Решение б/н Кожевниковскому району УМВД России по Томской области ч. 1 с... от 4 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                         РЕШЕНИЕ

 

 

                              г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

29

ноября

 

2019

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

04 ”

 

декабря

 

2019

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко  И.В., заместителя  руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии:     Вульф Т.Н., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Успеховой А.А., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Наумовой Н.Н., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  в присутствии Ответчика ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области Ю. по доверенности ; в присутствии представителя Заинтересованного лица ООО «ВЕЛЛКОМ-Сервис» П. по доверенност.;  рассмотрев дело № 02-10/119-19 по признакам нарушения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области ч. 1 ст. 15  Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Томского УФАС России от 01.08.2019 № 97 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело в отношении ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  (636160, Томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково, ул. Гагарина, д.18) по ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

  • для возбуждения дела послужили материалы (с приложением) (от 06.05.2019г. вх.№3277), поступившие в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) из Прокуратуры Кожевниковского района о проведенной проверке исполнения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок у единственного поставщика.

По результатам анализа представленных материалов установлено следующее.

В 2018 году ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) (ред. от 23.04.2018), заключены муниципальные контракты (договоры) с единственным поставщиком   ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис»  на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскомй району, а именно:

  1. Государственный контракт №1/18 ГОЗ  от 26.12.2018г. на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району на сумму 99 602,00 рублей. Согласно п.1.1. предмета контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району, указанный в Спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте. Согласно Спецификации на поставку офисной техники, Поставщик обязуется поставить компьютеры в количестве 2 штук.
  2. Государственный контракт №2/18 ГОЗ  от 26.12.2018г. на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району на сумму 90 588,00 рублей. Согласно п.1.1. предмета контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району, указанный в Спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте. Согласно Спецификации на поставку офисной техники, Поставщик обязуется поставить МФУ Kyocera Ecosys M2040dn в количестве 3штук.
  3. Государственный контракт №3/18 ГОЗ  от 26.12.2018г. на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району на сумму 97 383,00 рублей. Согласно п.1.1. предмета контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району, указанный в Спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте. Согласно Спецификации на поставку офисной техники, Поставщик обязуется поставить принтер лазерный Kyosera Ecosys P2335d, A4 Duplex в количестве 11 штук.

Общая стоимость поставки офисной техники по данным контрактам составляет 287573,00 рублей.

   Предметом указанных договоров является поставка офисной техники. Данные услуги направлены на достижение единой цели для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району.

Заключенные муниципальные контракты по своей природе, целям и полученным результатам в совокупности представляют собой одну сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими договорами.

Дробление единой закупки на группу идентичных, однородных сумма по каждой из которых не превышает предусмотренного законом ограничения (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закон № 44-ФЗ,  ред. от 23.04.2018), свидетельствует о намерении сторон сделки избежать соблюдения конкурсных процедур.

В статье 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Таким образом, для того чтобы заключить контракты на оказание услуг по поставке офисной техники требуется проведение конкурса (аукциона) и заключение контракта с победителем.

Учитывая изложенное,  действия ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области по заключению договоров на поставку офисной техники с единственным поставщиком без проведения конкурсных процедур, повлекли недопущение, ограничение и устранение конкуренции, следовательно, присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду в случае выявления признаков нарушения, в том числе, и ст.15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении ст. 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании вышеизложенного, в адрес ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области было направлено предупреждение (исх.№НН/4391 от 07.06.2019г.) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а именно, соблюдать требования к проведению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Срок исполнения предупреждения был установлен до 05.07.2019г.

О выполнении предупреждения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  необходимо было сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Письмом от 01.07.2019г. вх.№4837 ОМВД России по Кожевниковскому району Томскому УФАС России сообщило, что не согласно с вынесенным предупреждением, следовательно  предупреждение не исполнено.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган  обязан принять  решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

  • описанные действия  ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области при заключении контрактов на поставку офисной техники без проведения конкурсных процедур содержат признаки  нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в отношении ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области приказом  от 01.08.2019г. № 97 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» (ИНН 7017020858).
  • материалы дела №02-10/119-19 представлены письменные пояснения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области, письменные пояснения ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис», копии государственных контрактов №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г., №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г, 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г.
  • письменных пояснениях (вх.№4837 от 01.07.2019г., вх.№ 7096 от 20.09.2019г.) ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  указало, что в 2018 году для реализации государственной программы Российской Федерации «Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения» код по бюджетной классификации 18803020840392019211 на 2018 год было запланировано и выполнено мероприятие «Тыловое обеспечение» - закупка компьютеров, принтеров, многофункциональных устройств. 27 ноября 2018 года поступило расходное расписание №0000000002527 от 27 ноября 2018 года по коду расхода по БК 18803020840392019211 в размере 287575,00 рублей на приобретение персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств. В установленные сроки в течение 10 рабочих дней были внесены изменения в бюджетную смету, через подсистему электронный бюджет. Без данной процедуры невозможно снести изменения в план-закупок, план-график, так как в ЕИС черновик измененного плана-графика отправляется в данную подсистему. После чего в  установленные законодательством сроки проконтролирован органом Федерального казначейства и размещен в ЕИС измененный план-закупок, а затем и план-график. Для определения начальной (максимальной) цены контракта ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области были запрошены три коммерческих предложения от разных организаций, оказывающих услуги по поставке персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств (ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис», ООО «Сибирь Снаб», ООО «Инвент»). После получения коммерческих предложений было установлено, что минимальная цена предлагалась ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис».
  • ходе заседания комиссий от 01.11.2019г., от 03.10.2019г.  представитель ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области отвечая на вопросы пояснил, что  поскольку лимиты бюджетных обязательств были доведены до заказчика  27.11.2018г., следовательно,  отсутствовала возможность провести конкурентные способы закупок (окончательная дата для направления в органы федерального казначейства заявок на кассовый расход 27.11.2018г.), Заказчиком было принято решение заключить 3 государственных контракта с ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ на общую сумму 287 573,00 рублей. С учетом обстоятельств, при наличии тождественности  предмета контрактов, временного интервала, в течение которого заключены контракты, не может в полной мере свидетельствовать о признаках искусственного дробления Заказчика единого лота на контракты суммой менее 100 000 рублей в целях заключения с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Закупленная техника, а именно, персональные компьютеры, принтеры, многофункциональные устройства имеют разные предназначения по своей функциональности.
  • материалы дела поступили письменные пояснения ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» (вх.№7092 от 20.08.2019г.), из содержания которых следует, что в ноябре 2018 года ООО  «ВЭЛЛКОМ-Сервис» от ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области поступили запросы на предоставление коммерческих предложений на поставку МФУ в количестве 3 шт., на поставку компьютеров в количестве 2 шт., на поставку принтеров в количестве 11 шт. В последствии, на переданные коммерческие предложения в виде счетов №174 СР от 27.11.2018г., №175  СР от 27.11.2018г., №176 СР от 28.11.2018г., от запрашивающей стороны поступило сообщение о намерении заключить с ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» контракты на поставку товаров.
  • ходе заседания комиссий от 22.08.2019г., 01.11.2019г., от 03.10.2019г.  представитель ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис», отвечая на вопросы комиссии пояснил, что в декабре 2018 года между сторонами были заключены и исполнены государственные контракты на поставку офисной техники. Были заключены разные контракты на поставку разных товаров. Согласно п.3.5.1. Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013г. №567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). Следовательно, представляется возможным сделать вывод, что стороны заключили контракты на поставку товаров, не имеющих функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик.
  • материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
  • соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
  • 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  • принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

  • ч.2 ст.8 Закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

  • силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в ред. от 23.04.2018, действовавшей на момент заключения государственных контрактов на поставку офисной техники) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Фактически системное толкование норм Закона № 44-ФЗ свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.

Таким образом, заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.

  1. между ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области и ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» заключены 3 (три) государственных контракта на поставку офисной техники (принтеры, компьютеры, МФУ).
  • доводы Ответчика относительно того, что  закупленная техника, а именно, персональные компьютеры, принтеры, многофункциональные устройства имеют разные предназначения по своей функциональности и, следовательно, товары не будут являться однородными, Комиссией Томского УФАС России не могут быть приняты по следующим основаниям.
  • части 14 статьи 22 Закона № 44-ФЗ однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
  • по контрактам товары, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) – ОКПД 2, принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 31.01.2014 N 14-ст.,  код 26.20 входит в ветку общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), относятся к одному классу –26 класс,  код 26 ОКПД 2 - Оборудование компьютерное, электронное и оптическое. Группа 26.20: Компьютеры и периферийное оборудование. Код 26.20 ОКПД 2 является группой, содержащей следующие коды:
  • 26.20.1. Компьютеры, их части и принадлежности;
  • 26.20.16.120. Принтеры;
  • 26.20.16.150. Сканеры;
  • 26.20.18.000. Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений.

Проанализировав содержание договоров поставки №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка компьютеров), №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка МФУ), 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка принтеров)  следует сделать вывод о том, что вышеуказанные закупаемые товары (компьютеры, МФУ, принтеры) являются однородными, поскольку компьютеры, принтеры, МФУ относятся к одной группе одного класса – 26 класс,

  • образом, компьютеры, принтеры, МФУ входят в одну группу товаров, следовательно, объектом закупки являются однородные  товары, что дает основание полагать, что объекты закупки рассматриваются во взаимосвязи и не являются самостоятельными.

Кроме того, услуги по розничной торговле компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах относятся к группе 47.41. Эта группировка включает:

- розничную торговлю компьютерами;

- розничную торговлю компьютерным периферийным оборудованием;

- розничную торговлю консолями для видеоигр;

- розничную торговлю неперсонализированным программным обеспечением, включая видеоигры;

- розничную торговлю офисными машинами и оборудованием.

  •    Согласно письменному отзыву ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области на заключение об обстоятельствах дела (вх.№9803 от 26.11.2019г.), а также устных пояснений представителя Ответчика,  в соответствии с разделом II указанного расходного списания сумма в размере 287 573 рубля доведена на текущий 2018 финансовый  год и не предусматривала плановое исполнение государственного оборонного заказа в последующие годы, что подтверждается отсутствием денежных сумм в соответствующих разделах расходного расписания. Расходное расписание №0000000002527 от 27 ноября 2018 года в размере 287575,00 рублей было направлено именно на приобретение персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств по коду расхода по БК 18803020840392019211.  Также у Ответчика отсутствовала возможность провести конкурентные способы определения поставщика, поскольку лимиты бюджетных обязательств доведены до заказчика 27.11.2018г., следовательно, ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области не располагало достаточным количеством времени, поскольку  проведение конкурентной процедуры закупки занимает продолжительный период времени, что влечет невозможность поставки офисной техники в кратчайшие сроки (до конца 2018 года).
  •  доводы Ответчика не могут быть приняты по следующим основаниям.
  • силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Расходное расписание № 0000000002527 поступило  в ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  27.11.2018г. по коду расхода  бюджетной классификации 18803020840392019211, согласно которому структура кода включает следующие составные части,   где 188 – (Глава БК) Министерство внутренних дел Российской Федерации; 0302 – Органы внутренних дел; 08403 – Основное мероприятие «Тыловое обеспечение»; 92019 – Закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; 211 – Приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных  товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения).

  Согласно ч. 51.2.1.1. Приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н  "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (раздел III Классификации расходов бюджетов, Таблица 3. Целевая статья) по элементу вида расходов "211 Приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения" отражаются расходы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на финансовое обеспечение включенных в состав государственного оборонного заказа в целях обеспечения заданий государственной программы вооружения закупок: вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, специальных средств и движимого военно-технического имущества, комплектующих изделий, иного имущества, работ, услуг.

  • изложенное, согласно коду расхода  бюджетной классификации 18803020840392019211, не представляется возможным установить, что расходное расписание №0000000002527 от 27 ноября 2018 года в размере 287575,00 рублей было направлено именно на приобретение персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств.
  • того, доведение лимитов бюджетных обязательств  в конце финансового года в сроки, не позволяющие осуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о контрактной системе, не может рассматриваться как потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы и не является случаем заключения контрактов в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, поскольку, согласно пояснениям ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области,  в 2018 году для реализации государственной программы Российской Федерации «Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения» код по бюджетной классификации 18803020840392019211 на 2018  мероприятие «Тыловое обеспечение» -  закупка компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств было запланировано.  Следовательно, заключение контрактов на поставку офисной техники являлось прогнозируемым событием.
  • подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих необходимость заключения 3 контрактов на поставку офисной техники с единственным поставщиком в материалы дела не представлены. Таким образом, выбор неконкурентного способа закупки не является следствием возникновения исключительных обстоятельств.
  • у единственного поставщика офисной  техники (компьютеров, принтеров, МФУ) осуществлены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системы.
  • с тем, контракты №1/18 ГОЗ,  №2/18 ГОЗ, №3/18 ГОЗ    от 26.12.2018г. (на поставку офисной  техники: компьютеров, принтеров, МФУ) заключены на однородные товары.
  • единого предмета закупки на множество однотипных договоров направлено на формальное соблюдение условий, необходимых для заключения контракта неконкурентным способом - с единственным поставщиком.
  • считать, что, в данном случае выбор неконкурентного способа обусловлен необходимостью и является более приоритетным по сравнению с конкурентными способами закупки, отсутствуют.
  • антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции»).
  • соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
  • ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В письме от 29.03.2017 N Д28и-1353 Минэкономразвития России разъяснило, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Томским УФАС России проведено исследование состояния конкуренции на рынке услуг по поставке офисной техники (компьютеры, принтеры, МФУ) в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции. Целью настоящего исследования является определение, в том числе, временного интервала, во время которого участники дела № 02-10/119-19 совершали действия, которые могли повлечь или повлекшие ограничение конкуренции при проведении закупок ОМВД России по Кожевниковскому району при заключении контрактов без проведения конкурсных процедур. Срок действия контрактов: до 31.12.2018г. До конца 2018г. контракты были исполнены. Таким образом, временной интервал был определен: 27.11.2018г. – 31.12.2018г.  Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территорией Томской области.

  • аналитического отчета следует, что на рынке услуг по поставке офисной техники (компьютеры, МФУ, принтеры), помимо ООО «ВЕЛЛКОМ-Сервис», осуществляли деятельность в указанный временной интервал  как минимум 6 хозяйствующих субъектов ООО «Сибирь Снаб» (634028, г. Томск, ул. Учебная, 8, 32;  ООО «Инвент» (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 125, 16; ООО «Игрем» (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 48); ООО «Интант-Сервис» (634034, г. Томск, ул. Вершинина 43В); ИП Деревянкин Денис Владимирович (ИНН 702401363389, 636000, Томская обл, г. Северск), ООО «Демар-Центр» (634034, г. Томск, ул. Кулева,3). Следовательно, рынок является конкурентным.

Заключение договора с единственным исполнителем и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного исполнителя и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт на поставку техники не заключен вследствие предоставления преимущества ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис».

В статье 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Соответственно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие) прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции.

Таким образом, для того чтобы заключить контракты на оказание услуг по поставке офисной техники требуется проведение конкурса (аукциона) и заключение контракта с победителем.

  • таких обстоятельствах, имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителей сторон по делу в совокупности подтверждают, что действия ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области по заключению 3 государственных контрактов на поставку офисной техники №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка компьютеров), №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка МФУ), 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка принтеров) с хозяйствующим субъектом ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» без проведения конкурсных процедур, создают вышеуказанному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении права на поставку товара в рамках государственного контракта и препятствуют доступу к поставке товаров офисной техники неопределенного круга лиц, которые осуществляют аналогичный вид деятельности на рынке поставки офисной техники, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  на участие в конкурентной закупочной процедуре на право заключить договор на поставку офисной техники и препятствуя развитию добросовестной конкуренции.
  • 3 контрактов на поставку офисной техники повлекло за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, поскольку при выборе конкурентного способа закупки мог быть реализован принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Учитывая изложенное, Заказчиком  нарушены положения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в  соответствии с которой  установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  • на вышеизложенном, исследовав материалы дела. Выслушав мнения сторон, руководствуясь статьей 23,  частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

                                                              РЕШИЛА:

1. Признать     ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области нарушившим   часть   1 статьи 15 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения 3 государственных контрактов на поставку офисной техники №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка компьютеров), №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка МФУ), 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка принтеров) с хозяйствующим субъектом ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» без проведения конкурсных процедур

2.   Предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с исполнением обязательств по контракту.

3. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении  ответственного должностного лица к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст.14.9 КоАП РФ.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         И.В. Бутенко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       Т.Н. Вульф

 

 

  Н.Н. Наумова

 

 

                                                                                                                А.А. Успехова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         РЕШЕНИЕ

 

 

                              г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

29

ноября

 

2019

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

04 ”

 

декабря

 

2019

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко  И.В., заместителя  руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов комиссии:     Вульф Т.Н., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Успеховой А.А., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Наумовой Н.Н., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  в присутствии Ответчика ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области Ю. по доверенности ; в присутствии представителя Заинтересованного лица ООО «ВЕЛЛКОМ-Сервис» П. по доверенност.;  рассмотрев дело № 02-10/119-19 по признакам нарушения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области ч. 1 ст. 15  Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Томского УФАС России от 01.08.2019 № 97 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело в отношении ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  (636160, Томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково, ул. Гагарина, д.18) по ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

  • для возбуждения дела послужили материалы (с приложением) (от 06.05.2019г. вх.№3277), поступившие в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) из Прокуратуры Кожевниковского района о проведенной проверке исполнения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок у единственного поставщика.

По результатам анализа представленных материалов установлено следующее.

В 2018 году ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) (ред. от 23.04.2018), заключены муниципальные контракты (договоры) с единственным поставщиком   ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис»  на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскомй району, а именно:

  1. Государственный контракт №1/18 ГОЗ  от 26.12.2018г. на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району на сумму 99 602,00 рублей. Согласно п.1.1. предмета контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району, указанный в Спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте. Согласно Спецификации на поставку офисной техники, Поставщик обязуется поставить компьютеры в количестве 2 штук.
  2. Государственный контракт №2/18 ГОЗ  от 26.12.2018г. на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району на сумму 90 588,00 рублей. Согласно п.1.1. предмета контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району, указанный в Спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте. Согласно Спецификации на поставку офисной техники, Поставщик обязуется поставить МФУ Kyocera Ecosys M2040dn в количестве 3штук.
  3. Государственный контракт №3/18 ГОЗ  от 26.12.2018г. на поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району на сумму 97 383,00 рублей. Согласно п.1.1. предмета контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку офисной техники для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району, указанный в Спецификации (Приложение №1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, указанных в настоящем контракте. Согласно Спецификации на поставку офисной техники, Поставщик обязуется поставить принтер лазерный Kyosera Ecosys P2335d, A4 Duplex в количестве 11 штук.

Общая стоимость поставки офисной техники по данным контрактам составляет 287573,00 рублей.

   Предметом указанных договоров является поставка офисной техники. Данные услуги направлены на достижение единой цели для нужд ОМВД России по Кожевниковскому району.

Заключенные муниципальные контракты по своей природе, целям и полученным результатам в совокупности представляют собой одну сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими договорами.

Дробление единой закупки на группу идентичных, однородных сумма по каждой из которых не превышает предусмотренного законом ограничения (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закон № 44-ФЗ,  ред. от 23.04.2018), свидетельствует о намерении сторон сделки избежать соблюдения конкурсных процедур.

В статье 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Таким образом, для того чтобы заключить контракты на оказание услуг по поставке офисной техники требуется проведение конкурса (аукциона) и заключение контракта с победителем.

Учитывая изложенное,  действия ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области по заключению договоров на поставку офисной техники с единственным поставщиком без проведения конкурсных процедур, повлекли недопущение, ограничение и устранение конкуренции, следовательно, присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду в случае выявления признаков нарушения, в том числе, и ст.15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении ст. 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании вышеизложенного, в адрес ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области было направлено предупреждение (исх.№НН/4391 от 07.06.2019г.) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а именно, соблюдать требования к проведению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Срок исполнения предупреждения был установлен до 05.07.2019г.

О выполнении предупреждения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  необходимо было сообщить в Томское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Письмом от 01.07.2019г. вх.№4837 ОМВД России по Кожевниковскому району Томскому УФАС России сообщило, что не согласно с вынесенным предупреждением, следовательно  предупреждение не исполнено.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган  обязан принять  решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

  • описанные действия  ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области при заключении контрактов на поставку офисной техники без проведения конкурсных процедур содержат признаки  нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в отношении ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области приказом  от 01.08.2019г. № 97 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» (ИНН 7017020858).
  • материалы дела №02-10/119-19 представлены письменные пояснения ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области, письменные пояснения ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис», копии государственных контрактов №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г., №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г, 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г.
  • письменных пояснениях (вх.№4837 от 01.07.2019г., вх.№ 7096 от 20.09.2019г.) ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  указало, что в 2018 году для реализации государственной программы Российской Федерации «Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения» код по бюджетной классификации 18803020840392019211 на 2018 год было запланировано и выполнено мероприятие «Тыловое обеспечение» - закупка компьютеров, принтеров, многофункциональных устройств. 27 ноября 2018 года поступило расходное расписание №0000000002527 от 27 ноября 2018 года по коду расхода по БК 18803020840392019211 в размере 287575,00 рублей на приобретение персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств. В установленные сроки в течение 10 рабочих дней были внесены изменения в бюджетную смету, через подсистему электронный бюджет. Без данной процедуры невозможно снести изменения в план-закупок, план-график, так как в ЕИС черновик измененного плана-графика отправляется в данную подсистему. После чего в  установленные законодательством сроки проконтролирован органом Федерального казначейства и размещен в ЕИС измененный план-закупок, а затем и план-график. Для определения начальной (максимальной) цены контракта ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области были запрошены три коммерческих предложения от разных организаций, оказывающих услуги по поставке персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств (ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис», ООО «Сибирь Снаб», ООО «Инвент»). После получения коммерческих предложений было установлено, что минимальная цена предлагалась ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис».
  • ходе заседания комиссий от 01.11.2019г., от 03.10.2019г.  представитель ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области отвечая на вопросы пояснил, что  поскольку лимиты бюджетных обязательств были доведены до заказчика  27.11.2018г., следовательно,  отсутствовала возможность провести конкурентные способы закупок (окончательная дата для направления в органы федерального казначейства заявок на кассовый расход 27.11.2018г.), Заказчиком было принято решение заключить 3 государственных контракта с ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ на общую сумму 287 573,00 рублей. С учетом обстоятельств, при наличии тождественности  предмета контрактов, временного интервала, в течение которого заключены контракты, не может в полной мере свидетельствовать о признаках искусственного дробления Заказчика единого лота на контракты суммой менее 100 000 рублей в целях заключения с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Закупленная техника, а именно, персональные компьютеры, принтеры, многофункциональные устройства имеют разные предназначения по своей функциональности.
  • материалы дела поступили письменные пояснения ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» (вх.№7092 от 20.08.2019г.), из содержания которых следует, что в ноябре 2018 года ООО  «ВЭЛЛКОМ-Сервис» от ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области поступили запросы на предоставление коммерческих предложений на поставку МФУ в количестве 3 шт., на поставку компьютеров в количестве 2 шт., на поставку принтеров в количестве 11 шт. В последствии, на переданные коммерческие предложения в виде счетов №174 СР от 27.11.2018г., №175  СР от 27.11.2018г., №176 СР от 28.11.2018г., от запрашивающей стороны поступило сообщение о намерении заключить с ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» контракты на поставку товаров.
  • ходе заседания комиссий от 22.08.2019г., 01.11.2019г., от 03.10.2019г.  представитель ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис», отвечая на вопросы комиссии пояснил, что в декабре 2018 года между сторонами были заключены и исполнены государственные контракты на поставку офисной техники. Были заключены разные контракты на поставку разных товаров. Согласно п.3.5.1. Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013г. №567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). Следовательно, представляется возможным сделать вывод, что стороны заключили контракты на поставку товаров, не имеющих функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик.
  • материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
  • соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
  • 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  • принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

  • ч.2 ст.8 Закона №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

  • силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в ред. от 23.04.2018, действовавшей на момент заключения государственных контрактов на поставку офисной техники) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей каждая не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Фактически системное толкование норм Закона № 44-ФЗ свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.

Таким образом, заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение за счет бюджетных средств государственных и муниципальных потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.

  1. между ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области и ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» заключены 3 (три) государственных контракта на поставку офисной техники (принтеры, компьютеры, МФУ).
  • доводы Ответчика относительно того, что  закупленная техника, а именно, персональные компьютеры, принтеры, многофункциональные устройства имеют разные предназначения по своей функциональности и, следовательно, товары не будут являться однородными, Комиссией Томского УФАС России не могут быть приняты по следующим основаниям.
  • части 14 статьи 22 Закона № 44-ФЗ однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
  • по контрактам товары, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) – ОКПД 2, принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 31.01.2014 N 14-ст.,  код 26.20 входит в ветку общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), относятся к одному классу –26 класс,  код 26 ОКПД 2 - Оборудование компьютерное, электронное и оптическое. Группа 26.20: Компьютеры и периферийное оборудование. Код 26.20 ОКПД 2 является группой, содержащей следующие коды:
  • 26.20.1. Компьютеры, их части и принадлежности;
  • 26.20.16.120. Принтеры;
  • 26.20.16.150. Сканеры;
  • 26.20.18.000. Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений.

Проанализировав содержание договоров поставки №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка компьютеров), №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка МФУ), 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка принтеров)  следует сделать вывод о том, что вышеуказанные закупаемые товары (компьютеры, МФУ, принтеры) являются однородными, поскольку компьютеры, принтеры, МФУ относятся к одной группе одного класса – 26 класс,

  • образом, компьютеры, принтеры, МФУ входят в одну группу товаров, следовательно, объектом закупки являются однородные  товары, что дает основание полагать, что объекты закупки рассматриваются во взаимосвязи и не являются самостоятельными.

Кроме того, услуги по розничной торговле компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах относятся к группе 47.41. Эта группировка включает:

- розничную торговлю компьютерами;

- розничную торговлю компьютерным периферийным оборудованием;

- розничную торговлю консолями для видеоигр;

- розничную торговлю неперсонализированным программным обеспечением, включая видеоигры;

- розничную торговлю офисными машинами и оборудованием.

  •    Согласно письменному отзыву ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области на заключение об обстоятельствах дела (вх.№9803 от 26.11.2019г.), а также устных пояснений представителя Ответчика,  в соответствии с разделом II указанного расходного списания сумма в размере 287 573 рубля доведена на текущий 2018 финансовый  год и не предусматривала плановое исполнение государственного оборонного заказа в последующие годы, что подтверждается отсутствием денежных сумм в соответствующих разделах расходного расписания. Расходное расписание №0000000002527 от 27 ноября 2018 года в размере 287575,00 рублей было направлено именно на приобретение персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств по коду расхода по БК 18803020840392019211.  Также у Ответчика отсутствовала возможность провести конкурентные способы определения поставщика, поскольку лимиты бюджетных обязательств доведены до заказчика 27.11.2018г., следовательно, ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области не располагало достаточным количеством времени, поскольку  проведение конкурентной процедуры закупки занимает продолжительный период времени, что влечет невозможность поставки офисной техники в кратчайшие сроки (до конца 2018 года).
  •  доводы Ответчика не могут быть приняты по следующим основаниям.
  • силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Расходное расписание № 0000000002527 поступило  в ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области  27.11.2018г. по коду расхода  бюджетной классификации 18803020840392019211, согласно которому структура кода включает следующие составные части,   где 188 – (Глава БК) Министерство внутренних дел Российской Федерации; 0302 – Органы внутренних дел; 08403 – Основное мероприятие «Тыловое обеспечение»; 92019 – Закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; 211 – Приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных  товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения).

  Согласно ч. 51.2.1.1. Приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н  "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (раздел III Классификации расходов бюджетов, Таблица 3. Целевая статья) по элементу вида расходов "211 Приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения" отражаются расходы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на финансовое обеспечение включенных в состав государственного оборонного заказа в целях обеспечения заданий государственной программы вооружения закупок: вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, специальных средств и движимого военно-технического имущества, комплектующих изделий, иного имущества, работ, услуг.

  • изложенное, согласно коду расхода  бюджетной классификации 18803020840392019211, не представляется возможным установить, что расходное расписание №0000000002527 от 27 ноября 2018 года в размере 287575,00 рублей было направлено именно на приобретение персональных компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств.
  • того, доведение лимитов бюджетных обязательств  в конце финансового года в сроки, не позволяющие осуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о контрактной системе, не может рассматриваться как потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы и не является случаем заключения контрактов в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, поскольку, согласно пояснениям ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области,  в 2018 году для реализации государственной программы Российской Федерации «Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения» код по бюджетной классификации 18803020840392019211 на 2018  мероприятие «Тыловое обеспечение» -  закупка компьютеров, принтеров и многофункциональных устройств было запланировано.  Следовательно, заключение контрактов на поставку офисной техники являлось прогнозируемым событием.
  • подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих необходимость заключения 3 контрактов на поставку офисной техники с единственным поставщиком в материалы дела не представлены. Таким образом, выбор неконкурентного способа закупки не является следствием возникновения исключительных обстоятельств.
  • у единственного поставщика офисной  техники (компьютеров, принтеров, МФУ) осуществлены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системы.
  • с тем, контракты №1/18 ГОЗ,  №2/18 ГОЗ, №3/18 ГОЗ    от 26.12.2018г. (на поставку офисной  техники: компьютеров, принтеров, МФУ) заключены на однородные товары.
  • единого предмета закупки на множество однотипных договоров направлено на формальное соблюдение условий, необходимых для заключения контракта неконкурентным способом - с единственным поставщиком.
  • считать, что, в данном случае выбор неконкурентного способа обусловлен необходимостью и является более приоритетным по сравнению с конкурентными способами закупки, отсутствуют.
  • антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции»).
  • соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
  • ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В письме от 29.03.2017 N Д28и-1353 Минэкономразвития России разъяснило, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Томским УФАС России проведено исследование состояния конкуренции на рынке услуг по поставке офисной техники (компьютеры, принтеры, МФУ) в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции. Целью настоящего исследования является определение, в том числе, временного интервала, во время которого участники дела № 02-10/119-19 совершали действия, которые могли повлечь или повлекшие ограничение конкуренции при проведении закупок ОМВД России по Кожевниковскому району при заключении контрактов без проведения конкурсных процедур. Срок действия контрактов: до 31.12.2018г. До конца 2018г. контракты были исполнены. Таким образом, временной интервал был определен: 27.11.2018г. – 31.12.2018г.  Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территорией Томской области.

  • аналитического отчета следует, что на рынке услуг по поставке офисной техники (компьютеры, МФУ, принтеры), помимо ООО «ВЕЛЛКОМ-Сервис», осуществляли деятельность в указанный временной интервал  как минимум 6 хозяйствующих субъектов ООО «Сибирь Снаб» (634028, г. Томск, ул. Учебная, 8, 32;  ООО «Инвент» (634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 125, 16; ООО «Игрем» (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 48); ООО «Интант-Сервис» (634034, г. Томск, ул. Вершинина 43В); ИП Деревянкин Денис Владимирович (ИНН 702401363389, 636000, Томская обл, г. Северск), ООО «Демар-Центр» (634034, г. Томск, ул. Кулева,3). Следовательно, рынок является конкурентным.

Заключение договора с единственным исполнителем и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного исполнителя и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт на поставку техники не заключен вследствие предоставления преимущества ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис».

В статье 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Соответственно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие) прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции.

Таким образом, для того чтобы заключить контракты на оказание услуг по поставке офисной техники требуется проведение конкурса (аукциона) и заключение контракта с победителем.

  • таких обстоятельствах, имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителей сторон по делу в совокупности подтверждают, что действия ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области по заключению 3 государственных контрактов на поставку офисной техники №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка компьютеров), №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка МФУ), 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка принтеров) с хозяйствующим субъектом ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» без проведения конкурсных процедур, создают вышеуказанному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении права на поставку товара в рамках государственного контракта и препятствуют доступу к поставке товаров офисной техники неопределенного круга лиц, которые осуществляют аналогичный вид деятельности на рынке поставки офисной техники, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  на участие в конкурентной закупочной процедуре на право заключить договор на поставку офисной техники и препятствуя развитию добросовестной конкуренции.
  • 3 контрактов на поставку офисной техники повлекло за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, поскольку при выборе конкурентного способа закупки мог быть реализован принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Учитывая изложенное, Заказчиком  нарушены положения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в  соответствии с которой  установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  • на вышеизложенном, исследовав материалы дела. Выслушав мнения сторон, руководствуясь статьей 23,  частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41,  статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

                                                              РЕШИЛА:

1. Признать     ОМВД России по Кожевниковскому району УМВД России по Томской области нарушившим   часть   1 статьи 15 Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения 3 государственных контрактов на поставку офисной техники №1/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка компьютеров), №2/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка МФУ), 3/18 ГОЗ от 26.12.2018г. (поставка принтеров) с хозяйствующим субъектом ООО «ВЭЛЛКОМ-Сервис» без проведения конкурсных процедур

2.   Предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с исполнением обязательств по контракту.

3. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении  ответственного должностного лица к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст.14.9 КоАП РФ.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         И.В. Бутенко

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       Т.Н. Вульф

 

 

  Н.Н. Наумова

 

 

                                                                                                                А.А. Успехова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны