Решение №ВА/1516/23 Решение 070/07/3-228/2023 от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение 070/07/3-228/2023

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-228/2022

16.03.2023 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело № 070/07/3-228/2022, возбужденное по жалобе ООО ЧОФ «Воин» (вх. 1878-ЭП/23 от 09.03.2023) (далее - Заявитель) на действия (бездействие) конкурсной комиссии Заказчика - Томское городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-Троллейбусное Управление» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охраны объектов ТГУМП «ТТУ»» (извещение №32312119834), при участии представителя Заказчика – Лавреновой А.В. (доверенность от 14.03.2023), при участии посредством ВКС представителя Общества – Санжаровского А.И. (доверенность №8 от 01.05.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО ЧОФ «Воин» направило в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика - Томское городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-Троллейбусное Управление» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охраны объектов ТГУМП «ТТУ»» (извещение №32312119834).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями конкурсной комиссии Заказчика, а именно: при оценке заявки ООО ЧОФ «Воин» по неценовым критериям конкурсная комиссия признала заявку ООО ЧОФ «Воин» не соответствующей требованиям документации электронной закупки.

Заказчик в письменных пояснениях (вх. №2074/23-ЭП от 15.03.2023) (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу не обоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32312119834), размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 15.02.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 37 486 568,00 руб.

На участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, все соответствуют требованиям конкурсной документации.

Дата начала срока подачи заявок - 15.02.2023 00:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 03.03.2023 11:00.

Объект закупки - Оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охраны объектов ТГУМП «ТТУ».

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон 223-ФЗ) под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положение о закупках товаров, работ, услуг ТГУМП ТТУ, версия 22 от 15.11.2022. Положение о закупках Заказчиком размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15.11.2022.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Следуя части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункта 24 Конкурсной документации, вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 статьи 3.4. Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 ст. Закона о закупках. Исчерпывающий перечень документов заявки указан в п. 18.2 Извещения.

В соответствии с пунктом 25 Конкурсной документации, для оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются следующие критерии оценки:

1) «Цена договора» - 50 % (Коэффициент значимости - 0.50).

2) Нестоимостные критерии:

«Квалификация участников закупки» - 50 % (Коэффициент значимости - 0.50), в том числе:

2.1. Опыт оказания услуг Наличие подтвержденного опыта успешного оказания услуг физической охраны, услуг пультовой охраны, услуг охраны ГБР (групп быстрого реагирования) за 2019-2022 гг. на общую сумму не менее чем на 37 000 000 рублей. Сумма одного из исполненных договоров должна составлять не менее 20% от НМЦД. 10% (Коэффициент значимости 0,1);

2.2. Документальное подтверждение соответствия участника ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования». 40% (Коэффициент значимости 0,4).

Согласно пункта 2.7 Положения о закупках, порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки на участие в конкурсе и проверяет, соответствуют ли участники закупки и их заявки требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением и конкурсной документацией.

Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки участников в месте и в день, указанные в документации.

По результатам рассмотрения заявок Комиссия по осуществлению закупок принимает решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе или об отказе в допуске.

Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе оформляются Комиссией в форме протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком конкурсе.

В соответствии с пунктом 2.8 Положения о закупках, Заявки, допущенные к участию в конкурсе, оцениваются и сопоставляются с целью определить заявку, наиболее удовлетворяющую потребностям Заказчика в товаре, работе, услуге, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены конкурсной документацией.

По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности предложений участников. По результатам оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в конкурсе, Комиссия по осуществлению закупок на основании установленных критериев выбирает победителя конкурса, заявке которого присваивается первый номер, а также участника, заявке которого присваивается второй номер. Соответствующее решение оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (итоговый протокол).

Подпунктом «б» части 13 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.

В соответствии с пунктом 14 протокола подведения итогов конкурса №2652207 от 06.03.2023 заявке ООО ЧОФ «Воин» (участник №1) присвоен 2 порядковый номер.

При оценке заявки ООО ЧОФ «Воин» (участник №1) по неценовым критериям, участнику №1 по показателю «Документальное подтверждение соответствия участника ГОСТ Р 59044-2020» присвоено 0 баллов, в связи с непредставлением документов, в результате этого ООО ЧОФ «Воин» заняло 2 место.

Заявитель не согласен с протоколом подведения итогов и считает, что Заказчиком необоснованно требование о наличии у участника закупки сертификата соответствия ГОСТ Р 59044-2020.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что в конкурсной документации Заказчика не установлены обязательные требования либо нестоимостные критерии к месту нахождения юридического лица. По мнению Заказчика, установление критерий в части соответствия положениям ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» является правомерным, поскольку подобные критерий связан с предметом закупки. Согласно технического задания в состав оказываемых услуг входит реагирование Группами быстрого реагирования (ГБР) на сигнал тревоги от Заказчика. В целях обеспечения антитеррористической защиты объекта, охраны общественного порядка, а также недопущения противоправных действий, объекты Заказчика оборудованы техническим средствами охраны.

Комиссией Томского УФАС России было установлено, что согласно пункта 1.1 Раздела 1 «Область применения» указанного ГОСТ, настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных с охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

По смыслу абзаца 1 пункта 1.3 ГОСТ, требования настоящего стандарта предназначены для применения заказчиками охранных услуг, а также частными охранными организациями, оказывающими услуги, связанные с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон о стандартизации), стандартизация в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе добровольности применения документов по стандартизации.

Согласно пункта 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 4 Закона о стандартизации, пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 10 Закона о закупках, Заказчику для наиболее полного удовлетворения собственных потребностей, руководствуясь императивными положениями законодательства о закупках, а также принципом добровольности сертификации, вправе самостоятельно решать вопрос об установлении в требованиях к услугам по физической охране требований о соответствии таких услуг государственным стандартам Российской Федерации, в том числе ГОСТ Р 59044-2020 «Оказание охранных услуг, связанных с принятием мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны».

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме этого, Комиссия Томского УФАС России отмечает, что при отсутствии подтверждения соответствия участника ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» условий участник получает 0 баллов. При этом заявка участника не подлежит отклонению и участвует в подсчете итоговых баллов.

Также необходимо учесть, что документальное подтверждение соответствия участника ГОСТ Р 59044-2020 не являются критериями допуска к участию в закупке, а являются критерием оценки заявок, в связи с чем установление данного критерии оценки не ведет к сужению круга участников.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушений Закона о закупках не выявлено.

Жалоба не обоснована.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО ЧОФ «Воин» на действия (бездействие) конкурсной комиссии Заказчика - Томское городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-Троллейбусное Управление» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охраны объектов ТГУМП «ТТУ»» (извещение №32312119834) не обоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-1931

 

 

Связанные организации

ТГУМП «ТТУ»
ИНН 7017000114, ОГРН 1027000870192
ООО ЧОФ "Воин"
ИНН 7017032437, ОГРН 1027000884569
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666