Решение б/н пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2001... от 12 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
 02-10-69-17.doc (88.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 С уведомлением

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена: «30» ноября 2017г.

В полном объеме решение изготовлено «12» декабря 2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И. В.– заместителя руководителя управления - начальника отдела  контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: Кощеевой О.Ю. – специалиста-эксперта отдела  контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, без участия представителей МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» Бакчарского района Томской области и ООО «РСУ-20» (уведомлены надлежащим образом), рассмотрев  дело № 02-10/69-17, возбужденное в отношении МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» Бакчарского района Томской области, ИНН 7003003490  (636202, Центральная ул., д.2, д. Вавиловка, Бакчарский район, Томская области)  и ООО «РСУ-20» (636200, Томская область, с. Бакчар, ул. Октябрьский, д.62) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

     

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступили материалы проверки прокуратуры Бакчарского района Томской области, в которых содержится информация о соглашении Муниципального казенного учреждения «Администрация Вавиловского сельского поселения» Бакчарского района Томской области, ИНН 7003003490, (Заказчик, Администрация) и ООО «РСУ-20» при проведении электронного аукциона (извещение № 0165300003716000044 от 23.06.2016) по капитальному ремонту (замене) водопроводных сетей по Переулку № 1, ул. Пролетарская, Переулку № 2 до ул. Центральная, протяженностью 1000 метров в д. Вавиловка Бакчарского района Томской области (далее – капитальный ремонт (замена) водопроводных сетей).

На основании представленной информации и документов установлено следующее.

Согласно п.2 соглашения от 01.01.2016 о передаче части полномочий по размещению муниципального заказа МКУ«Администрация Вавиловского сельского поселения»  Администрация Бакчарского района Томской области является  организатором торгов и выполняет полномочия Поселения по размещению муниципального заказа на общероссийском официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет». Заказчик - МКУ«Администрация Вавиловского сельского поселения»,  Глава Вавиловского сельского поселения утверждает документацию для проведения электронного аукциона, в том числе техническую часть документации об электронном аукционе.

Администрация Бакчарского района Томской области 23.06.2016 разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона № 0165300003716000044 по капитальному ремонту (замене) водопроводных сетей по Переулку № 1, ул. Пролетарская, Переулку № 2 до ул. Центральная, протяженностью 1000 метров в д. Вавиловка Бакчарского района Томской области (далее – капитальный ремонт (замена) водопроводных сетей).

По результатам указанного аукциона 19.07.2016 МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» с ООО «РСУ-20» заключило муниципальный контракт по капитальному ремонту (замене) водопроводных сетей № Ф.2016.172281. Цена контракта составила 1 097 102,92 руб.

25.07.2016 (через неделю) МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» и ООО «РСУ-20» подписали акт о приемке выполненных работ, в результате чего МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» перечислила ООО «РСУ-20» денежные средства в счет оплаты муниципального контракта в размере 1 097 102,92 руб. (03.08.2016 в сумме 252 000 руб., 08.08.2016 в сумме 494 руб., 17.08.2016 в сумме 844 608,92 руб.).

Из представленных прокуратурой  материалов следует, что фактически капитальный ремонт (замена) водопроводных сетей был выполнен  в период с начала июня 2016года до середины июля 2016 года ООО «Теплосервис». Указанные работы ООО «Теплосервис» произвело за счет собственных средств, зная, что в последствии эти работы  будут оплачены за счет средств бюджета МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения».

Таким образом, ко времени размещения извещения о проведении электронного аукциона (23.06.2016) капитальный ремонт (замена) водопроводных сетей уже выполнялся ООО «Теплосервис».  На день заключения муниципального контракта (19.07.2016) ремонт уже был окончен, то есть потребность в заключении муниципального контракта для обеспечения муниципальных нужд Вавиловского сельского поселения к данному моменту отсутствовала.

19.07.2016 между ООО «РСУ-20» и ООО «Теплосервис» заключен договор субподряда на проведение капитального ремонта (замены) водопроводных сетей. 25.07.2016 ООО «РСУ-20» и ООО «Теплосервис» подписали акт о приемке выполненных работ, на основании которого после получения денежных средств от МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения», ООО «РСУ-20» перечислило ООО «Теплосервис» 929 748,46 руб.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона 44-ФЗ определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Таким образом, электронный аукцион  является одной из форм торгов.

Согласно п.1.ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что действующее антимонопольное законодательство устанавливает запрет на соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, оформленные в устной или письменной формах, результатом которых является либо может явиться ограничение конкуренции, создание преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги.

05.06.2017 Томским УФАС возбуждено дело № 02-10/69-17 по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» выразившегося в заключении  антиконкурентного соглашения между МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» и ООО «РСУ-20»  при проведении электронного аукциона  по капитальному ремонту (замене) водопроводных сетей по Переулку № 1, ул. Пролетарская, Переулку № 2 до ул. Центральная, протяженностью 1000 метров в д. Вавиловка Бакчарского района.

В заседание Комиссии Глава Администрации Вавиловского сельского поселения пояснил следующее: в д. Вавиловка продолжительное время ремонтируется водопровод, так как он построен еще в 60-е годы прошлого века. Субсидия на ремонт выделена в 2016 году. Деньги освоены, ремонт произведен, что подтверждается актами выполненных работ и платежными поручениями № 255 от 03.08.2016, №256 от 08.08.2016, № 280 от 17.08.2016. Ко времени размещения извещения о проведении электронного аукциона (23.06.2016) капитальный ремонт (замена) водопроводных сетей выполнялся ООО «Теплосервис» в период с начала июня 2016 до середины июля 2016 года. Указанные работы ООО «Теплосервис» произвело за счет собственных средств, рассчитывая, что потом они будут оплачены за счет средств бюджета МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения». По результатам указанного аукциона 19.07.2016 Администрация Вавиловского сельского поселения с ООО «РСУ-20» заключила муниципальный контракт по капитальному ремонту (замене) водопроводных сетей № Ф.2016.172281. Цена контракта составила 1 097 102,92 руб. 19.07.2016 между ООО «РСУ-20» и ООО «Теплосервис» был заключен договор субподряда на проведение капитального ремонта (замены) водопроводных сетей. 25.07.2016 ООО «РСУ-20» и ООО «Теплосервис» подписали акт о приемке выполненных работ, на основании которого после получения денежных средств от Администрации Вавиловского сельского поселения ООО «РСУ-20» перечислило ООО «Теплосервис» 929 748,46 руб.

Указанные обстоятельства в заседании комиссии подтвердил представитель ООО «РСУ - 20», пояснив, что согласился на участие в торгах, зная о том, что общество выполнять работы на данном объекте не будет. Работы по капитальному ремонту (замене) водопроводных сетей по переулку №1, ул.Пролетарская, переулку №2 до ул. Центральная, протяженностью 1000 метров в д.Вавиловка выполнены в июле 2016 года ООО «Теплосервис».

Данный факт подтверждается директором ООО «Теплосервис» Кусковой Н.Ю.  В своих пояснениях она указала, что работы начали выполняться ранее подписанного муниципального контракта, т.к. общество было ограничено по времени в связи с погодными условиями, а именно, проведение сварочных работ в условиях крайнего севера возможны только в летний период.

 Исследовав документацию электронного аукциона (извещение № 0165300003716000044, техническую часть) Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в техническую документацию внесены конкретные характеристики поставляемой работы для того, чтобы обеспечить победу в торгах конкретному хозяйствующему субъекту. Так, пункт 6 Информационной карты аукциона и проект муниципального контракта устанавливали срок выполнения работ в течение 10 календарных дней с момента подписания контракта. Фактически же выполнить  капитальный ремонт (замену) водопроводных сетей по Переулку № 1, ул. Пролетарская, Переулку № 2 до ул. Центральная, протяженностью 1000 метров в д. Вавиловка  в пределах данного срока  невозможно.

Установление конкретных сроков проведения капитального ремонта водопровода (10 календарных дней с момента подписания контракта) в техническом задании МКУ «Вавиловское сельское поселение» в проведении электронного аукциона приводит к необоснованному ограничению числа ее участников, тем самым приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции среди участников поставщиков электронного аукциона.

Следовательно, документация об электронном аукционе была составлена таким образом, чтобы победу в нем могло одержать только ООО «РСУ-20», так как общество уже было известно о выполнение капитального ремонта (замена) водопроводных сетей по Переулку № 1, ул. Пролетарская, Переулку № 2 до ул. Центральная, протяженностью 1000 метров в д. Вавиловка.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В силу части 3.1 указанной статьи в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

При этом согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, укладка трубопроводов водопроводных (пункт 16.1 раздела III) и работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) объектов водоснабжения и канализации (пункт 33.7 раздела III) относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Комиссией установлено, что ООО «Теплосервис» свидетельства саморегулируемой организации о допуске к таким видам работ или о допуске к работам по организации строительства не имеет. В Бакчарском районе указанное свидетельство имеется только у ООО «РСУ-20».

Таким образом, Администрация Вавиловского сельского поселения нарушила предусмотренный градостроительным законодательством порядок проведения капитального ремонта, допустив его осуществление лицом, не имеющим на это права. При этом указанные ограничения в законодательстве установлены с целью обеспечения безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, ею были созданы условия для ограничения конкуренции, что исключило возможность участия в электронном аукционе других организаций, которые соответствуют требованиям законодательства и могли бы предложить меньшую цену.

Сопоставив перечисленные факты, Комиссия установила наличие соглашения в действиях  МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» и ООО «РСУ-20» при проведении электронного аукциона, путем создания хозяйствующему субъекту преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги.

В соответствии  частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или в нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявление субъектов, отличному от определения  соглашения  в Гражданском кодексе РФ.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения участников соглашения с учетов принципов разумности и обоснованности.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании прямых и косвенных доказательств.

Согласно п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции: конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Ко времени  заключения муниципального контракта (19.07.2016) капитальный ремонт (замена) водопроводных сетей уже был выполнен ООО «Теплосервис», то есть потребность в заключении муниципального контракта для обеспечения муниципальных нужд Вавиловского сельского поселения к данному моменту отсутствовала.

Согласно п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что действующее антимонопольное законодательство устанавливает запрет на соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, оформленные в устной или письменной формах, результатом которых является либо может явиться ограничение конкуренции, создание преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги.

Для квалификации действий (бездействий) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок (например, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд), и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.

Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

Томским УФАС России проведен анализ рынка капитального ремонта водопроводных сетей при проведении электронного аукциона в деревне Вавиловка Бакчарского района   в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции.  По результатам проведенного исследования рынка капитального ремонта водопроводных сетей  продуктовые границы определены как капитальный ремонт водопроводных сетей в деревне Вавиловка Бакчарского района.  Географические границы исследуемого рынка определены  территорией  Бакчарского района  Томской области.

В заседание комиссии ответчик по делу № 02-10/69-17  ООО «РСУ – 20»  факт нарушения антимонопольного законодательства,  выразившегося в заключение устного соглашения с МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» признало, о чем указало в  заявлении от 16.10.2017.

Изучив представленные сторонами пояснения, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к  выводу о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона  в действиях МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» и ООО «РСУ-20»  предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,  выразившегося в заключении  антиконкурентного соглашения между МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения» и ООО «РСУ-20», которое привело или  могло привести к ограничению конкуренции на рынке капитального ремонта (замены) водопроводных сетей.

Учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения дела и вынесения настоящего решения о нарушении антимонопольного законодательства муниципальный контракт № Ф.2016.172281 от 19.07.2016 исполнен, комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 3 статьи 39, статьей 41, статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать, что МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения»  и ООО «РСУ-20»  нарушили п.1 ч.1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», путем заключения антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с  исполнением обязательств по муниципальному контракту № Ф.2016.172281 от 19.07.2016.

3.Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении должностного лица МКУ «Администрация Вавиловского сельского поселения»  к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                      И.В. Бутенко

 

Члены комиссии                                                                                 О.Ю. Кощеева

                                                                                                               Л.М. Рыжкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны