Письмо №ВА/5382/22 Решение по делу №070/07/3.2-847/2022 от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ(ред. от 14.07.2022)"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022)

 

Решение по делу №070/07/3.2-847/2022

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3.2-847/2022

 

21.11.2022 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством ВКС дело № 070/07/3.2-847/2022, возбужденное по жалобе ИП Анненковой В.С. (вх. 8673-ЭП/22 от 14.11.2022) (далее - Заявитель) на действия закупочной комиссии МАОУ СОШ № 46 г. Томска (далее – закупочная комиссия), МАОУ СОШ № 46 г. Томска (далее - Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение №32211743089), опубликованного в Единой информационной системе (http://www.zakupki.gov.ru),

при участии представителя Заказчика – Гришановой Ю.Ю. (доверенность №3 от 14.11.2022), без участия представителя Заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх.№8888-ЭП/22 от 21.11.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.11.2022 Заявитель направил в Томское УФАС России жалобу на действия Заказчика и закупочной комиссии Заказчика при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика, неправомерно отказавшей Заявителю в допуске к участию в аукционе; действиями Заказчика, установившего в документации о проведении аукциона требования к значению характеристик, влекущие за собой ограничение допуска к участию в аукционе и свидетельствующие о нарушении принципов, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ, Закон о закупках).

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме № 32211743089, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 06.10.2022.

Дата начала срока подачи заявок:

06.10.2022 00:00 (МСК+3)

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика):

24.10.2022 07:00 (МСК+3)

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

28.09.2022 Заказчиком размещено Положение о правилах закупки товаров, работ, услуг муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 46 г. Томска утверждённое наблюдательным советом МАОУ СОШ № 46 г. Томска (протокол № 3 от 24.12.2013 г.), версия 15 от 28.09.2022 (далее - Положение).

В силу части 10 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 73 Положения участник аукциона подает заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями частей 10-11 статьи 3.2, части 11 статьи 3.3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Пунктом 74 Положения установлено, что заявка на участие в аукционе состоит из двух частей.

В соответствии пунктом 75 Положения первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

1.1) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) в случае включения в документацию об аукционе проектной документации;

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе.

Пунктом 75.1 Положения установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе может содержать дополнительно эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор.

В соответствии с пунктом 76 Положения установлено, что участник аукциона несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии подпунктом 11.1 пункта 11 раздела IV Документации о проведении аукциона на поставку мебели (с выполнением монтажных работ) в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образования» (далее – Документация), закупочная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащие информацию, предусмотренную подпунктом 6.1.1. пункта 6 раздела III настоящей документации, на соответствие требованиям, установленным настоящей документацией в отношении закупаемых товаров.

В подпункте 11.3 пункта 11 раздела IV Документации указано, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, закупочная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу № 2525920-1 заседания единой закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства закупочная комиссия приняла решение о несоответствии заявки № 4 (ИП Анненкова В.С.) требованиям, установленным в документации о проведении аукциона в электронной форме по следующим основаниям:

«участник закупки № 4 указал недостоверные сведения о поставляемом товаре: в пункте 42 информации о предлагаемом товаре согласия участника указаны следующие габаритные размеры: габаритные размеры (ДхШхВ): 800х500х760 мм, габаритные размеры столешницы (ДхШ): 800х500 мм, габаритные размеры панели (ДхВ): 1117,9х499,9. Длина стола 800 мм, ширина стола 500 мм, длина панели 1117,9, что свидетельствует о недостоверности сведений о товаре, а именно: длина панели не может быть больше габаритного размера стола и столешницы».

Заявителя в жалобе указал, что считает данное решение закупочной комиссии Заказчика необоснованным по следующим основаниям.

Позиция №42 (стол приставной) технического задания (приложение к извещению) содержит следующее значение характеристики «Габаритные размеры панели (ДхВ)»:

 

Габаритные размеры панели (ДхВ)

менее 1118х500 мм

максимальное значение

 

В заявке на участие в аукционе ИП Анненковой В.С. по данной характеристике было предложено следующее значение:

 

Габаритные размеры панели (ДхВ)

1117,9х499,9 мм

максимальное значение

 

В связи с чем Заявитель считает, что указанные в протоколе № 2525920-1 основания отказа в допуске к участию в аукционе не обоснованы, поскольку в заявке были указаны показатели в рамках возможных параметров технического задания, указанных Заказчиком, а именно, габаритные размеры панели «не менее 1118х500 мм», что и было представлено участником.

Из письменных пояснений Заказчика, представленных к заседанию Комиссии, следует, что согласно указанным в пункте 42 Технического задания характеристикам стола приставного, а именно крепление панели передней: «панель крепиться между стенками боковыми с помощью винтов-конфирматов и шкантов», панель с габаритными размерами указанными в заявке участника №3 «Габаритные размеры панели (ДхВ): 1117,9х499,9 мм», не сможет поместиться между боковыми панелями так, чтобы габаритные размеры стола оставались (ДхШхВ): 800х500х760 мм.

К указанному доводу Заказчик представил схематичный рисунок, на котором отображено, что максимальное значение длины панели передней не может превышать 756 мм. Длина стола 800 мм, две боковые панели с толщиной ЛДСП 22 мм, то есть между двумя боковыми панелями максимальная длина может составлять 756 мм.

Следовательно, стол, предложенный участником не представляется возможным собрать с вышеуказанным порядком крепления передней панели.

Комиссия не может согласиться с выводами закупочной комиссии, поскольку описание поставляемого товара в заявке ИП Анненковой В.С. по каждому из показателей позиции №42 соответствовали значениям, установленным Заказчиком в документации.

Отклонение заявки Заявителя закупочной комиссией Заказчика является необоснованным, что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией Заказчика части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В составе технического задания заказчиком сознательно не включено максимальное значение длины панели передней (которое не может превышать 756 мм), при этом указанное значение было известно заказчику на момент составления закупочной документации, следовательно в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, указанные технические характеристики, функциональные характеристикам (потребительским свойствам) товара должны быть включены в закупочную документацию.

Из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии по делу №070/07/3-813/2022 можно сделать вывод о том, что значение данной характеристики было установлено таким образом, чтобы оградить от участия в закупке участников, машинально заполняющих сведения о поставляемом товаре, с целью недопущения ненадлежащего исполнения контракта в последующем.

По мнению Комиссии, отсутствие инструкции по заполнению заявки влечет ограничение доступа к участию в закупке, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в аукционе.

Кроме того, Заказчик не пояснил, каким образом несистемное (хаотичное) отражение в Документации значений показателей отвечает объективным потребностям Заказчика в закупаемых товарах.

Указанное свидетельствует о сознательном установлении Заказчиком в документации о проведении закупки «формализованных ловушек». Упомянутые ловушки призваны «сработать избирательно» и по формальным основаниям не допустить неугодного участника к участию в закупке.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что намеренное указание завышенных значений показателей закупаемого товара по определенным позициям технического задание вводит в заблуждение участников закупки, исходящих при формировании своей заявки из значений показателей, установленных Заказчиком в Документации.

Данный подход не отвечает правовому режиму, который установлен Законом о закупках, в то время как действия Заказчика в настоящем случае направлены на введение в заблуждение участников закупки и ограничение их количества.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией Томского УФАС ранее рассматривалась жалоба иного участника рассматриваемой закупки на аналогичные действия Заказчика и закупочной комиссии Заказчика (дело №070/07/3-813/2022).

Поскольку Комиссией Томского УФАС России по результатам рассмотрения дела №070/07/3-813/2022 уже было выдано предписание об устранении аналогичных нарушений в рамках закупки №32211743089, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 3, статьей 3.2, статьей 3.4 Закона №223-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Анненковой В.С. на действия закупочной комиссии МАОУ СОШ № 46 г. Томска, Заказчика при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка мебели в целях реализации Субсидии автономным учреждениям на оснащение зданий для размещения общеобразовательных организаций оборудованием, предусмотренной проектной документацией за счёт средств областного бюджета в рамках ПП «Функционирование и развитие общего образование» (извещение № 32211743089) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

4. Предписание не выдавать.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Связанные организации

ИП Анненкова В.С.
ИНН 701702698073, ОГРН 312547621900379
ООО «Торги44.ру»
ИНН 2225147253, ОГРН 1142225003360
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МАОУ СОШ №46 г. Томска
ИНН 7020014847, ОГРН 1027000909748