Решение б/н Решение по делу о нарушении ООО «Горсети» ФЗ «О защите к... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

"03" декабря 2008 года г.Томск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И.В. – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности, членов комиссии: Бердниковой Т.Н – главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Берницкой А.А - специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителей ООО «Горсети» Р, рассмотрев дело № 02-10/68-08 о нарушении ООО «Горсети» (634012, г.Томск, ул.Шевченко, 62а) ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 

УСТАНОВИЛА:
 

В Томское УФАС России поступило заявление ООО «Ренес» о том, что ОАО «Томские коммунальные системы» выдало технические условия на проектирование электроснабжения 6-ти этажной пристройки и надстройки мансардного этажа к существующему зданию по адресу: ул.Белинского, 53 от 06.07.2004 № ТКС-210 ООО «Евростройинвест».

Названные технические условия были выполнены, о чем свидетельствует справка о выполнении технических условий от 12.09.2004.

Между ООО «Евростройинвест» и ООО «Энергокомфорт. Сибирь» был заключен договор электроснабжения от 01.01.2007 № 521.

В связи с переходом права собственности на нежилые помещения по адресу: ул.Белинского, 53 от ООО «Евростройинвест» к ООО «Ренес», последний обратился в ООО «Энергокомфорт. Сибирь» с просьбой о заключении договора электроснабжения. ООО «Энергокомфорт. Сибирь» потребовало предоставить новые технические условия на подключение.

24.04.2008 ООО «Горсети» выдало ООО «Ренес» новые технические условия № 3-655, в которых прописано: «Учет эл. энергии выполнить в соответствии с ПУЭ, установив в здании трёхфазный электронный счетчик с интерфейсным выходом и системой передачи данных».

Заявитель указывает, что для получения технических условий ООО «Горсети» попросило ООО «Ренес» заключить договор оказания услуг от 24.04.2008 № 655 с ООО «Горсети-Проектировщик». Согласно указанному договору ООО «Горсети-Проектировщик» обязуется оказать ООО «Ренес» услуги по разработке технической документации на объект, расположенный по адресу: г. Томск, ул.Белинского, 53, а ООО «Ренес» обязуется принять услуги и оплатить их.

Согласно платежных документов от 13.05.2008, за разработку технической документации на нежилое офисное здание по ул. Белинского, 53 ООО «Горсети-Проектировщик» получило от ООО «Ренес» оплату в сумме 3229 рублей.

Услуги по передаче электроэнергии, в соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» от 19.07.1995 № 147-ФЗ, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В связи с тем, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором отсутствует конкуренция, то ООО «Горсети», как субъект естественной монополии, занимает 100%-ную долю на локальном рынке услуг по передаче электроэнергии для всех потребителей, получающих электроэнергию через присоединенные к его коммуникациям сети.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона “О защите конкуренции” от 26.07.2006 № 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО “Горсети” занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии в географических границах электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды, хозяйственном ведении и ином праве.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Горсети», выдав новые технические условия с указанием: - учет электроэнергии выполнить в соответствии с ПУЭ, установив в здании трёхфазный электронный счетчик с интерфейсным выходом и системой передачи данных, на объект, расположенный по адресу: г. Томск, ул.Белинского, 53, на который уже были выполнены технические условия, совершило действия, в которых усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На заседании комиссии представитель ООО «Горсети» пояснил, что 24.04.2008 в адрес ООО «Горсети» обратилось ООО «Ренес» с заявлением о выдаче технических условий на технологическое присоединение нежилого офисного здания, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Белинского, 53. В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям утв. постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004, технические условия на технологическое присоединение выдаются в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. В связи с тем, что причиной получения технических условий ООО «Ренес» в заявлении от 24.04.2008 указало — смену собственника ООО «Горсети» новые технические условия ООО «Ренес» не выдавало, а только подтвердило нагрузку, уровень напряжения и категорию электроснабжения для нежилого офисного здания по ул. Белинского, 53. По мнению представителя ООО «Горсети» в действиях общества отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Представитель ООО «Горсети-Проектировщик» пояснил, что ООО «Ренес» обратилось в адрес ООО «Горсети-Проектировщик» в апреле 2008 года с просьбой подготовить техническую документацию на нежилое офисное здание по ул. Белинского, 53. В связи с этим, между ООО «Горсети-Проектировщик» и ООО «Ренес» был заключен договор № 655 от 24.04.2008 на оказание услуг по разработке технической документации. ООО «Горсети-Проектировщик» свои обязательства по договору выполнило в полном объеме и передало ООО «Ренес» разработанную техническую документацию на объект в установленные договором сроки. ООО «Ренес» претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имело. Стоимость услуг по разработке технической документации составила 3229 рублей.

Представитель ООО «Энергокомфорт. Сибирь» пояснил, что ООО «Ренес», как правопреемник ООО «Евростройсервис», обратилось в ООО «Энергокомфорт. Сибирь» для заключения договора электроснабжения объекта по адресу: г. Томск, ул.Белинского, 53. На основании ст. 26 п. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ООО Ренес» было направлено письмо о предоставлении необходимых документов, связанных со сменой собственника, вопрос о новых технических условиях не ставился. Кроме того, в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Поскольку между ООО «Ренес» и ООО «Энергокомфорт. Сибирь» по всем существенным условиям договора было достигнуто соглашение и никаких оговорок о начале его действия в тексте договора не содержится, следовательно, договор электроснабжения № 596 считается заключенным с 18.04.2008.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, комиссия считает:

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 5 данного закона, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Помимо этого, согласно п. 5 данной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ определены основные понятия, в соответствии с которыми естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

Услуги по передаче электроэнергии, в соответствии со статьей 4 вышеуказанного закона, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, из анализа перечисленных норм права следует, что доминирующим в силу технологических особенностей производства признается положение хозяйствующего субъекта, занятого производством (реализацией) товаров в условиях, когда состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Между департаментом недвижимости Администрации города Томска, МУ «Томское городское имущественное казначейство» и ООО «Горсети» заключены договоры аренды муниципального имущества, жизнеобеспечивающие системы города от 14.09.2007 № 165-61 и от 14.09.2007 № 165-62. Предметом указанных договоров является предоставление арендатору во временное, возмездное владение и пользование имущества, представляющего собой комплекс объектов электросетевого хозяйства.

Согласно аналитического отчета по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке передачи электроэнергии от 11.06.2008, ООО «Горсети» является субъектом естественной монополии, единственным участником на рассматриваемом рынке, на котором конкуренция между хозяйствующими субъектами отсутствует, рынок монополизирован. Представителем ООО «Горсети» в ходе рассмотрения дела положение общества на рынке услуг по передаче электроэнергии не опровергалось.

Таким образом, ООО “Горсети” является субъектом естественной монополии, как хозяйствующий субъект, занятый оказанием услуг по передаче электрической энергии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии в географических границах электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, праве аренды, хозяйственном ведении и ином праве.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Ренес» приобрело в собственность нежилые помещения по адресу: г.Томск, ул. Белинского, д.53, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.03.2008.

Со слов представителя ООО «Горсети» 24.04.2008 в адрес ООО «Горсети» обратилось ООО «Ренес» с заявлением о выдаче технических условий на технологическое присоединение нежилого офисного здания, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Белинского, 53.

24.04.2008 за № 3-655 ООО «Горсети» выдало ООО «Ренес» письмо, подписанное техническим директором ООО «Горсети» и утвержденное генеральным директором общества о том, что в связи со сменой собственника ООО «Горсети» подтверждает нагрузку 150кВт для нежилого офисного здания по ул.Белинского, 53, электроснабжение которого выполнено от РУ-0,4 кВ ТП 671-61 по существующим н/в кабелям; уровень напряжения — 380 В; категория электроснабжения — вторая. Кроме того, в данном письме указано: - учет электроэнергии выполнить в соответствии с ПУЭ, установив в здании трёхфазный электронный счетчик с интерфейсным выходом и системой передачи данных; - установку счетчика согласовать со службой учета электроэнергии ООО «Горсети».

В соответствии с пунктом 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Таким образом, в пункте 141 данных Правил какие-либо указания о необходимости установки электронных счетчиков с интерфейсным выходом и системой передачи данных отсутствуют, имеются лишь указания на установку приборов учета класса точности.

В соответствии с текстом письма ООО «Горсети» от 24.04.2008 № 3-655, в нем указан источник электроснабжения 0,4 кВ. Материалами дела подтверждается, что в нежилом офисном здании по ул.Белинского, 53 уже стоял прибор электроучета, принятый по акту осмотра электрооборудования от 17.08.2004.

Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, имеющих целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии, согласно п. 1.5.45 которых энергохозяйства потребителей могут оснащаться автоматизированными системами управления.

Согласно п. 3.3. Правил учета электрической энергии, утв. РАО «ЕЭС России» 17.09.1996, Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 (зарегистрированным в Минюсте РФ 24.10.1996 за № 1182), которые определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области, для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

То есть, в соответствии с указанными нормативными актами, установка автоматизированных систем учета и контроля электроэнергии, в данном случае установка трехфазного электронного счетчика с интерфейсным выходом и системой передачи данных, должна носить исключительно рекомендательный характер.

Между тем, формулировка, изложенная в письме ООО «Горсети» от 24.04.2008 за № 3-655 о том, что учет электроэнергии выполнить в соответствии с ПУЭ, установив в здании трёхфазный электронный счетчик с интерфейсным выходом и системой передачи данных, не свидетельствует о рекомендательном характере ведения учета электроэнергии указанным способом.

Из указанного следует, что ООО «Горсети», занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг по передаче электроэнергии и включив в письмо для ООО «Ренес» пункта об установке трёхфазного электронного счетчика с интерфейсным выходом и системой передачи данных, на объект, расположенный по адресу: г. Томск, ул.Белинского, 53, что не предусмотрено нормативными актами, нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссия, изучив материала дела, выслушав мнения сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:
 

  1. Признать ООО «Горсети» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального Закона «О защите конкуренции», в результате включения в письмо для ООО «Ренес» пункта об установке трёхфазного электронного счетчика с интерфейсным выходом и системой передачи данных, на объект, расположенный по адресу: г. Томск, ул.Белинского, 53, что не предусмотрено нормативными актами.

  2. Выдать ООО «Горсети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Передать материалы дела специалисту управления для решения вопроса о привлечении ООО «Горсети» к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


 

 

Председатель комиссии:

И.В. Бутенко

 


 

Члены комиссии:

Т.Н.Бердникова

А.А.Берницкая

Связанные организации

Связанные организации не указаны