Решение б/н В Томское УФАС России поступило обращение Администрации Тегу... от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

15

августа

 

2016

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

26 ”

 

августа

 

2016

г.

 

                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии -  Шевченко В.И., - руководитель управления,

членов Комиссии: Панькова С.А., начальника отдела экономического анализа, Бердниковой Т.Н.,  ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  Иванова Р.М.,  специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 02-10/19-16 по признакам нарушения   ООО «Нефтепродукт» (636900, Томская обл., с. Тегульдет, ул. Маяковского, 52) и ИП Щ. п.1 ч.1 ст. 11  Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Томское УФАС России поступило обращение Администрации Тегульдетского района Томской области о том, что  в Тегульдетском районе  хозяйствующие субъекты – ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ., реализующие  нефтепродукты на  автозаправочных станциях, устанавливают одинаковые розничные цены на одну и ту же дату.

 

По    мнению    Администрации    Тегульдетского     района     в      действиях

указанных   хозяйствующих субъектов усматривается  злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке в виде согласованных действий или соглашения при установлении цен на нефтепродукты.  

Приказом    Томского    УФАС   России  от 20.04.2016   № 34  возбуждено дело № 02-10/19-16  по признакам нарушения  ООО «Нефтепродукт» (636900, Томская обл., с. Тегульдет, ул. Маяковского, 52) и ИП Щ. п.1 ч.1 ст. 11.1  Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к  установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с  ч. 1 ст. 8 закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В связи с отсутствием одного из условий, необходимых для квалификации согласованных действий хозяйствующих субъектов, а именно,  действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, комиссия делает вывод об отсутствии нарушения ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ.  п. 1 ч. 1 ст. 11.1 закона о защите конкуренции.

20.06.2016 комиссия, рассмотрев документы, предоставленные ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ., выслушав устные пояснения сторон, пришла к выводу, что нарушение указанными хозсубъектами  п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закона о защите конкуренции) не подтвердилось.

В тоже время, исходя из устных и письменных пояснений, а также результатов анализа товарного рынка, комиссия усмотрела в действиях указанных хозсубъектов по установлению цен на нефтепродукты признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции, согласно которому признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к  установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

При осуществлении розничной реализации нефтепродуктов в с. Тегульдет, в частности, автобензинов АИ-92, АИ-95, А-80, и дизельного топлива  «л»,  «з»  ООО «Нефтепродукт» и  ИП Щ.  с августа 2015 года  по февраль 2016 года одновременно на определенную дату устанавливали одинаковый уровень цен.

Розничные цены на нефтепродукты по датам.

 

ИП Щ.

ООО «Нефтепродукт»

Дата

Аи-92

Аи-95

А-80

Дтл

Дтз

Аи-92

Аи-95

А-80

Дтл

Дтз

01.08.15-02.09.15

 

 

 

 

 

35-00

36-00

27-00

 

 

01.08.15-11.11.15

 

 

 

 

 

 

 

 

37-00

 

01.08.15-03.09.15

35-00

36-00

27-00

37-00

 

 

 

 

 

 

03.09.15-28.02.16

 

 

 

 

 

36-00

37-00

28-00

 

 

04.09.15-10.11.15

36-00

37-00

28-00

37-00

 

 

 

 

 

 

12.11.15-23.12.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38-00

11.11.15-23.12.15

36-00

37-00

28-00

 

38-00

 

 

 

 

 

24.12.15-24.01.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39-00

24.12.15-25.01.16

36-00

37-00

28-00

 

39-00

 

 

 

 

 

26.01.16-29.02.16

36-00

37-00

28-00

 

38-00

 

 

 

 

 

25.01.16-28.02.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38-00

29.02.16

 

 

 

 

 

36-00

37-00

28-00

 

38-00

        Данные таблицы свидетельствуют о том, что ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ.  повышали цены на нефтепродукты  до одинакового уровня  единообразно и синхронно.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) Томским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на автозаправочных станциях на территории с. Тегульдет Тегульдетского района Томской области.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. Следовательно, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (п. 2.2 Порядка).

На основании вышеперечисленного временные границы анализа определены как 2015 год и первый квартал 2016 года. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

Основным видом топлива, используемыми для заправки автотранспортных средств, являются нефтепродукты (автобензин и дизельное топливо). Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

Исходя из особенностей функционального назначения автомобильных бензинов и дизельного топлива, а также различий в технических характеристиках, продуктовыми границами будут являться две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива: автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Вместе с тем, указанные виды нефтепродуктов не могут быть объединены в одну товарную группу в связи с особенностями функционального назначения, а также различиями в технических характеристиках.

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

        Нефтепродукт – готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья.

Дизельное топливо – жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия.

Бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и  конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного  двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, продуктовыми границами будут являться две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива: автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Географические границы рынка розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на автозаправочных станциях определены с. Тегульдет Тегульдетского района Томской области.

Томским УФАС России произведен расчет объема товарного рынка за периоды с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. и с 01.01.2016 г. по 31.03.2016 г. в рассматриваемых продуктовых и географических границах и соответствующих долей хозяйствующих субъектов на рынке, который показал, что  исходя из положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона Федерального закона «О защите конкуренции» положение каждого из перечисленных хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на автозаправочных станциях в границах с. Тегульдет Тегульдетского района Томской области за периоды с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. и с 01.01.2016 г. по 31.03.2016 г. комиссией признано доминирующим.

Участники рынка реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива на автозаправочных станциях в географических границах с. Тегульдет Тегульдетского района - ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ., осуществляя реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива, являются конкурентами на указанном товарном рынке, т.е. названный товарный рынок является конкурентным.

Розничная цена нефтепродуктов на АЗС складывается из закупочной цены нефтепродуктов (переменные расходы),  постоянных затрат, таких как транспортные расходы, фонд оплаты труда, отчисления в различные фонды, общехозяйственные расходы (аренда имущества, охрана объекта, страхование имущества, техническое обслуживание, охрана, услуги связи, хозяйственные расходы,  оплата коммунальных услуг, амортизация и др.), иных расходов, а также прибыли.

Материалы дела подтверждают следующее:

 себестоимость 1- го литра бензина Аи-92 у ООО «Нефтепродукт» за период  август 2015 года  - февраль 2016 года составляла от 35,00 руб. до 42,90 руб.

Закупочные цены составляли от 27,09 руб./л   до 33,10 руб./л.

У ИП Щ себестоимость указанного литра составляла от 33,57 руб. до 36.51 руб.

Закупочные цены составляли от 27,26 руб./л   до 32,74 руб./л.

Себестоимость 1- го литра бензина Аи-80 у ООО «Нефтепродукт» за период  август 2015 года  - февраль 2016 года составляла от 26,90 руб. до 27,50 руб.

Закупочная цена составляла  23,76 руб./л.

У ИП Щ. себестоимость указанного литра составляла от 28,33 руб. до 29,27 руб.

Закупочные цены составляли от 22,24 руб./л   до 23,96 руб./л.

Себестоимость 1- го литра ДТ у ООО «Нефтепродукт» за период  август 2015 года  - февраль 2016 года составляла от 36,20 руб. до 37,10 руб.

Закупочные цены составляли от 28,21 руб./л   до 35,53 руб./л.

У ИП Щ. себестоимость указанного литра составляла от 35,04 руб. до 36,18 руб.

Закупочные цены составляли от 29,54 руб./л   до 36,04 руб./л.

Из указанного комиссией  сделан вывод о том, что ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ., закупая нефтепродукты (Аи-92, Аи-80, ДТ) по разным ценам, имея разную себестоимость нефтепродуктов,  на определенную дату устанавливали одинаковый уровень цен.

 В заседание комиссии представитель ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ. пояснили, что, узнав цену на автобензин и дизельное топливо у конкурента, ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ. на своей автозаправочной станции устанавливают на аналогичный нефтепродукт такую же цену, т.е. стороны стараются держать одинаковую цену, чтобы не было перетока потребителей к конкуренту.

Комиссией на момент рассмотрения дела не установлено наличия объективных причин, влияющих на однотипное поведение хозяйствующих субъектов при установлении розничных цен на нефтепродукты за указанный период.

Согласно п. 17  ст. 4 закона о защите конкуренции  рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями общих условий обращения товара на товарном рынке, относится к  признакам ограничения конкуренции.

На основании п. 18 ст. 4 закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность между хозяйствующими субъектами в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Описанная модель поведения указанными  участниками  товарного рынка, а также документы, предоставленные сторонами, пояснения  ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ. на указанном товарном рынке подтверждают  наличие устного соглашения между названными хозяйствующими субъектами.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к  установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Исходя из указанного, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что  действия ООО «Нефтепродукт» и ИП Щ, выразившиеся   в установлении или поддержании цен на нефтепродукты  в период август 2015 – февраль 2016 годов привели к нарушению п. 1 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела,   руководствуясь   статьей   23,    частью 1  статьи  39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать ООО «Нефтепродукт»  и ИП Щ. нарушившими  п.1 ч.1 ст. 11  Федерального Закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате   установления или поддержания цен на нефтепродукты  в период август 2015 – февраль 2016 годов.

2. Выдать ООО «Нефтепродукт»  и ИП Щ. предписание об устранении нарушения.

3. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении ООО «Нефтепродукт», должностного лица  ООО «Нефтепродукт»  и

 

ИП  Щ. к административной ответственности за заключение устного соглашения, ограничивающего конкуренцию на товарном рынке.

 

 

 

В полном объёме решение будет изготовлено в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Председатель Комиссии:                                                              В.И.Шевченко

 

Члены Комиссии:                                                                          Паньков С.А.

 

                                                                                                        Т.Н.Бердникова

 

                                                                                                Р.М.Иванов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны