Решение б/н жалоба обоснованна от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   
   

Заявителю:

ООО «Топливная компания открытие»

634041 Томск а/я 230

129515 Москва ул. Академика Королёва 13 стр. 1 пом. 27

gsmtko@mail.ru

Заказчику (Организатору):

МУП Степановского сельского поселения «Степановское»

636516 Томская обл. Верхнекетский р-н пос. Степановка пер. Аптечный д. 11 стр. 1

mup-stepanovskoe2016@yandex.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-155/2020

29 октября 2020 года г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя

- Ш., руководителя управления;

членов комиссии:

- П., начальника отдела контроля монополистической деятельности;

- У., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев посредством видео-конференц-связи дело № 070/07/3-155/2020, возбужденное по жалобе ООО «Топливная Компания Открытие» (вх. № 7314 от 21.10.2020 г.) на действия заказчика – Муниципальное унитарное предприятие Степановского сельского поселения «Степановское» ИНН 7004007610 ОГРН 1157028000326 при проведении закупки у единственного поставщика «Поставка дизельного топлива летнего экологического класса не ниже К5 850 тонн в хранилище для нужд МУП «Степановское» (извещение ЕИС № 32009577797), при участии представителя Заявителя – Б. по доверенности 23/10 от 26.10.2020 г., без участия представителя Заказчика, уведомлённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Топливная Компания Открытие» (далее – Заявитель, ООО «ТКО») подало в Томское УФАС России жалобу (вх. № 7314 от 21.10.2020 г.) на действия заказчика – Муниципальное унитарное предприятие Степановского сельского поселения «Степановское» ИНН 7004007610 ОГРН 1157028000326 (далее – Заказчик, МУП Степановского СП «Степановское») при проведении закупки у единственного поставщика «Поставка дизельного топлива летнего экологического класса не ниже К5 850 тонн в хранилище для нужд МУП «Степановское» (извещение ЕИС № 32009577797).

По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках Заказчика, проведя закупку у единственного поставщика в порядке Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", тогда как закупка должна была проводиться в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заявитель утверждает, что указанные нарушения необоснованно ограничивают конкуренцию, просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить допущенные нарушения.

В заседании Комиссии представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнительно пояснив, что рассматриваемая закупка должна проводиться в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с тем, что финансирование данной закупки предполагается из бюджета муниципального образования.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, предоставили письменный отзыв на жалобу, пояснив следующее: Заказчиком ранее была объявлена аналогичная закупка в порядке Закона № 44-ФЗ, однако на закупку поступила жалоба, предписанием по делу № 070/06/106-243/2020 от 06.10.2020 г. Томское УФАС России обязало Заказчика устранить допущенные нарушения, протоколом от 12.10.2020 г. аукцион был отменён. Перенос сроков аукциона грозил возникновением ЧС, так как заказчик осуществляет выработку тепловой и электрической энергии дизельными генераторами и энергоснабжение потребителей. В связи с этим было принято решение о проведении закупки у единственного поставщика в порядке Закона № 223-ФЗ, руководствуясь п. 2 Положения о закупках, в соответствии с которым заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика, в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполненияданного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения. Заказчик является исполнителем по ряду контрактов на поставку тепловой и электрической энергии, в связи с чем закупка у единственного поставщика в данном случае соответствует Положению о закупках.

Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, полагает установленным следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ и услуг.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением: закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичные положения содержит Закон № 223-ФЗ.

Согласно п. 2.5. Муниципального контракта № 01д от 14.10.2020 г., источник финансирования: субсидия, полученная от Степановского сельского поселения на возмещение недополученных доходов, возникших при применении тарифов на эл/эн вырабатываемой ДЭС для населения.

Таким образом, закупка должна проводиться исключительно в порядке Закона № 44-ФЗ.

За осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

По итогам закупки заказчиком заключён Муниципальный контракт № 01д от 14.10.2020 г. с ООО «Финторг».

Согласно п. 3.4. контракта срок поставки товара с момента заключения контракта до 30.12.2021 г.

Верховным Судом Российской Федерации выработана правовая позиция, согласно которой для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций) (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Комиссия Томского УФАС России отмечает, осуществление закупки у единственного поставщика с учётом сроков поставки товара не отвечает целям экономической эффективности закупочной деятельности заказчика.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия делает вывод о том, что Муниципальное унитарное предприятие Степановского сельского поселения «Степановское» ИНН 7004007610 ОГРН 1157028000326 осуществило рассматриваемую закупку у единственного поставщика «Поставка дизельного топлива летнего экологического класса не ниже К5 850 тонн в хранилище для нужд МУП «Степановское» (извещение ЕИС № 32009577797) с нарушением требований действующего законодательства.

На основании изложенного, жалоба заявителя подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, договор по итогам рассматриваемой закупки заключён, Комиссия Томского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания об устранении допущенных нарушений, так как принудительное расторжение заключённого договора не входит в полномочия антимонопольного органа.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Топливная Компания Открытие» на действия заказчика – Муниципальное унитарное предприятие Степановского сельского поселения «Степановское» ИНН 7004007610 ОГРН 1157028000326 при проведении закупки у единственного поставщика «Поставка дизельного топлива летнего экологического класса не ниже К5 850 тонн в хранилище для нужд МУП «Степановское» (извещение ЕИС № 32009577797) обоснованной.
  2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с заключением муниципального контракта № 01д от 14.10.2020 г.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения относительно возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии Ш.

Члены Комиссии: .П.

 

.У.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны