Решение б/н решение по делу от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                   

Ответчик:

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»

634050 г. Томск пр. Комсомольский 66, Заявитель:

ООО «Сорнет»

634049, г. Томск ул. Ивана Черных 20

ООО «Сервис-Плюс»

34570, Томский р-н, с. Богашёво, ул. Новостройка 1А

П. Е.В.

634570, Томский р-н, с. Богашёво,

Заинтересованные лица:

ООО «ЕА-Систем»

634028 Томск ул. Тимакова 8 -14

ООО «АБФ-Логистик»

634061 Томск пер. Нечевский 21/1

Лицо, располагающее сведениями:

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

634041, г. Томск, пр. Кирова, 14

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-10/201-19 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» сентября 2020 г.                    г. Томск

В полном объеме решение изготовлено «05» октября 2020 г.   

 

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

председателя Комиссии -  Ш. В.И. –руководителя управления;

членов Комиссии: Р. Л.М. – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, В. Т.Н. – ведущего специалиста-эксперта Томского УФАС России, С. Е.А. – специалиста-эксперта Томского УФАС России, при участии  представителей УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Г. Т.В. по доверенности № 28 от 31.01.2020, представителя ООО «Сорнет» С. А.И. по доверенности б/н от 02.08.2019, ООО «Сервис-Плюс» Т. А.Е. по доверенности б/н от 01.03.2020, рассмотрев  дело № 02-10/201-19, возбужденное в отношении унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство г. Томска» (634050 г. Томск пр. Комсомольский 66, ОГРН 1027000880323, ИНН/КПП 7017001968/701701001) по признакам нарушения ч. 1 ст. 17  Федерального закона  от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступили жалобы П. Е.В. вх. № 9734 от 25.11.2019, ООО «Сервис-Плюс» вх. №  9735, 9736, 9737 от 25.22.2019 г., П. Е.В. вх. № 9922 от 29.11.2019 (из Прокуратуры г. Томска), ООО «Сервис-Плюс» вх. № 9921 от 29.11.2019 (из Прокуратуры г. Томска), ООО «Сорнет» вх. № 10540 от 20.12.2019, вх. № 9959, 9960, 9961 от 02.12.2019, ООО «Сорнет» вх. № 10253 от 10.12.2019 (из Прокуратуры Советского района г. Томска), содержащие указание на признаки нарушения унитарным муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее - Заказчик, УМП «Спецавтохозяйство») Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении закупок в виде электронного аукциона по оказанию услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории 7 зоны деятельности регионального оператора (извещения № 0565300000219000011, 0565300000219000012, 0565300000219000013). Заявители в жалобах сообщают, что Заказчик ограничил конкуренцию, искусственно и необоснованно укрупнив лоты закупок, объединив в одном лоте оказание услуг на территории г. Томска и Томского района, а также не выставив на аукцион услуги по транспортированию ТКО на территориях Октябрьского и Советского районов г. Томска, нарушив тем самым действующее законодательство. По результатам анализа представленных материалов приказом № 172 от 25.12.2019 г. Томским УФАС России возбуждено дело № 02-10/201-19, определением от 10.01.2020 г. № АУ/13 дело назначено к рассмотрению.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «Сервис-Плюс» позицию, изложенную в жалобах, поддержали, указав, что формирование лотов не позволяет просчитать транспортную логистику и затраты исполнителя по сбору и транспортировке ТКО, так как территории Ленинского и Кировского районов – это территории с компактным расположением мест накопления ТКО, а на территории Томского района места накопления ТКО значительно удалены друг от друга. Территории районов г. Томска должны быть разделены на три лота и отыграны на торгах, а транспортирование ТКО на территории Томского района должно осуществлять УМП «Спецавтохозяйство г. Томска». Кроме того, для подачи заявок на укрупнённые лоты требуется значительные суммы для обеспечения заявки и обеспечения исполнения договоров. Исходя из толкования Правил № 1133, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» должно было выставить на аукционы всю территорию г. Томска, разбив её не менее чем на три лота.

Представитель ООО «Сорнет» пояснил, что согласно Территориальной схеме, на территории Томской области образуется 633380,45 тонн ТКО, на территории г. Томска – 382695,41 тонн, 40419,46 тонн в Томском районе. Торги региональным оператором проведены в отношении 121898 тонн, что составляет 28,8 %  массы ТКО в седьмой зоне, следовательно, региональным оператором нарушено законодательство при формировании лотов и проведении аукционов.

Представители заявителей утверждали, что начальная (максимальная) цена договоров, установленная региональным оператором по рассматриваемым закупкам, является убыточной, необоснованной, не позволяющей исполнителю по договору получить прибыль. В подтверждение своей позиции заявители предоставили соответствующие расчёты. 

Представитель ответчика с доводами заявителей не согласился, представил письменные возражения, пояснив, что для определения территорий, которые необходимо разделить на лоты, была использована информация о массе отходов исходя из количества мусоросборников, заключённых с потребителями услуг (организациями и гражданами) договоров, информации с полигонов о фактически поступившей массе ТКО за период с июля по декабрь 2019 г., эта масса была разделена пополам и в отношении половины массы ТКО проведены аукционы. Показатели массы ТКО, указанные в Территориальной схеме, региональным оператором при формировании лотов не использовались, так как эти показатели недостоверны, значительно превышают массу действительно образующихся ТКО. Согласно фактическим данным, на полигоны принято 243415,08 тонн ТКО в год, на торги было выставлено 121598,4 тонны, что и составляет 50 % от массы ТКО в седьмой зоне. Начальная (максимальная) цена договоров, установленная региональным оператором по рассматриваемым закупкам, является обоснованной, позволяющей исполнителям покрывать расходы на исполнение договоров и получать при этом прибыль. По мнению ответчика, вся территория г. Томска не могла быть выставлена на торги, так как региональный оператор также имеет право осуществлять транспортировку ТКО, кроме того, на торги надлежит выставить территории, на которых образуется половина всей массы ТКО, образованной в зоне деятельности регионального оператора (50% ТКО по массе), что и было сделано ответчиком. На территориях Советского и Октябрьского районов г. Томска УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» осуществляет транспортировку ТКО самостоятельно, так как на этих территориях образуется половина (50%) ТКО по массе ТКО, образующейся в седьмой зоне деятельности.

Представитель заинтересованных лиц с доводами заявителей не согласились, представили письменные возражения, пояснив, что ООО «ЕА систем» оказывает услуги по заключённому контракту собственными силами, без привлечения сторонних организаций, ООО «АБФ логистик» оказывает услуги по заключённым контрактам как самостоятельно, так и с привлечением подрядных организаций. Начальная (максимальная) цена договоров, установленная региональным оператором, не является убыточной, позволяет исполнителям покрыть понесённые затраты и при этом получить прибыль. В обоснование позиции предоставлены соответствующие расчёты.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 02-10/201-19 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу об отсутствии в действиях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» признаков нарушения ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон 135-ФЗ). При этом Комиссия Томского УФАС России исходит из следующего.

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории 7 зоны деятельности регионального оператора в Томской области - между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018 г. (далее – Соглашение по обращению с ТКО).

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» 15.11.2019 г. разместило на сайте ЕИС http://zakupki.gov.ru извещения о проведении электронных аукционов для торгов по обращению с твердыми коммунальными отходами «Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на  территории 7 зоны деятельности регионального оператора» (извещения № 0565300000219000011, 0565300000219000012, 0565300000219000013).

Извещение № 0565300000219000011:

Начальная (максимальная) цена контракта - 155 054 142,89;

Размер обеспечения заявки - 3 876 353,57 руб.;

Размер обеспечения исполнения контракта         15 505 414,29 руб.;

Место оказания услуг (согласно п. 2.1 Технического задания Документации об электронном аукционе): Включает территорию Кировского района г. Томска, населенные пункты Томского района д. Новостройка, с. Коларово, п. Синий Утес, с. Батурино, д. Казанка, с. Вершинино, с. Яр, п. Басандайка, п. Аэропорт, с. Богашево, с. Лучаново, д. Некрасово, с. Петухово, п. Ключи, д. Б.Протопопово, д. М.Протопопово, д. Трубачево, с. Межениновка, п. Мирный, Жд 41 км, д. Аксеново, д. Белоусово, д. Магадаево, д. Сухарево, п. Госсортоучасток, жд Каштак, д. Овражное, п. Ягодное, д. Просекино, д. Писарево, п. Смена, д. Плотниково, д. Позднеево, с. Калтай, д. Кандинка, с. Курлек, д. Кисловка, с. Кафтанчиково, с. Тахтамышево, д. Черная Речка, д. Березовая речка, д. Госконюшня, д. Барабинка, д. Головина, п. Зональная станция.

Извещение № 0565300000219000012:

Начальная (максимальная) цена контракта - 69 023 010,88;

Размер обеспечения заявки - 1 725 575,27 руб.;

Размер обеспечения исполнения контракта - 6 902 301,09 руб.;

Место оказания услуг (согласно п. 2.1 Технического задания Документации об электронном аукционе): Включает территорию Ленинского района г.Томска, ограниченную с запада улицами Смирнова, Чекистский тракт, Большая Подгорная, Дальне-Ключевская – нечетная сторона, и населенные пункты Томского района: д. Ольговка, д. Москали, с. Октябрьское, п. Копылово, п. Рассвет, с. Итатка, п. Заречный, с. Малиновка, п. Молодежный, с. Александровское, д. Николаевка, д. Конинино, д. Кусково, жд. 104 км, с. Томское, д. Милоновка, п. Заречный, д. Ущерб, д. Халдеево, д. Подломск, с. Турунтаево, д. Спасо-Яйское, с. Новоархангельское, c. Корнилово, д. Малая Михайловка, с. Семилужки, д. Новомихайловка, с. Сухоречье, д. Лязгино, д. Воронино, Горьковка, с. Новорождественское, д. Мазалово, д. Романовка, д. Суетиловка, д. Перовка, д. Бодажково, д. Омутное, д. Сафроново, д. Аркашево, с. Наумовка, д. Надежда, д. Михайловка, д. Бобровка, д. Георгиевка, с. Петропавловка.

Извещение № 0565300000219000013:

Начальная (максимальная) цена контракта - 58 920 018,53 руб.;

Участник закупки должен являться субъектом малого или среднего предпринимательства в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в связи с проведением закупки в соответствии с абзацем 3 пункта 9 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133).

Размер обеспечения заявки - 589 200,19 руб.;

Размер обеспечения исполнения контракта - 5 892 001,85 руб.;

Место оказания услуг (согласно п. 2.1 Технического задания Документации об электронном аукционе): включает территорию Ленинского района г.Томска, ограниченную с востока  Чекистским трактом, ул. Смирнова, ул. Большая Подгорная, ул. Дальне-Ключевская –четная сторона, и населенные пункты Томского района: п. 86 Квартал, с. Зоркальцево, с. Нелюбино, д. Борики, д. Петрово, д. Поросино, д. Петровский участок, д. Кудринский Участок, с. Моряковский Затон, д. Козюлино, с. Рыбалово, д. Чернышевка, с. Половинка, д. Березкино, д. Губино, д. Карбышево, д. Поздняково, д. Нагорный Иштан, д. Лаврово, д. Верхнее Сеченово, д. Коломино, п. Кайдаловка, д. Быково, д. Попадейкино.

Для обеспечения заявок денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками электронного аукциона на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Способ обеспечения исполнения контрактов, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона. Банковское сопровождение не требуется.

Согласно протоколам от 25.11.2019 г. указанные аукционы в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ признаны несостоявшимися - на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронных аукционах на каждую из закупок была подана единственная заявка.

На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе извещение № 0565300000219000011, в соответствии с ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ контракт заключён с единственным участником – обществом с ограниченной ответственностью «ЕА Систем» (ИНН         7017334653), цена контракта составила 155 054 142,89  руб, т.е. контракт заключён по максимально возможной цене.

На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе извещение № 0565300000219000012, в соответствии с ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ контракт заключён с единственным участником – обществом с ограниченной ответственностью «АБФ-Логистик» (ИНН 7017332381), цена контракта составила 69 023 010,88 руб, т.е. контракт заключён по максимально возможной цене.

На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе извещение № 0565300000219000013, в соответствии с ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ контракт заключён с единственным участником - обществом с ограниченной ответственностью «АБФ Логистик» (ИНН 7017332381), цена контракта составила 58 920 018,53 руб, т.е. контракт заключён по максимально возможной цене.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) в ст. 1 содержит следующие понятия:

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно ч. 7 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На момент проведения рассматриваемых закупок в Томской области действовала Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Томской области, утвержденная Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 29.07.2019 N 107 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Томской области" в редакции № 1 от 29.07.2019 г. (далее – Территориальная схема).

Согласно Территориальной схеме (раздел «Заключение») настоящая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, формирует систему обращения с отходами на территории Томской области и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области.

Согласно разделу 2 Соглашения по обращению с ТКО, территории деятельности регионального оператора седьмой зоны включает в себя Томский район (включающий в себя Богашёвское, Воронинское, Заречное, Зональненское, Зоркальцевское, Калтайское, Копыловское, Корниловское, Малиновское, Межениновское, Мирненское, Моряковское, Наумовское, Новорождественское, Октябрьское, Рыбаловское, Спасское, Турунтаевское, Итатское сельские поселения) и городской округ «Город Томск» (включающий в себя г. Томск, с. Дзержинское, д. Киргизка, жд Копылово, д. Лоскутово, п. Светлый, с. Тимирязевское, д. Эушта).

Таким образом, в Территориальной схеме и Соглашении по обращению с ТКО указаны территории, входящие в седьмую зону деятельности регионального оператора, под территорией подразумевается территория муниципальных районов или городских округов, указанных в Территориальной схеме, Соглашении по обращению с ТКО в качестве зоны деятельности регионального оператора, а именно территория Томского района и г. Томска.

Приложение № 1 к Территориальной схеме содержит сводную информацию по источникам образования ТКО с разбивкой по муниципальным образованиям и населённым пунктам и указанием на общее количество образующихся в населённых пунктах и муниципальных образованиях ТКО по массе и объёму:

На территории «Городской округ Томск» образуется 382696,03 тонн ТКО.

На территории Томского района образуется 40422,34 тонн ТКО.

Всего на территории 7 зоны образуется 423118,37 тонн ТКО.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" (далее – Правила № 1133) цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Согласно Территориальной схемы, на территории 7 зоны образуется более 30 % ТКО, образующихся на территории Томской области, следовательно, цены на услуги по транспортированию ТКО для УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» должны формироваться по результатам торгов.

Постановлением N 1133 определены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.

Согласно п. 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно п. 8 Правил № 1133 организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Согласно п. 9 Правил № 1133 услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории). Организатор аукциона вправе выделять в отдельные лоты услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов отдельных видов (классов опасности), образующихся на определенной территории в зоне деятельности организатора аукциона. В отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Торги в форме электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию ТКО проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), с исключениями, указанными в п. 5 Правил № 1133.

Согласно ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Томским УФАС России подготовлен краткий отчёт (обзор) по результатам анализа состояния конкуренции на электронном аукционе на оказание услуг по транспортировке ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора. По результатам анализа состояния конкуренции Томским УФАС России сделан вывод о том, что на момент проведения рассматриваемых Комиссией аукционов существовали предприятия, имевшие потенциальную возможность принять участие в аукционах.

В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности  в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Данная статья устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договоров посредством конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что указанные в статье способы заключения договора являются конкурентными, то есть выбор контрагента осуществляется в соответствии с законодательными требованиями к заказчикам и организаторам  этих процедур.

В соответствии с п. 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом достаточно доказать возможность наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в результате действий заказчика, организатора конкурсных процедур, предпосылки создания преимущественных условий участнику конкурсных процедур.

По информации, предоставленной УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», фактически на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора образуется 243415,08 тонн ТКО в год, на торги было выставлено 121598,4 тонны, что  составляет 50 % от массы ТКО в седьмой зоне.

По мнению заявителей (ООО «Сорнет», ООО «Сервис-Плюс»), УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» должно было руководствоваться информацией о массе ТКО в седьмой зоне, указанной в Территориальной схеме, согласно которой всего на территории 7 зоны образуется 423118,37 тонн ТКО. Региональный оператор обязан был, руководствуясь Территориальной схемой, объявить торги в отношении не менее 50 % от 423118,37 тонн ТКО. Однако этого сделано не было, торги проведены в отношении менее чем 50 % от 423118,37 тонн ТКО. Региональный оператор, формируя лоты, должен был придерживаться территориальным признаком, то есть объявлять торги в отношении отдельных районов в г. Томске, а не объединять их с частями территорий Томского района.

Комиссия Томского УФАС России оценивает указанные доводы заявителей с точки зрения влияния такого формирования лотов на конкуренцию, в связи с чем комиссия отмечает, что выставление на торги большей массы ТКО привело бы к увеличению начальной (максимальной) цены контрактов, увеличению суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения договоров и, следовательно, к уменьшению количества потенциальных участников торгов. По мнению комиссии Томского УФАС России тот факт, что региональный оператор при определении массы ТКО, которую необходимо выставить на торги, руководствовался информацией о фактическом поступлении ТКО на полигон, количестве и объёме мусоросборников, расположенных на территории 7 зоны, а также информацией о заключённых договорах на обращение с ТКО, не привёл к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, не создал преимущественных условий отдельному участнику конкурсных процедур. Относительно доводов заявителей о недопустимости объединения в одном лоте районов г. Томска (или их частей) с частями территории Томского района комиссия отмечает следующее: согласно письму ФАС России от 09.07.2020 г. № ВК/57903/20 под территорией следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населённых пунктов в муниципальном образовании с учётом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона. Таким образом, региональный оператор не обязан проводить торги в отношении каждого муниципального образования. Учитывая, что Правилами № 1133 императивно не установлено требование проводить торги в отношении каждого муниципального образования, объединение нескольких таких образований в один лот не является нарушением антимонопольного законодательства.

Комиссия, изучив территории, входящие в аукционы извещение № 0565300000219000011, 0565300000219000012, 0565300000219000013 приходит к выводу о том, что местом оказания услуг по аукционам являются смежные, находящиеся вблизи друг от друга территории.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в письменных пояснениях сообщил, что позиция Департамента заключается в следующем: региональный оператор должен передать не менее 50% объёма услуг по сбору и транспортированию ТКО от общего объёма таких услуг в своей зоне деятельности, вне зависимости от вхождения территорий, на которых оказываются услуги, в границы муниципальных образований.

Согласно документации к аукционам, пояснениям регионального оператора, начальная максимальная цена за одну тонну установлена по итогам рассмотрения коммерческих предложений и составила 2327,31 рублей. ООО «Сорнет», ООО «Сервис-Плюс» утверждают, что цена транспортировки 1 тонны ТКО, определённая УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в рассматриваемых аукционах, является заниженной, необоснованной, невыгодной для потенциальных исполнителей, в результате этого заявители не смогли участвовать в торгах, заведомо зная о невозможности получения прибыли по итогам выполнения работ. В подтверждение позиций заявителями предоставлены расчёты.

По запросу Томского УФАС России Департамент тарифного регулирования Томской области в рамках своей компетенции рассмотрел калькуляции на сбор и транспортирование 1 тонны твёрдых коммунальных отходов, представленные лицами, участвующими в деле (ООО «Сервис-плюс», ООО «Сорнет», ООО «АБФ Логистик», ООО «ЕА-Систем», УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»). На основании анализа представленных калькуляций Департаментом сделан вывод о том, что утверждения об убыточности начальной (максимальной) цены проведённых УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» закупок являются необоснованными, цена закупок не является невыгодной.

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что само по себе утверждение заявителей о невыгодности для них установленной начальной максимальной цены закупок не свидетельствует об ограничении конкуренции со стороны УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с учётом наличия коммерческих предложений иных хозяйствующих субъектов, на основе которых была сформирована начальная цена аукционов, отсутствия доказательств формирования начальной максимальной цены аукционов под конкретного хозяйствующего субъекта с целью исключения участия в торгах иных лиц.

Заявителями не доказано, что действия УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по формированию лотов к рассматриваемым закупкам привели к необоснованному сокращению количества потенциальных участников торгов. Материалами дела не подтверждается, что лоты по закупкам сформированы для обеспечения участия в торгах единственного лица, с целью исключения участия иных хозяйствующих субъектов. Не доказано, что начальная (максимальная) цена договора, а также территории, входящие в состав лотов, не позволили заявителям участвовать в торгах.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что  рассматриваемые комиссией действия УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по формированию лотов, определению начальной (максимальной) цены договоров не создают преимущественных условий участнику (участникам) закупок, не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении рассматриваемых закупок.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 02-10/201-19 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность  имеющихся доказательств,  оценив доводы лиц,  участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу об отсутствии в действиях УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» нарушения ч. 1 ст.17 Федерального закона  «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ст. 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 02-10/201-19 в отношении УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» прекратить в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

В.И. Ш.

Члены Комиссии:

 

 

 

Л.М. Р.

 

 

 

 

Т.Н. В.

 

 

 

 

 

Е.А. С.

 

 

                                                                            

 

 

                                                                                          

 

 

                                                                                                                          

 

 

  

 

 

 

 

 

        

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны