Решение (комиссия) №ИК/4552/24 Решение по делу № 070/07/3-651/2024 от 8 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 070/07/3-651/2024

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-651/2024

02.08.2024 г.Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

председателя:

С И.М.

 

- начальника отдела контроля органов власти и торгов;

членов комиссии:

Д В.А.

 

М Д.А.

 

 

- главного специалиста отдела контроля органов власти и торгов;

- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов,

рассмотрев дело № 070/07/3-651/2024, возбужденное по жалобе ООО «Гамма Акалитика» (вх.№ 5863-ЭП/24 от 16.07.2024) на действия ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава Россими (далее – Заказчик) при проведении закрытого электронного аукциона по поставке комплекса хроматографического газового (№32413734408),

при участии представителя Заявителя – Фоминых В.Н. (доверенность б/н от 17.04.2023), при участие представителя Заказчика – Кручевской В.С. (доверенность №159 от 14.12.2023), при участии представителей ООО «Хромос Инжиниринг» - Саванникова А.Н., Теселкиной Е.Е., Крайнюкова В.В., Борисовой К.С., Князевой Д.Д. (доверенность № 01/08 от 01.08.2024),

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступила жалоба на действия ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (далее — Заказчик) при проведении закрытого электронного аукциона в электронной форме «Поставка комплекса хроматографического газового» (№32413734408).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: установленное Заказчиком в п.1.13 описания объекта закупки условие документации возможности работать с имеющими базами данных архивом хроматограмм, наработанных в программном обеспечении «Хромос», с использованием ранее приобретенных хроматографических комплексов «Хромос ГХ-1000» (закупаемое оборудование должно работать с тем же самым программным обеспечением), что приводит к ограничению конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобы необоснованной.

Представители ООО «Хромос Инжиниринг» с доводами жалобы не согласны, просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Извещение о проведении закрытого электронного аукциона №32413734408, размещено на Официальном сайте АСТ «ГОЗ».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 209 068,00 руб.

Объект закупки – Поставка комплекса хроматографического газового.

На участие в закрытом электронном аукционе подана одна заявка на участие.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика осуществляется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России от 28.12.2018 (далее-Положение о закупках).

Согласно разделу 9 настоящего Положения о закупке (закрытая закупка) проводится в следующих случаях если:

- сведения о такой закупке составляют государственную тайну;

- в отношении закупки в соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 3.1 Закона №223-Ф3 принято решение координационным органом Правительства Российской Федерации;

- в отношении закупки в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЭ принято решение Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 9.2. Положения закрытая конкурентная закупка осуществляется следующими способами:

- закрытый конкурс;

- закрытый аукцион;

- закрытый запрос котировок;

- закрытый запрос предложений.

Закрытая конкурентная закупка может осуществляться указанными способами и в электронной форме, если Правительством Российской Федерации определены особенности документооборота при осуществлении таких закупок в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок для их осуществления и порядок аккредитации на них. В этом случае закрытая закупка проводится в порядке, предусмотренном настоящим Положением, регламентами и правилами проведения процедур, установленными оператором электронной площадки и соглашением, заключенным между ним и Заказчиком.

Согласно пункту 9.3. Положения порядок проведения закрытой конкурентной закупки регулируется положениями статей 3.2 и 3.5 Закона № 223-Ф3 и настоящим Положением.

Согласно пункту 2 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме).

Согласно пункту 3 статьи 3.5 Закона №223-ФЗ информация о закрытой конкурентной закупке, за исключением закупки, проводимой в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 настоящего Федерального закона, не подлежит размещению в единой информационной системе. При этом в сроки, установленные для размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закрытой конкурентной закупки. Иная информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Участник закрытой конкурентной закупки представляет заявку на участие в закрытой конкурентной закупке в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание до вскрытия конверта.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях указанного Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из буквального толкования положений Закона следует, что Заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

Законодательство Российской Федерации о закупках не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. При этом указанные действия не должны повлечь ограничение конкуренции. Таким образом, определяющим фактором при установлении соответствующих требований к предмету закупки являются потребности заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие условия оказания услуг, которые будут иметь существенное значение для последующего ведения деятельности.

В соответствии с определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 N 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 - Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В пункте 1.13 в описании предмета закупки установлено условие о возможности поставляемого товара работать с имеющими базами данных архивом хроматограмм, наработанных в программном обеспечении «Хромос».

Комиссией Томского УФАС России установлено, что Заказчиком проводится закупка на приобретение комплекса хроматографического газового для обеспечения деятельности лаборатории химико-фармацевтических исследований.

ФГБОУ ВО СибГМУ с 2021 года является участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», действующей в рамках реализации федерального проекта «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии». Программа развития ФГБОУ ВО СибГМУ на 2021-2030 годы предполагает реализацию 4 крупных стратегических проектов, которые направлены на достижение национальных целей в области здравоохранения. Для реализации задач стратегического проекта создана научно-образовательная лаборатория химико-фармацевтических испытаний. Исследования, которые проводятся на базе лаборатории, направлены на поиск и разработку новых молекул – лекарственных кандидатов на подготовку проектов к трансферу на пилотную производственную площадку.

В ходе заседания Комиссии установлено, что у лаборатории химико-фармацевтических исследований ФГБОУ ВО СибГМУ в работе уже имеется один хроматограф на программном обеспечении «Хромос».

Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии Томского УФАС пояснил, что при формировании описания объекта закупки Заказчик в первую очередь руководствовался имеющейся у него конкретной и объективной потребностью, которой является приобретение газового хроматографа для лаборатории химико-фармацевтических исследований, работающего с программным обеспечением «Хромос». На программном обеспечении «Хромос» содержится наработанный лабораторией архив хромотограмм. Нужда Заказчика при осуществлении данной закупки состоит в том, что бы имеющиеся и будущие хромотографы были сопоставимы между собой для передачи данных, что позволит улучшить качество выполняемых исследований.

Кроме того, Заказчик в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223 руководствовался принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Из доводов Заказчика следует, что газовый хромотограф, не работающий с программным обеспечением «Хромос», не соответствует потребностям Заказчика, его приобретение будет нецелесообразным, экономически неэффективным расходованием целевых бюджетных средств. Закупка газового хромотографа, не совместимого с программным обеспечением «Хромос», для оснащения лаборатории химико-фармацетических исследований Заказчиком проводится не будет. Заказчик действовал с учетом конкретных и объективных обстоятельств, обоснованных потребностей, соблюдая экономическую выгоду целевых денежных средств и не имел намерения ограничить конкуренцию или предоставить преимущества каким-либо участникам закупки.

В дополнительных пояснениях представленных в ходе заседания Комиссии, Заказчик представил письмо (исх.№1525.07 от 22.07.2024) ООО «Хромос Инжиниринг», в котором указано, что программное обеспечение «Хромос» позволяет проводить обработку результатов анализа с Газового Хроматографа, выпущенного любым производителем при наличии аналогового выхода у данного хроматографа и блока управления АПМ2.

В соответствии с письмом (исх.№1525.07 от 22.07.2024) ООО «Хромос Инжиниринг» представитель Заказчик представил список хроматографов, с наличием аналогового выхода и блока управления АПМ2, что беспрепятственно позволяет установить программное обеспечение «Хромос». В частности, аналоговые выходы имеют и в связи с этим через АПМ2 совместимы с программным обеспечением «Хромос» следующие газовые хроматографы:

1. Газовый хроматограф (ГХ) TRACE 1310 (Thermo);

2. Газовый хроматограф Nexis GC-2030 (Shimadzu, Япония);

3. Газовый хроматограф GC-2014 (Shimadzu, Япония);

4. Хроматограф газовый GC 8890 (Agilent, США);

5. Газохромтаографический комплекс PANNA (Китай).

При этом доводы Заявителя о том, что требованиям пункта 1.13 описания объекта закупки соответствует хроматограф только одного конкретного производителя не подтверждены документально. Заявителем не представлено доказательств того, что при наличии аналогового выхода и блока управления АПМ2 хроматограф не будет совместим с программным обеспечением «Хромос».

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

На заседании Комиссии Томского УФАС России Заявителем не представлено доказательств включения в описание объектов избыточных требований, которые ограничивают конкуренцию.

Тот факт, что предполагаемый к поставке ООО «Гамма Аналитика» газовый хроматограф Хроматэк Кристалл 5000 не соответствует требованиям извещения и не может быть поставлен Заказчика в рамках оспариваемой закупки, не может являться основанием для признания доводов жалобы Заявителя обоснованными, а действия Заказчика нарушающие Закон о закупках.

Таким образом, Комиссией Томского УФАС России не установлено нарушений в действиях Заказчика. Жалоба признана необоснованной.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Гамма Аналитика» (вх.№5863-ЭП/24 от 16.07.2024) на действия Заказчика – ФГБОУ ВО СибГМУ при проведении закрытого аукциона в электронной форме «Поставка комплекса хроматографического газового» (извещение № 32413734408) необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2024-5784

 

 

Связанные организации

ООО "Хромос Инжиниринг"
ИНН 5249111131, ОГРН 1105249006235
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России
ИНН 7018013613, ОГРН 1027000885251
ООО «АСТ ГОЗ»
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
ООО "Гамма Аналитика"
ИНН 1200008344, ОГРН 1221200004288