Решение б/н решение 070/05/28-218/2023 от 11 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председателя Комиссии – М.А. – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля; членов Комиссии – А.А. — специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля; М.С. – специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля; рассмотрев материалы дела №070/05/28-218/2023 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Г. части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в отсутствие сторон (их представителей), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили материалы проверки Сибирского главного управления Банка России (далее — Сибирское ГУ Банка России) (вх. №36/23 от 09.01.2023) в рамках мероприятий по выявлению субъектов финансового рынка, осуществляющего деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной на территории Томской области.

Согласно поступившим материалам установлено следующее.

По следующим адресам: 634041, г. Томск, ул. , 634009, г. Томск, пр-т , находятся два филиала комиссионного магазина «Партнер». На стенде, расположенном на внешней стене торгового павильона по адресу г. Томск, ул. ,  размещена вывеска следующего содержания: «Партнер. Комиссионный магазин. 300-061. Сдать на время. Купить. Продать. Высокая оценка, быстрое оформление». На двери торгового павильона размещена вывеска следующего содержания «000-000 Советский Салют Салюты. Петарды. Ракеты. Часы работы 09.00-20.00 Партнер. Комиссионный магазин. Скупка техники. Сдать на время. Продать. Купить. 000-000». На фасаде торгового павильона размещена вывеска следующего содержания «Партнер. Комиссионный магазин. 000- 000. Скупка и залог техники, драгметаллов и недвижимости. Высокая оценка, быстрое оформление».

На фасаде здания по адресу г. Томск, пр. размещена вывеска следующего содержания: «Деньги под залог/скупка. Партнер. Комиссионный магазин».

Из содержания рекламных вывесок, а именно использования слова «залог», для потребителей создается впечатление, что в указанных объектах можно получить потребительский заем,а субъект осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению займов. Вместе с тем, из материалов, представленных Сибирским ГУ Банка России следует, что хозяйствующий субъект «Партнер» не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В рекламных вывесках используется контактный номер 300-061. Кроме того, Томским УФАС России установлено, что в карточке электронного справочника с картой города Томска «ДубльГИС» комиссионного магазина «Партнер» по адресу г. Томск, пр. , указан в качестве контактного номера номер +7-000-000-00- 00.

В ходе рассмотрения обращения в целях установления лица, разместившего баннеры с рекламой по адресам 634041, г. Томск, ул. , 634009, г. Томск, пр-т , , Томским УФАС России в адрес ПАО «МТС» исх.№ВА/468/23 от 30.01.2022 направлен запрос о предоставлении информации и документов о принадлежности номеров телефона 000-000, +7-000-000-00-00, указанных в рекламных вывесках.

По данным, полученным (исх. №826/23 от 03.02.2023) от ПАО «МТС» установлено, что номера телефонов, принадлежат Г.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Г. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности — торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. По результатам рассмотрения обращения Томским УФАС России определением от 07 марта 2023 года (исх. МБ/1269/23) возбуждено дело в отношении индивидуального предпринимателя Гуйвана Сергея Алексеевича (далее — ИП Гуйван С.А.) по признакам нарушения законодательства о рекламе. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Так, объектом рекламирования являются денежные займы, выдаваемые под залог техники, драгоценных металлов и недвижимости.

Исходя из вышеизложенного, информация размещенная на баннерах по адресам: 634041, г. Томск, ул., 634009, г. Томск, пр-т , является рекламой, поскольку соответствует всем признакам, предусмотренным ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе:

- рекламная информация распространена посредством наружной рекламы по адресам 634041, г. Томск, , 634009, г. Томск, пр-т;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к комиссионному магазину, а именно к оказываемым услугам по выдачи денежных займов под залог техники, драгоценных металлов и недвижимости, на формирование или поддержание интереса к услугам и их продвижение на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Под кредитной организацией в силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Под некредитной финансовой организацией, согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» понимаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: - профессиональных участников рынка ценных бумаг; - управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; - специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; - акционерных инвестиционных фондов; - клиринговую деятельность; - деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; - деятельность организатора торговли; - деятельность центрального депозитария; - репозитарную деятельность; - деятельность субъектов страхового дела; - негосударственных пенсионных фондов; - микрофинансовых организаций; - кредитных потребительских кооперативов; - жилищных накопительных кооперативов; - сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; - деятельность оператора инвестиционной платформы; - ломбардов; - оператора финансовой платформы; - операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов; - операторов обмена цифровых финансовых активов.

Установлено, что ИП Г. не является кредитной или некредитной финансовой организаций в силу действующего законодательства. Хозяйствующий субъект «Партнер» также не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В государственном реестре на сайте Центрального Банка Российской Федерации https://cbr.ru/registries/ отсутствует реестровая запись в отношении ИП Г. об осуществлении им профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

На основании изложенного, Томское УФАС России приходит к выводу, что информация, представленная на рекламных вывесках, размещенных на фасаде здания по адресу г. Томск, пр., а также на стенде на внешних стенах торгового павильона по адресу г. Томск, ул. , является рекламой финансовых услуг по предоставлению потребительских займов с обеспечением исполнения обязательства (под залог движимого имущества).

Соответственно, указанная реклама в нарушение ч. 1 ст. 13 Закона о рекламе распространена ИП Г., то есть лицом, не являющимся не финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов и не имеющим право рекламировать такие услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований ч. 13 ст. 28 данного Федерального закона ответственность возложена на рекламодателя.

Частью 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований ч. 13 ст. 28 данного Федерального закона ответственность возложена на рекламораспространителя

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем является ИП Г.

На момент принятия настоящего решения у Томского УФАС России нет достаточных доказательств прекращения нарушения рекламного законодательства, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе и п. 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» у комиссии имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе .

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частями 1, 3 статьи 36, Федерального закона «О рекламе», пунктами 42, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе",

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространённую индивидуальным предпринимателем Г. части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в период с 15.12.2022 по 31.07.2023: на баннерах, размещенных на внешних стенах торгового павильона по адресу: г. Томск, ул.  1, следующего содержания: «Партнер. Комиссионный магазин. 000-000. Сдать на время. Купить. Продать. Высокая оценка, быстрое оформление»; «Партнер. Комиссионный магазин. 000-000. Скупка и залог техники, драгметаллов и недвижимости. Высокая оценка, быстрое оформление»; на баннере, размещенном на фасаде здания по адресу г. Томск, пр. , следующего содержания: «Деньги под залог/скупка. Партнер. Комиссионный магазин» ненадлежащей, нарушающей требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Г предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу №070/05/28-218/2023.

3. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 37 Закона о рекламе решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны