Решение (комиссия) №ИК/3086/24 Решение по делу №070/10/18.1-467/2024 от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №070/10/18.1-467/2024

 

 

по делу №070/10/18.1-467/2024

 

22.05.2024 г. Томск

 

Комиссия Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (Далее – Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Аудиторская фирма «Профи» на действия конкурсной комиссии Заказчика - УМП «Томскфармация» при осуществлении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023-2025 г.г.» (извещение № 0565300000424000002),

при участии представителя Заказчика – Князькова В.А. (доверенность от 08.04.2024), при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Суставова А.В. (доверенность №99 от 19.03.2024),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.05.2024 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу (вх. №30954-ЭП/24 от 14.05.2024) на действия конкурсной комиссии Заказчика - УМП «Томскфармация» при осуществлении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023-2025 г.г.» (извещение № 0565300000424000002).

По мнению Заявителя, его законные права и интересы нарушены действиями конкурсной комиссии Заказчика, а именно:

  1. Коэффициенты значимости критерия оценки «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» и критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – Квалификация) указанные в протоколах оценки не соответствуют коэффициентам значимости, установленным в извещении. Максимальная сумма величин значимости критериев оценки составляет 80 процентов (баллов), вместо 100 процентов (баллов), что не соответствует подпункту д) пункта 5 Постановления 2604.

  2. Заявителю занижена оценка по критерию «Квалификация», в связи с чем победитель был определен неверно.

  3. Заказчиком незаконно отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и вместо него размещен новый протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с другим победителем.

Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика Комиссия Томского УФАС России установила следующее.

Извещение о проведении закупки размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 22.04.2024.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 450 000,00 руб.

Объект закупки – Услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023-2025 г.г..

На участие в закупке подано 5 заявок.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года Закона об аудиторской деятельности.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры закупки Заказчик должен руководствоваться Законом о контрактной системе.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Порядок проведения конкурса регламентирован статьей 48 Закона о контрактной системе.

 

Относительно первого довода о несоответствии в протоколах оценки коэффициентов значимости, установленным в извещении установлено следующее.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3);

- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом (пункт 4).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке).

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее - Положение, Постановление № 2604).

Согласно пункту 1 Положения данное Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению №1.

Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Согласно положениям извещения, размещенным на официальном сайте ЕИС, установлены следующие критерии оценки:

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – значимость критерия 40%;

Квалификация – значимость критерия 60%.

Согласно прикрепленному файлу «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» критерии оценки, имеют следующую значимость критерия:

Цена контракта - 60%;

Квалификация участников закупки - 40%;

На основании части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

При этом, согласно Протоколу (действующая редакция), комиссия Заказчика по осуществлению закупок на основании результатов оценки вторых частей заявок на участие в закупке, а также оценки ценовых предложений участников закупки, в соответствии с частью 15 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, приняла решение:

Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки

Порядковый номер заявки, присвоенный комиссией по осуществлению закупок

Оценка заявки по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ

Оценка заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ

Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 1 -4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ

116481779

2

19,90

40,00

59,90

116522793

1

40,00

20,28

60,28

116534559

3

16,56

21,97

38,53

116535023

5

29,92

2,81

32,73

116538763

4

38,26

0,00

38,26

 

Согласно пункту 2 Постановление № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» «значимость критерия оценки» - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В подпункте д) пункта 5 Постановления 2604 указано, что сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов (баллов).

Из протокола следует, что максимальный балл, присвоенный за критерий «Квалификация» 40 баллов, максимальный балл, присвоенный за критерий «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» 40 баллов. Всего согласно Протоколу, можно получить 80 баллов.

Таким образом, оценка по критериям в Протоколе не соответствует значимости критериев, указанных в извещении. Максимальная сумма величин значимости критериев оценки составляет 80 процентов (баллов), что не соответствует подпункту д) пункта 5 Постановления 2604.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Томского УФАС России признает данный довод обоснованным, в действиях Заказчика выявлено нарушение статьи 7 Закона о контрактной системе.

 

Относительно второго довода о занижении результатов оценки Заявителя по критерию «Квалификация», в связи с чем победитель был определен неверно, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:

1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;

2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений данного Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют данному Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 данного Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);

4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;

5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;

б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно пункта 13 итогового Протокола на участие в закупке Заявителю присвоен максимальный балл за показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» с учетом значимости критерия Квалификация 40 баллов.

Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки

Порядковый номер заявки, присвоенный комиссией по осуществлению закупок

Оценка заявки по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ

Оценка заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ

Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 1 -4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ

116481779

1

19,90

40,00

59,90

116522793

2

40,00

20,28

60,28

116534559

3

16,56

21,97

38,53

116535023

4

29,92

2,81

32,73

116538763

5

38,26

0,00

38,26

 

Представитель Заявителя сообщил, что не согласен с присвоенными баллами, так как Заказчиком было неправомерно выставлено 40 баллов по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в связи с тем, что согласно извещению, значимость критерия по Квалификация составляет 60% (баллов).

Представитель Заказчика пояснил, что при оценке заявки конкурсная комиссия действительно неверно произвела подсчет баллов заявке Заявителя в связи с тем, что в документации о закупке (Приложение №4) допущена техническая ошибка и неверно указаны критерии оценки заявок участников.

Комиссия Томского УФАС России приход к выводу, что данный довод обоснован, в действиях конкурной комиссии Заказчика выявлено нарушение пункта «б» части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

 

Относительно третьего довода о том, что Заказчиком незаконно отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и вместо него размещен новый протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с другим победителем установлено следующее.

Конкурсной комиссии Заказчика Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.05.2024 №ИЭОК1 был отменен, где заявка ООО «Аудиторская фирма «Профи» была признана победителем.

В последствии конкурсной комиссии Заказчика был сформирован новый Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.05.2024 №ИЭОК2, в соответствии с которым заявке ООО «Аудиторская фирма «Профи» был присвоен порядковый номер 2.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что, опираясь на нормы Закона о контрактной системе, в частности на положения ст. 48 Закона о контрактной системе и ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, отмена решения конкурсной комиссии Заказчика о признании участника соответствующим/несоответствующем может производиться только на основании обязательного для исполнения предписания контрольного органа в сфере закупок. Заказчик, конкурсная комиссия по смыслу положений Закона о контрактной системе не наделены правом самостоятельной отмены принятого ранее решения.

Кроме того, возможность подписания и размещения нескольких протоколов по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Законом о контрактной системе также не предусмотрена.

В рассматриваемой ситуации конкурсная комиссия Заказчика, разместив новый протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отменив ранее принятое решение, что противоречит положениям пункта 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, в действиях конкурсная комиссия Заказчика выявлено нарушения статьи 7, пункта «б» части 11, пункта 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе.

На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать УМП «Томскфармация» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Принимая во внимание вышеуказанное, руководствуясь статьей 18.1 Закона №135-ФЗ, статьей 106 Закона № 44-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Аудиторская фирма «Профи» на действия конкурсной комиссии Заказчика - УМП «Томскфармаци» при осуществлении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023-2025 г.г.» (извещение №0565300000424000002) обоснованной.

  2. Выдать предписание для устранения нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2024-3886

 

 

Связанные организации

ООО "Аудиторская фирма "Профи"
ИНН 5502039360, ОГРН 1025500743730
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
УМП "Томскфармация"
ИНН 7017003370, ОГРН 1057000126468