Решение №ИК/1189/24 Решение по делу №070/07/3-120/2024 от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-120/2024

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-120/2024

22.02.2024 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело № 070/07/3-120/2024, возбужденное по жалобе ООО СППБ «Крастек» (вх.№ 1177-ЭП/24 от 13.02.2024) на действия ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» (далее – Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), и техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг»» (извещение №32413261804; закупка №2984839, размещенная на сайте РТС-тендер),

при участии посредством ВКС представителей Заказчика – Куковякина А.А. (доверенность №27 от 19.02.2024), Грибовой Е.А. (доверенность №28 от 19.02.2024), при участии представителей Заявителя – Глотовой М.В. (доверенность №8 от 09.01.2024), Загирова Д.И. (доверенность №7 от 09.01.2024),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.02.2024 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия (бездействие) Заказчика ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» (далее – Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), и техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг»» (извещение №32413261804).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: Заказчиком в Техническом задании установлены незаконные требования:

  1. В Техническом задании не содержатся типовые регламенты и графики проведения технического задания и проекта производства работ, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности для проведения ТО и ППР.

  2. В п.5.5 Технического задания установлены необоснованные сроки выполнения работ.

  3. Пунктом 3.1 Технического задания предусмотрено проведение работ по краткосрочному демонтажу и последующему восстановительному монтажу систем и (или) их компонентов в случае проведения текущего ремонта помещений или ремонта смежных систем, однако в Техническом задании отсутствует планы и сроки проведения ремонта помещений или ремонта смежных систем, а также отсутствует обоснование сметы проведения работ.

  4. Пункт 3.4 Технического задания содержит требование к круглосуточному контролю за исправностью пожарной сигнализации, взаимодействующей с прибором объектовым оконченным.

  5. Создание программно-аппаратный комплекс типа Okdesk или аналога.

  6. Требование о круглосуточной дежурной диспетчерской службы с наличием городского телефона.

  7. Пункт 4.13 Технического задания содержит требование – ликвидацию последствий воздействия на системы неблагоприятных климатических, производственных и иных условий.

Извещение о проведении аукциона, размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 08.02.2024.

На момент рассмотрения жалобы Договор не заключен.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича», версия 24 от 28.02.2023 (далее - Положение о закупке).

На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу п.1 ч. ст.6.1. Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Относительно первого довода о том, что в Техническом задании не содержатся типовые регламенты и графики проведения технического задания и проекта производства работ, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности для проведения ТО и ППР установлено следующее.

Предметом закупки является - Выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), и техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», которые регламентируется ГОСТ Р 59638-2021 Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, ГОСТ Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, ГОСТ Р 59639-2021. СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, ГОСТ Р 59636-2021. УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность.

Согласно пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом, необходимо учитывать, что предоставление регламента технического обслуживания является обязанностью самого Заказчика в силу положений п. 6.4.5 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», предусматривающих, что конкретизированный регламент работ и график их проведения разрабатывает и утверждает руководитель объекта (ответственный за обеспечения пожарной безопасности) с привлечением обслуживающей организации (при необходимости).

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что данное требование установлено Заказчиком необосновано, так как ГОСТ Р 59638-2021 прямо указано на то, что Заказчиком предоставляется регламент работ и график их проведения.

В действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

 

Относительно второго довода о том, что в п.5.5 Технического задания установлены необоснованные сроки выполнения работ. Комиссия данный довод признает необоснованным в силу следующего.

Пунктом 5.5 Технического задания установлено, что после получения заявки, Участник аукциона обязан обеспечить прибытие квалифицированных специалистов на требуемый объект для устранения неисправностей или расследования и устранения причин ложных срабатываний пожарной автоматики, в течение не более 2-х часов с момента получения заявки, после совершения телефонного звонка от представителя Заказчика и не более 1-ого часа в случае, который может повлечь за собой нанесение большого материального ущерба (порча материальных ценностей и т. п.), гибель людей.

Согласно пункта 6.8 Технического задания не прибытие квалифицированных специалистов на объект после получения заявки из журнала, совершения телефонного звонка от представителя Заказчика или получения сообщения в виде SMS, для устранения неисправности, в течение 2-х часов с момента получения заявки и не более 1-ого часа в случае, могущем повлечь за собой нанесение

В силу пункта 6.5.1 ГОСТ Р 59638-2021 и ГОСТ Р 59639-2021 устранение неисправностей должно осуществляться обслуживающей организацией за время не более 24 часов. Допускается время устранения неисправности увеличивать до 72 часов, если наличие единичной неисправности не оказывает влияние на работоспособность системы пожарной сигнализации, то есть система пожарной сигнализации функционирует в полном объеме при наличии неисправности.

Однако, Заказчиком в пункте 5.6 Технического задания установлено, что время восстановления работоспособности «Систем» при выявлении неисправности, не должно превышать 24 часов. В случае возникновения поломок, неустранимых в вышеуказанный срок, Стороны дополнительно согласовывают сроки и условия восстановления, на основании письма в адрес Заказчика с указанием причины невозможности устранения в срок до 24 часов.

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что прибытие квалифицированных специалистов на объект для устранения неисправности в течение 2-х часов с момента получения заявки от Заказчика, при этом в соответствии с пунктом 6.5.1 ГОСТа устранение неисправностей должно осуществляться обслуживающей организацией за время не более 24 часов. Таким образом, Заказчиком установлен срок на устранение неисправностей, не превышающий срок, установленный ГОСТом. Кроме этого, условие о прибытии аварийной бригады в течение 3-х часов после получения заявки от Заказчика не противоречит требованиям законодательства и установлено в соответствии с потребностью Заказчика в целях своевременного устранения неисправностей.

Относительного четвертого довода о том, что в пункте 3.4 Технического задания установлено требование о круглосуточном контроле за исправностью пожарной сигнализации, взаимодействующей с прибором объектовым оконечным является необоснованным, так как:

Из указанного в Техническом задании перечня нормативно-правового не следует, что Исполнитель должен вести круглосуточный контроль за техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт Систем. Техническое обслуживание системы, выполняется через установленные в эксплуатационной документации интервалы времени. п. 6.4.2 ГОСТ Р 59638-2021 ТО необходимо выполнять согласно типовому регламенту, приведенному в таблице 1.

Приказом МЧС России № 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности. К ним относятся лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Вместе с тем пунктом 4 Правил противопожарного режима, руководитель вправе назначить лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара.

Пунктом 56 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 установлено, что руководитель организации обеспечивает наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты.

Коме этого, пунктом 6.1.2 ГОСТ Р 59638-2021 установлено, что при эксплуатации СПС необходимо использовать приведенные ниже уровни доступа.

Уровень доступа 1 (для дежурного персонала). На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

- контроль (визуальный и звуковой) состояний и режимов работы прибора, просмотр всех актуальных на текущий момент времени сообщений, с доступом к архиву событий, без возможности его изменения;

- тестирование оптической индикации, буквенно-цифрового дисплея и встроенной звуковой сигнализации;

- отключение звука встроенного звукового сигнализатора.

Данные функции достаточны для своевременного реагирования дежурного персонала (охраны объекта) в случаи с работки СПС, СОУЭ и СПТ, после своевременного реагирования и сообщение обслуживающему персоналу, Исполнитель в установленном временном интервале принимает меры для устранения неисправности.

 

Уровень доступа 2 предназначен для принятия мер по поступившим событиям и предназначен для ответственного за обеспечение пожарной безопасности объекта. На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

- выполнение функций, доступных на уровне 1;

- сброс и/или переключение между отдельными состояниями и режимами работы;

- пуск (активация) и останов (деактивация) исполнительных устройств;

- временное отключение и включение отдельных линий связи и устройств.

Уровень доступа 3 предназначен для осуществления технического обслуживания, а также программирования и настройки (для обслуживающих организаций). На данном уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

- осуществление функций, доступных на уровнях 1 и 2;

- считывание параметров;

- изменение параметров конфигурации.

Уровень доступа 4 предназначен для сервисного обслуживания, авторизованного производителем. На четвертом уровне доступа возможно выполнение следующих функций:

- осуществление функций, доступных на уровнях 1 - 3;

- обновление или изменение программного обеспечения;

- ремонт, не требующий возврата технического средства на предприятие-изготовитель.

Допускается отсутствие отдельных уровней доступа только в том случае, если в СПС отсутствуют все функции, предусмотренные для данного уровня доступа.

Исходя из смысла указанных норм круглосуточный контроль за исправностью пожарной сигнализации на объекте защиты должно быть организованно своими силами - ответственным за пожарную безопасность персоналом санатория назначенных внутренним приказом, а лицензированная организация выполняет обслуживание и ремонт систем установленного оборудования, в данном случае - пожарной защиты, и не является штатным работником объекта защиты.

Круглосуточный контроль за исправностью пожарной сигнализации на объекте, ничем не обоснованно и никак не относится к оказываемой услуге.

Данный довод обоснован, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

 

Относительного пятого довода о том, что Заказчиком в пункте 4.2 Технического задания установлено необоснованное требование к участнику закупки - У Участника аукциона должен быть создан программно-аппаратный комплекс типа Okdesk или аналог, который обеспечивает 100% автоматизацию поддержки клиента и учета исполнения заявок.

Комиссия данный довод признает обоснованным, в связи с тем, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один лот технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, услуг, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, так как.

Подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами, установленными частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением закупок несовместимых товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Параметры эквивалентности Заказчиком не установлены.

В силу п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Извещению объектом закупки является «Выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), и техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В соответствие с пунктом 1.3 проекта Договора Подрядчик выполняет работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием следующих видов работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

Таким образом, предметом закупки не предусмотрена поставка программно-аппаратного комплекс типа Okdesk или аналога. Требование о наличии созданного программно-аппаратного комплекс типа Okdesk или аналога фактически является требованием поставки товара с конкретным товарным знаком без указания параметров эквивалентности, что ставит в неравное положение участников закупки обладающих такой программой и не обладающих ею. Поставка программно-аппаратного комплекса не является предметом закупки, поскольку в состав начальной цены договора не закладывалась стоимость ее поставки.

 

Относительно шестого довода о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о круглосуточной дежурной диспетчерской службы с наличием городского телефона, Комиссия признает данный довод обоснованным в силу следующего.

В соответствии с 4.9 Технического задания все виды работ должны выполняться штатным персоналом Подрядчика. Возможность субподряда не предусматривается.

В пункте 4.3 Технического задания Заказчиком усыновлено требование к участнику закупки - У Участника аукциона должна быть создана круглосуточная дежурная диспетчерская служба с наличием городского телефона.

Согласно пункта 6.3.2 ГОСТ Р 59638-2021 установлено, что в процессе эксплуатации СПС дежурный персонал должен осуществлять контроль технического состояния СПС и документировать все поступающие извещения СПС с точностью до ЗКПС или до конкретного технического средства с указанием даты и времени поступления сигналов в журнале регистрации извещений. Допускается запись (в том числе в автоматическом режиме) указанных извещений с помощью принтера событий, в базах данных и электронных журналах при обеспечении возможности обращения к архивным записям не менее одного года. При использовании электронных журналов (баз данных) доступ к функциям очистки должен быть ограничен уровнем доступа 4.

В соответствие с пунктом 6.3.3 ГОСТ Р 59638-2021 при эксплуатации СПС должно быть обеспечено информирование ответственного за эксплуатацию СПС и обслуживающей организации о неисправностях в течение не более 8 ч после их выявления или поступления на ППКП. Информирование о поступлении сигналов «Неисправность» на ППКП может быть осуществлено в автоматическом режиме, при этом должен быть подтвержден прием данных извещений обслуживающей организацией.

В силу пункта 6.5.1 ГОСТ Р 59638-2021 обслуживающая организация должна осуществлять круглосуточный прием заявок о неисправностях и ложных срабатываниях СПС. Конкретный способ приема заявок определяется положением договора об оказании данных услуг. Устранение неисправностей должно осуществляться обслуживающей организацией за время не более 24 ч.

В силу п.1 ч.1 ст. 6.1. Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что данное требование установлено Заказчиком необосновано, так как ГОСТ Р 59638-2021 при оказании данных услуг не предусматривает обязанности лица иметь круглосуточную дежурную диспетчерскую службу с наличием городского телефона, учитывая требование пункта 4.9 Технического задания о выполнении работ лично, данный пункт Технического задания исключает возможность например: привлечения иных лиц обеспечивающих прием заявок, а также возлагает на исполнителя соблюдение условий не предусмотренных требованиями ГОСТ Р 59638-2021, кроме того, пунктом 6.3.3 ГОСТ Р 59638-2021 прямо указано на то, что информация о поступлении сигналов «неисправности» может быть осуществлено в автоматическом режиме. Такие требования ставят в неравное положение лиц обладающих специфической организационно-кадровой структурой в которой включена диспетчерская служба и не обладающих таковой, тогда как такие требования не предусмотрены ГОСТ Р 59638-2021.

 

Относительно третьего и седьмого довода о неправомерном установлении требований в пункте 3.1 Технического задания о проведения работ по краткосрочному демонтажу и последующему восстановительному монтажу систем и (или) их компонентов в случае проведения текущего ремонта помещений или ремонта смежных систем, в силу отсутствия в Техническом задании плана и сроков проведения ремонта помещений или ремонта смежных систем, а также отсутствует обоснование сметы проведения работ, а также пункт 4.13 Технического задания предусматривает ликвидацию последствий воздействия на системы неблагоприятных климатических, производственных и иных условий по мнению Заявителя данный пункт приводи к ограничению конкуренции, следует:

Заказчик на заседании Комиссии Томского УФАС России сообщил, что в корпусах больницы ведется капительный ремонт. В пункте 3.1 Технического задания перечисляются какие виды работ включает в себя Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт, в том числе неплановые работы, сроки и объемы которых можно определить только фактически при возникновении такой потребности. Кроме этого, Техническим заданием предусмотрено обслуживание оборудования систем противопожарной защиты, что предусматривает замену пострадавшего оборудования данных систем. Стоимость по замене технических средств определена в Таблице №1 Технического задания.

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что текущий ремонт системы - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности системы и состоящий в замене и (или) восстановлении ее отдельных частей, а планово-предупредительный ремонт - комплекс организационных и технических мероприятий по техническому обслуживанию, ремонту и контролю, проводимых с целью профилактики через установленное количество часов работы оборудования в определенной последовательности по заранее составленному плану-графику и направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, сопряжений узлов, агрегатов, машин и содержание их в работоспособном состоянии.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), и техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе выполнение работ по текущему ремонту.

Таким образом, данный довод Комиссией Томского УФАС России признается необоснованным.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной в части: Техническое задание не содержит типовые регламенты и графики проведения технического задания и проекта производства работ, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности для проведения ТО и ППР; пункт 3.4 Технического задания содержит требование к круглосуточному контролю за исправностью пожарной сигнализации, взаимодействующей с прибором объектовым оконченным; требование о создание программно-аппаратный комплекс типа Okdesk или аналога; требование о круглосуточной дежурной диспетчерской службы с наличием городского телефона.

При таких обстоятельствах, у Комиссии Томского УФАС России имеются правовые основания для выдачи предписания Заказчику с целью устранения допущенных нарушений.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 4 Закона №223-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО СППБ «Крастек» (вх.№ 1177-ЭП/24 от 13.02.2024) на действия ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» (далее – Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Выполнение работ по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), и техническому обслуживанию объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг»» (извещение №32413261804; закупка №2984839, размещенная на сайте РТС-тендер) обоснованной в части: Техническое задание не содержит типовые регламенты и графики проведения технического задания и проекта производства работ, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности для проведения ТО и ППР; пункт 3.4 Технического задания содержит требование к круглосуточному контролю за исправностью пожарной сигнализации, взаимодействующей с прибором объектовым оконченным; требование о создание программно-аппаратный комплекс типа Okdesk или аналога; требование о круглосуточной дежурной диспетчерской службы с наличием городского телефона.

  2. В действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать предписания для устранения нарушений.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии И.М. Саубанова

 

Члены Комиссии: К.С. Крылова

 

И.З. Гараева

 

 

 

 

 

 

 

2024-1441

 

 

Связанные организации

РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГАУЗ "ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича"
ИНН 7018014649, ОГРН 1027000878640
ООО СППБ «Крастек»
ИНН 7017079481, ОГРН 1037000150164