Решение №ЕП/4542 Решение по делу № 02-10/82-19 от 17 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-10/82-19

11 июня 2019 г.                                                                                                              г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- Наумовой Натальи Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,

рассмотрев дело № 02-10/82-19, возбужденное по жалобе ООО «СпецАвтоматика» (ИНН: 7024022905)  (вх. № 4003 от 31.05.2019) на действия заказчика – АО «Транснефть – Центральная Сибирь» (ИНН: 7017004366) о нарушении порядка проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1500-E05-К-Y03-00197-2019 «Техническое обслуживание и ремонт ограничителей, регистраторов, указателей (электрического оборудования), кабельных линий подъемных сооружений АО «Транснефть – Центральная Сибирь» в 2019 году» (Извещение № 31907775082), в присутствии законного представителя заявителя – директора ООО «СпецАвтоматика» <> , представителей  АО «Транснефть –Центральная Сибирь» - <>  (по доверенности), <> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

31 мая 2019 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО «СпецАвтоматика» на действия заказчика – АО «Транснефть – Центральная Сибирь» о нарушении порядка проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1500-E05-К-Y03-00197-2019 «Техническое обслуживание и ремонт ограничителей, регистраторов, указателей (электрического оборудования), кабельных линий подъемных сооружений АО «Транснефть – Центральная Сибирь» в 2019 году» (Извещение № 31907775082).

По мнению Заявителя, при проведении конкурса заявку ООО «СпецАвтоматика» необоснованно отклонили ввиду отсутствия в ее составе форм №№ 16, 18, 19. Между тем, в закупочной документации отсутствовали сведения о том, что указанные работы входят в состав строительно-монтажных или проектно-изыскательных работ.

Представители заказчика, не согласившись с жалобой ООО «СпецАвтоматика» пояснили следующее. Жалоба заявителя рассмотрению не подлежит в соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ), т.к. положения конкурсной документации могли быть обжалованы обществом только до окончания срока подачи заявок. Наименование выполняемой работы, оказываемой услуги, сроки выполнения работ указаны в документации о закупке (в техническом задании), извещении об осуществлении закупки, такое описание должно было содержаться в формах 16, 19, которые заявителем представлены не были.

Комиссия, заслушав представителя заказчика, изучив доводы жалобы, представленные документы и пояснения сторон, установила следующее.

В силу ч. 1 ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы только лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а  также иными лицами, права или интересы которых могут быть ущемлены в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

В ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) определены следующие случаи обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ООО «СпецАвтоматика», являясь участником рассматриваемого конкурса, обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерный отказ конкурсной комиссии заказчика в допуске к участию в торгах, что согласуется с определенными в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ основаниями.

В соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из вышеизложенного следует, что нарушение установленного ч. 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ срока является основанием для оставления жалобы заявителя без рассмотрения в случае, если жалоба на положения документации о закупке подана лицом, не являющимся участником закупки, что подтверждается позицией ФАС России  (Письмо ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»).

Таким образом, доводы представителей заказчика о том, что жалоба ООО «СпецАвтоматика» не подлежит рассмотрению, являются необоснованными и не находят своего подтверждения с учетом действующих норм права.

Согласно ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Транснефть – Центральная Сибирь», являясь субъектом естественных монополий, относится к организациям, осуществляющим закупки в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ.

АО «Транснефть – Центральная Сибирь» осуществляет закупочную деятельность на основании присоединения к Положению о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденному 05.04.2019 Советом директоров ПАО «Транснефть» в соответствии с Решением Органа управления АО «Транснефть – Центральная Сибирь» от 15.04.2019 № 2 (далее – Положение о закупке).

Таким образом, АО «Транснефть – Центральная Сибирь» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке.

16 апреля 2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1500-E05-К-Y03-00197-2019 «Техническое обслуживание и ремонт ограничителей, регистраторов, указателей (электрического оборудования), кабельных линий подъемных сооружений АО «Транснефть – Центральная Сибирь» в 2019 году» с начальной (максимальной) ценой договора: 9 266 842,14 руб. (Извещение № 31907775082), также указанные сведения размещены и на сайте электронной торговой площадки  Сбербанк-АСТ (http://www.sberbank-ast.ru).

Согласно протоколу № 1500-E05-К-Y03-00197-2019/Р заседания Конкурсной комиссии АО Транснефть - Центральная Сибирь» по лоту № 1500-E05-К-Y03-00197-2019  от 27.05.2019 на участие в конкурсе подано две заявки: участник 9999, заявка которого признана соответствующей установленным требованиям, и участник 6356, заявка которого признана несоответствующей требованиям ввиду отсутствия форм №№ 16, 18, 19. На основании п. 6.5.2 «Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» заявка участника 6356 отклонена, поскольку не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Таким образом, требования к содержанию и форме заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиком в документации и положении о закупке.

В форме 1 заявки на участие в закупке, включенной в инструкцию для участника закупки, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке, установлено, что, «изучив документацию о закупке, участник закупки обязуется выполнить обязанности  Подрядчика, исполнителя работ, услуг на объемах и на условиях, указанных в документации о закупке.

Также в приложении к форме 1, размещенной в инструкции для участника закупки, определен перечень прилагаемых к заявке документов, в том числе формы №№ 16, 18, 19.

В силу п. 10.3.2 инструкции для участника закупки представляемый комплект документов с заявкой на участие в закупке должен быть оформлен следующим образом: таблицы и формы в заявке на участие в закупке должны быть заполнены по всем графам, заполнение которых предусмотрено настоящей инструкцией, приложениями к ней и/или соответствующими формами. Причина отсутствия информации в отдельных графах, равно как отсутствие таблиц или форм должны быть объяснены.

Согласно п. 6.5.2 Положения о закупке конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

Таким образом, подавая заявку на участие в конкурсе, ООО «СпецАвтоматика» согласилось с установленными в закупочной документации требованиями, что подтверждается формой 1 заявки, следовательно, заявителю было известно об установленных в документации требованиях, в том числе требованиях к форме, содержанию и составу заявки.

Установленные в закупочной документации требования являются едиными для каждого участника закупки, направившего заявку и выразившего согласие с данными требованиями.

Соответственно, отклонение заявки ООО «СпецАвтоматика», не представившего в составе заявки формы №№ 16, 18, 19, т.е. не выполнившего условия, установленные в закупочной документации, является обоснованным. Вместе с тем, доказательств нарушения заказчиком порядка организации и проведения торгов заявителем не представлено.  

На основании изложенного, Комиссией Томского УФАС России нарушений заказчиком – АО «Транснефть – Центральная Сибирь»порядка организации и проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1500-E05-К-Y03-00197-2019 «Техническое обслуживание и ремонт ограничителей, регистраторов, указателей (электрического оборудования), кабельных линий подъемных сооружений АО «Транснефть – Центральная Сибирь» в 2019 году» не установлено. Таким образом, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Изучив материалы дела, заслушав представителей стороны заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. ст.  3, 3.2  Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СпецАвтоматика» (ИНН: 7024022905)  (вх. № 4003 от 31.05.2019) на действия заказчика – АО «Транснефть – Центральная Сибирь» (ИНН: 7017004366) о нарушении порядка проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1500-E05-К-Y03-00197-2019 «Техническое обслуживание и ремонт ограничителей, регистраторов, указателей (электрического оборудования), кабельных линий подъемных сооружений АО «Транснефть – Центральная Сибирь» в 2019 году» (Извещение № 31907775082) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

АО «Транснефть – Центральная Сибирь»
ИНН 7017004366, ОГРН 1027000867101
ООО «СпецАвтоматика»
ИНН 7024022905, ОГРН 1057000370294