Решение №АА/3533/24 Решение по делу №070/07/3-536/2024 от 19 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/07/3-536/2024

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-536/2024

13.06.2024 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело №070/07/3-536/2024, возбужденное по жалобе ООО «Валькирия» (вх.№4562-ЭП/24 от 03.06.2024) на действия аукционной комиссии Заказчика - ОГБПОУ «Томский Индустриальный Техникум» (далее – Заказчик) при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка серверов и источника бесперебойного питания в целях реализации федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (извещение №32413593193),

при участии представителя Заказчика – Лавровой Т.В., при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Родиной О.Е.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.06.2024 в адрес Томского УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии Заказчика - ОГБПОУ «Томский Индустриальный Техникум» (далее – Заказчик) при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка серверов и источника бесперебойного питания в целях реализации федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (извещение №32413593193).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии Заказчика, а именно: при проведении и подписании договора Заказчиком неправомерно был применен приоритете согласно Постановления №925 при наличии оснований для его неприменения согласно пп. «в» п.6 Постановления №925 в связи с отсутствием числе заявок на участие в аукционе заявок с иностранным товаром.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме № 32413593193, размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 14.05.2024.

Дата начала срока подачи заявок 14.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 22.05.2024 12:00.

Дата начала срока подачи ценовых предложений 27.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 27.05.2024 12:10.

Дата рассмотрения вторых частей заявок 28.05.2024.

Дата подведения итогов 28.05.2024.

На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Томский индустриальный техникум», версия 29 от 09.04.2024 (далее-Положение о закупке).

Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Пункт 4 Положения о закупках предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки.

Согласно пункта 5.1 Положения о закупках конкурентная закупка осуществляется следующим способом – Конкурентные закупки, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в соответствие со статьей 3.2 и 3.3 Федерального закона №223-ФЗ с учётом требований статьи 3.4 Федерального закона №223-ФЗ.

Пунктом 1.1.5 аукционной документации установлена начальная (максимальной) цена договора: 26 988 185,45 рублей. Аванс не предусмотрен.

Согласно итоговому протоколу от 28.05.2024 заявка Заявителя признана победителем Закупки с ценовым предложением в размере 12 665 059,07 руб. Также указывается, что «Победителем аукциона в заявке на участие в закупке по товарам «Сервер виртуализации», «Сервер хранения данных», «Сервер-шлюз» указаны страны происхождения «Российская Федерация» без указания номеров реестровой записи из российского реестра радиоэлектронной продукции. Другим участником аукциона по товарам «Сервер виртуализации», «Сервер хранения данных», «Сервер-шлюз» указаны страны происхождения «Российская Федерация» и указаны номера реестровых записей из российского реестра радиоэлектронной продукции.

Согласно пункту 1.6.4 документации об аукционе, в случае отсутствия в составе заявки участника закупки декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Основания для неприменения Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", перечисленные в пункте 6 указанного Постановления, у Заказчика отсутствуют.

Таким образом, цена договора победителя аукциона с учетом пункта 3(1) Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" составляет 8 865 541,35 руб. (договор с победителем закупки заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора, так как победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции)».

Заявитель на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что, опираясь на указанные условия документации, а также учитывая, что каждым из участников, допущенных до участия в закупке в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 24.05.2024, было предложено к поставке исключительно российское оборудование. Следовательно, все участники находятся в равных условиях, приоритет по Постановлению №925 Заказчиком предоставляться не должен, так как среди заявок, признанных участниками закупки и допущенных к участию в аукционе, не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, имеются основания для неприменения Постановления №925 на основании пп. «в» п. 6 указанного Постановления.

Пунктом 1.6.3 аукционной документации установлено, что объектом закупки является радиоэлектронная продукция. При осуществлении закупки установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Приоритет в размере 30% и 15% применяются с учетом разъяснений Министерства финансов Российской Федерации (письма от 23 сентября 2019 г. № 24-03-07/72897, от 06.11.2019 № 24-03-07/85221).

Согласно пункта 1.6.4 аукционной документации для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения в случаях, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», цена единицы каждого товара определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, указанной в документации об аукционе, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

При применении пункта 3.1. Постановления 925:

При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи.

Реестр размещен по адресу в сети Интернет https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/rep/ (новый реестр), https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products

Для целей применения приоритета в размере 30% устанавливается следующее:

1. В случае отсутствия в составе заявки участника закупки декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (по конкретному товару).

2. При обнаружении противоречий между характеристиками товара, предлагаемого участником закупки, и товара, включенного в реестр радиоэлектронной продукции, номер которой указан в заявке участника, приоритет отдается сведениям о характеристиках товара, указанным в заявке участника закупки, при этом номер реестровой записи признается неуказанным, заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (по конкретному товару).

3. При непредставлении приоритета в соответствии с пунктом 3.1. Постановления 925, при оценке заявок применяется пункт 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

В случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

В соответствии с п.3(1) Постановления № 925 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что участник №2 (ООО «Валькирия») предложил к поставке товары: «Сервер виртуализации», «Сервер хранения данных», «Сервер-шлюз» указаны страны происхождения «Российская Федерация» без указания номеров реестровой записи из российского реестра радиоэлектронной продукции.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в снижении цены договора на 30% совершены в полном соответствии с Постановлением № 925, поскольку для целей применения либо неприменения приоритета при закупках радиоэлектронной продукции требуется представление соответствующего реестрового номера из соответствующего реестра. Правовых оснований для несоблюдения аукционной комиссии Заказчика требований, установленных Постановлением № 925 и пунктом пункта 1.6.4 аукционной документации, не имеется, так как заявка Заявителя содержала предложение к поставке радиоэлектронной продукции, не включенный в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, иное означало бы нарушение аукционной комиссии Заказчика требований законодательства. Вместе с тем, аукционной документацией не установлено ограничение на применение иных положений Постановления № 925.

На основании изложенного Комиссия Томского УФАС России не усматривает нарушения Закона о закупках со стороны аукционной комиссии Заказчика, так как при подведении итогов Заказчик действовал в соответствии с требованиями аукционной документации и Постановления № 925.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 4 Закона №223-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Валькирия» (вх.№4562-ЭП/24 от 03.06.2024) на действия аукционной комиссии Заказчика - ОГБПОУ «Томский Индустриальный Техникум» при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка серверов и источника бесперебойного питания в целях реализации федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (извещение №32413593193) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

2024-4483

 

 

Связанные организации

РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГБПОУ "Томский Индустриальный Техникум"
ИНН 7021020265, ОГРН 1027000860006
ООО "Валькирия"
ИНН 9705045818, ОГРН 1157746725861