Решение (комиссия) №АА/3928/23 Решение по делу №070/07/3-544/2023 от 30 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Московского УФАС России от 27.08.2021 по делу N 077/07/00-15015/2021Нарушение: п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать.

 

Решение по делу №070/07/3-544/2023

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-544/2022

26.06.2023 г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя:

Абдурахманова А.Ф.

 

- заместителя руководителя;

членов комиссии:

Крыловой К.С.,

 

Истоминой З.С.

 

 

- специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;

- специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности;

 

рассмотрев дело № 070/07/3-544/2022, возбужденное по жалобе ООО «ЮгЭнергоИнжиниринг» (вх.4715-ЭП/23 от 09.06.2023) на действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика – ПАО «ТРК» при проведении конкурса в электронной форме «Услуги по проведению технологического и ценового аудита отчетов о ходе реализации инвестиционной программы для нужд ПАО «ТРК»» (извещение № 32312309810),

при участии представителя Заказчика – Быстрюковой А.В. (доверенность №3 от 11.01.2023), при участие посредством ВКС представителя Общества – Хижняк Т.В. (доверенность №5 от 07.03.2022), Леошко И.Е. (доверенность №9 от 16.06.2023),

УСТАНОВИЛА:

ООО «ЮгЭнергоИнжиниринг» направило в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика – ПАО «ТРК» при проведении конкурса в электронной форме «Услуги по проведению технологического и ценового аудита отчетов о ходе реализации инвестиционной программы для нужд ПАО «ТРК»» (извещение № 32312309810).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика, а именно: Заказчик отменил итоговый протокол от 30.05.2023, провел переторжку и рассмотрел заявки повторно. В последствии комиссия Заказчика повысила ООО «ПРОЕКТБАЛТЭНЕРГО» размер критерия по опыту с 5 баллов до 10 баллов, что не соответствует действительности и неправомерно допустила к участию в процедуре заявку ООО «СИБСТРОЙЭКСПЕРТ».

Заказчик в письменных пояснениях (вх. №4960/23-ЭП от 19.06.2023) (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу не обоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении запроса котировок №32312309810, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 20.04.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 392 000,00 руб.

На участие в электронном аукционе было подано 5 заявок, 2 заявки не соответствуют требованиям конкурсной документации.

Дата начала срока подачи заявок - 15.02.2023 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 03.03.2023 11:00.

Объект закупки - Оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охраны объектов ТГУМП «ТТУ»

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон 223-ФЗ) под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандаром закупок ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» (Положение о закупке), версия 38 от 09.06.2023.

Стандарт является документом, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика, и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, предусмотренные Стандартом, устанавливает порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иных связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Следуя части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Относительно доводов Заявителя следует:

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что 31.05.2023 поступил запрос от участника с порядковым номером заявки №5 (ООО «ПРОЕКТБАЛТЭНЕРГО») следующего содержания:

«Вопрос №1: в соответствии с п. 5.5.1 закупочной документации переторжка проводится в обязательном порядке, за исключением случаев, предусмотренных Положением о закупке Заказчика. Прошу разъяснить, на основании каких именно пунктов Положения о закупке Заказчика было принято решение не проводить переторжку.

«Вопрос №2: в соответствии с Методикой оценки заявок. 4.1. Оценка по критерию «опыта работы» производится по установленной шкале:

Критерий оценки

Значение критерия

Баллы, заносимые экспертом в оценочную форму

Опыт выполнения аналогичных договоров: требуется не менее 3-х завершенных проектов.

7-9 завершенных проекта с приложением договоров и актов выполненных работ

10

4-6 завершенных проекта с приложением договоров и актов выполненных работ

5

3 завершенных проекта с приложением договоров и актов выполненных работ

0

ООО «ПроектБалтЭнерго» в заявке на участие представило информацию о 47 (сорока семи) исполненных договорах (контрактах) с приложением их скан-копий и актов сдачи-приемки работ (услуг) по предметам:

  • разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики;

  • выполнение электроэнергетических расчетов схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей (схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии).

По протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов на участие в процедуре заявке ООО «ПроектБалтЭнерго» по критерию «Наличие опыта работы» было присвоено 5 баллов из 10, то есть в качестве опыта аналогичных работ было зачтено от 4 до 6 договоров.

ООО «ПроектБалтЭнерго» просило привести подробное описание того, как именно производился подсчет количества аналогичных договоров для нашей заявки, и разъяснить, по какой причине не были засчитаны остальные показанные в заявке договоры (контракты)».

Закупочной комиссии Заказчика было принято решение повторно провести оценки по критерию «опыта работы» по установленной шкале в отношении данного участника. По итогам повторной оценки по критерию «опыта работы» ООО «ПроектБалтЭнерго» присвоено 10 балов.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что согласно пп. «в» п.8.1.5.З Стандарта, переторжка является обязательной в случае, если размер начальной (максимальной) цены договора составляет 5 (пять) и более миллионов рублей с НДС за исключением случаев проведения закупочных процедур, осуществляемых в целях реализации договоров технологического присоединения (в указанном случае проведение переторжки является обязательным, если размер начальной (максимальной) цены договора составляет 30 (тридцать) и более миллионов рублей с НДС). Установленные Стандартом условия, при которых проводится переторжка, могут быть изменены по решению ЦЗО «Россети».

Так, согласно пп. «к» п-8.1.1 Положения о закупках ПАО «ТРК» проведение переторжки является обязательной, если это предусмотрено в закупочной документации.

В Закупочной документации в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» (п. 7, п.п.2) указано, что Переторжка — не обязательный этап, проводится по решению Закупочной комиссии.

В п.8 Протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре №32312309810 от 08.06.2023 имеется информация о проведении процедуры переторжки в очной форме в соответствии с п. 7 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Закупочной документации, т.е. по решению Закупочной комиссии.

Комиссия Томского УФАС России, изучив Положение о закупке, положения Документации, заслушав пояснения представителя Заказчика и Заявителя, приходит к выводу, что действия Заказчика, объявившего процедуру проведения переторжки не противоречат требованиям Закона о закупках, Положению о закупке и Документации, кроме этого, проведение переторжки не является обязательным этапом Заказчика, так как Заказчик вправе на свое усмотрение принять решение о проведении процедуры переторжки или отказе от нее.

Согласно довода Заявителя о неправомерном допуске заявку ООО «СИБСТРОЙЭКСПЕРТ» Заказчик пояснил, что во избежание нарушений прав и законных интересов других участников, а также на основании п. 5.6.6 Закупочной документации, если до заключения договора по результатам закупки будет выявлено, что Закупочная комиссия при проведении закупки допустила нарушение норм действующего законодательства, Стандарта и/или документации о закупке, повлекшие необоснованное решение о выборе победителя закупки (единственного участника закупки, соответствующего требованиям документации о закупке) Закупочная комиссия обязана отменить ранее принятые решения и провести процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок повторно с учетом выявленных нарушений., Закупочной комиссией принято решение провести уточнение у участника с порядковым номером № 1 (ООО «СИБСТРОИЭКСПЕРТ») на предмет соответствия его финансового состояния.

Данный участник в составе заявки предоставил только копии годовой бухгалтерской отчетности за 2022 год. В процессе уточнения информации данный участник предоставил копии годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год, сформированной в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, с подтверждением сдачи такой отчетности в налоговый орган.

В связи с предоставленными документами участнику с порядковым номером 1 (ООО «СИБСТРОИЭКСПЕРТ») присвоено 10 баллов по критерию «Соответствие финансового состояния участника» и данный участник по решению Закупочной комиссии получил статус допуска (допущен для дальнейшего рассмотрения).

В связи с отменой ранее принятого решения и проведением процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок повторно с учетом выявленных нарушений, Закупочная Комиссия 08.06.2023 рассмотрела заявки на участие в конкурсе в электронной форме (№32312309810) и приняла решение допустить участника с номером 1 к участию.

Комиссия Томского УФАС России на заседании установила, что согласно пункта 5.4 Документации в рамках рассмотрения заявок закупочная комиссия вправе направить участнику закупки запрос на разъяснение положений заявки участника, с указанием срока его выполнения, при этом, не допускаются запросы или требования о представлении участником недостающих документов. Не принимаются к рассмотрению документы и сведения, направленные участником в ходе исполнения запроса, которые изменяют существо заявки участника включая изменение коммерческих условий заявки (цены, валюты, сроков и условий поставки, графика поставки или платежа, иных коммерческих условий).

В связи с вышеизложенным, в процессе уточнения информации ООО «СИБСТРОИЭКСПЕРТ» предоставил копии годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год, комиссия Заказчика при повторном рассмотрении заявок присвоено 10 баллов по критерию «Соответствие финансового состояния участника» и допустила до дальнейшего участия.

Исходя из изложенного, заявки участников должны были рассматриваться Заказчиком с учетом тех документов, которые были представлены участниками в регламентированные Закупочной документации сроки, кроме этого, пунктом 5.4 Документации указано о непринятие к рассмотрению документов и сведений, направленные участником в ходе исполнения запроса, которые изменяют существо заявки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной в части истребования дополнительных документов у ООО «СИБСТРОИЭКСПЕРТ».

На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать ПАО «ТРК» предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу «ЮгЭнергоИнжиниринг» (вх.4715-ЭП/23 от 09.06.2023) на действия (бездействие) закупочной комиссии Заказчика – ПАО «ТРК» при проведении конкурса в электронной форме «Услуги по проведению технологического и ценового аудита отчетов о ходе реализации инвестиционной программы для нужд ПАО «ТРК»» (извещение № 32312309810) обоснованной в части истребования дополнительных документов у ООО «СИБСТРОИЭКСПЕРТ».

  2. В действиях закупочной комиссии Заказчика выявлено нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать предписание об устранение выявленных нарушений.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

2023-4963

 

 

Связанные организации

ООО "ЮгЭнергоИнжиниринг"
ИНН 2308129770, ОГРН 1072308003976
АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ПАО «ТРК»
ИНН 7017114672, ОГРН 1057000127931