежных при производстве расчета. Указанное в том числе следует из абз. 2 п. 76 Методики № 99/пр.

Возможность распределения потерь на обычного потребителя предусмотрена только в указанном пункте Методики и допускается в случае осуществления передачи тепловой энергии, теплоносителя, по такому участку сети, то есть для случаев, когда абонент оказывает услугу по передаче тепловой энергии.

В случае же осуществления транзита тепловой энергии через сеть абонента в частности п. 3.20 Методических рекомендаций Минэнерго РФ от 19.01.2002 г. в сфере теплоснабжения указано, что при передаче тепловой энергии от энероснабжающей организации транзитом через сети иного владельца потери тепловой энергии в границах этих сетей, пропорциональные величине транзита, относятся на энергоснабжающую организацию.

С учетом изложенного, потребителей, на балансе которых имеются смежные участки тепловых сетей и прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности с сетями ЕТО, создаются дискриминационные условия потребления тепловой энергии по отношению к иным потребителям, так как такие категории потребителей не являются профессиональными участниками рынка теплоснабжения.

Вместе с тем, на таких потребителей-владельцев участков сетей, ЕТО необоснованно возложена обязанность по оплате сверхнормативных потерь тепловой энергии в отсутствии на то правовых оснований, а также факта совершения указанными потребителями нарушений, повлекших возникновение убытков на стороне ЕТО в виде неоплаченных объемов тепловой энергии, потерянной при транспортировке по сетям таких потребителей (сверхнормативных потерь).

Кроме того, использование формул Методики № 99/пр в отношении потребителей возможно только при наличии факта нарушения и доказанности несения убытков, а также утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь, которые для ЕТО в рассматриваемом периоде регулирования установлены не были.

Указанные действия не обеспечивают баланса интересов потребителей (абонентов) и гарантирующего поставщика и содержат в себе признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, путем создания дискриминационных условий при оплате потребленной тепловой энергии путем создания дискриминационных условий неограниченному кругу потребителей (абонентов) – владельцев смежных участков тепловых сетей (владеющих сетями от границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей с ЕТО до узла (прибора) учета абонента), не являющихся ни теплосетевой, ни теплоснабжающей организацией по отношению к тем потребителям, которые не владеют такими участками тепловой сети. В связи с вышеизложенным и на основании ст.39.1 Закона о защите конкуренции Томское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий.

Для чего АО «Т»  в течение 90 (девяноста) дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить указанные действия, путем произведения перерасчет выставленного объема сверхнормативных потерь тепловой энергии и сумм подлежащих оплате потребителями (абонентами) – владеющими смежными участками сетей, не являющимися теплосетевыми, теплоснабжающими организациями.

О выполнении данного предупреждения сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Настоящее предупреждение может быть обжаловано судебном порядке в течении трех месяцев.

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ИП Кирсанова М.С.
ИНН 701800091953, ОГРН 304701713300109
ООО "УК "Ремстройбыт"
ИНН 7017143271, ОГРН 1067017141256
АО «ТомскРТС»
ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880
Торгонский Дмитрий Леонидович
ИНН 701900415506, ОГРН
ООО "ГУМ"
ИНН 7017065383, ОГРН 1037000094702
ООО "СервисДорСтрой"
ИНН 7017018513, ОГРН 1027000886725
ООО "Сибтеплоизоляция"
ИНН 7017121366, ОГРН 1133801003302
Департамент тарифного регулирования
ИНН 7017321862, ОГРН 1137017000570
Департамент ветеринарии Томской области
ИНН 7021023509, ОГРН 1027000889376
ООО "ДорСиб"
ИНН 7020027998, ОГРН 1027000908153
ИП Савчук Елена Геннадьевна
ИНН 701704442623, ОГРН 304701735001355
ИП Измайлов С.С.
ИНН 701900425470, ОГРН 304701717500235
АО "Томскречторг"
ИНН 7019001280, ОГРН 1027000913488
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области Падерин Валерий Анатольевич
ИНН 7017357001, ОГРН 1147017013087