Решение (комиссия) №АА/3227/23 Решение 070/07/3-486/2023 от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение 070/07/3-486/2023

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 070/07/3-486/2023

 

26.05.2022 г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев дело № 070/07/3-486/2023, возбужденное по жалобе ИП Коваленко К.Ф. (вх. 4148-ЭП/23 от 22.05.2023), перенаправленной ФАС России (вх. № 74201-ЭП/23 от 17.05.2023 ) на действия (бездействие) Заказчика – ОГАУ «ДСО «Забота» при проведении закупки на право заключения договора на поставку москитных сеток для нужд ОГАУ «ДСО «Забота» c начальной (максимальной) ценой договора 125 200,00 рублей (извещение № 6076416, размещенной на сайте https://region70.rts-tender.ru),

при участии посредством ВКС представителя Заявителя – Коваленко С.М. (доверенность №б/н от 25.05.2023), без участия представителя Заказчика, заявившего ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствия,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ИП Коваленко К.Ф. направлена в Томское УФАС России жалоба на действия Заказчика – ОГАУ «ДСО «Забота» при проведении закупки на право заключения договора на поставку москитных сеток для нужд ОГАУ «ДСО «Забота» c начальной (максимальной) ценой договора 125 200,00 рублей (извещение № 6076416).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: Заказчик необоснованно отказался от заключения договора в одностороннем порядке, данные действия Заказчика приводят к нарушению Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон 223 - ФЗ).

Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, считает установленным следующее.

Закупка № 6076416, размещено на сайте https://region70.rts-tender.ru.

На момент рассмотрения жалобы закупка отмена Заказчиком.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика осуществляется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения «Дом социального обслуживания «Забота», версия 30 от 28.02.2023 (далее- Положением о закупке).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках утверждено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно пункта 6 Положения о закупке неконкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

2) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме. Заказчик вправе осуществлять неконкурентные закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства в порядке, предусмотренном пунктом 201 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352 (далее – Положение об особенностях участия СМСП в закупках).

Пунктом 188 Положения о закупке, Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме осуществляется путем размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора и сведений, в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке.

В проекте договора указывается наименование товара, товарный знак (при наличии), наименование работ (услуг), характеристики товара, работ (услуг), количество товара, объем работ (услуг), единица измерения. В случае расхождения сведений, сформированных заказчиком на электронной площадке со сведениями, содержащимися в проекте договора, юридически значимыми и достоверными признаются сведения, сформированные на электронной площадке. Осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме путем формирования заказа из предложений поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не допускается.

В соответствие с пунктом 190 Положения о закупке внесения изменений в закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме заказчиком осуществляется путем отмены размещенной закупки и повторного размещения такой закупки.

Согласно пункта 190-6 Положения о закупке, договор заключается с участником закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме, предложение о цене договора либо о цене единицы товара, работы, услуги, которого содержит наиболее низкую цену договора либо цену единицы товара, работы, услуги. При предложении наиболее низкой цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги несколькими участниками такой закупки договор заключается с участником, предложение о цене которого, поступило ранее других предложений. При предложении наиболее низкой цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги одновременно несколькими участниками такой закупки договор заключается с любым из таких участников закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме.

Пунктом 191 Положения о закупке установлено, что договор составляется заказчиком путем включения в проект договора цены договора и цены единицы товара, работы, услуги, предложенной участником закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме с которым заключается договор.

Согласно результатам рассмотрения предложений участников закупки от 15.05.2023 ИП Коваленко К.Ф. была предложена наименьшая цена в размере 88 000 руб., заявка Заявителя признана лучшим предложением и советующей требованием закупки.

15.05.2023 Заказчиком в адрес ИП Коваленко К.Ф. был направлен проект Договора для подписания.

18.05.2023 пришло уведомление об отказе от подписания Договора Заказчиком.

Представитель ИП Коваленко К.Ф. на заседании Комиссии Томского УФАС России сообщил, что после направления проекта Договора Заказчиком, у победителя закупки возникли вопросы. 16.05.2023 ИП Коваленко К.Ф. связалась с представителями Заказчика для уточнения некоторых аспектов Договора. В процессе переговоров Заказчик заявил, что нужно выполнить ряд работ, не предусмотренных Договором, а именно выезд для уточнение размеров москитных сеток. Нами было предложено оплатить данные работы отдельным договором, либо произвести данные работы самостоятельно. Заказчик отказался от данного предложения. В процессе подписания Договора ИП Коваленко К.Ф. был создан протокол разногласий и направлен Заказчику, с просьбой произвести работы самостоятельно, и внести корректные данные в проект Договора.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что при подготовке документов для закупки Заказчиком предварительно были проведены замеры проемов окон для установки москитных сеток. Однако, Заказчик не является специалистом в данной области и предполагал, что пунктом 2.1 проекта Контракта «все непредвиденные расходы, которые могут возникнуть в период Договора в связи с его исполнением» предусматривает под собой в том числе выезд Поставщика на место и уточнения заявленных размеров. В связи с тем, что Поставщик отказался от выезда для осуществления замеров, и Заказчик отказался оплачивать отдельно указанные работы, Заказчик принял решение об отмене закупки, согласно пункта 190 Положения о закупке.

Исходя из фактических обстоятельств заказчик предполагает заключить договор поставки с элементами договора подряда, поскольку предполагается выполнение ряда работ.

Комиссия Томского УФАС России отмечает, что выполнение дополнительных работ, не предусмотренных проектом Договора, влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Более того участник закупки не имеет возможности адекватно оценить требуемый объем работ и сформировать соответствующее ценовое предложение. Установление в договоре формулировок позволяющих неоднозначно толковать условия договора, которые к тому же предполагают смешанный тип договора (поставка-подряд) исходя из потребности заказчика, свидетельствует о том, что в договоре не указаны его существенные условия, в частности виды работ которые необходимо выполнить. Данные действия могут повлечь негативные последствия для участников и привести к различного рода злоупотреблениям, что является недопустимым в силу п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках. Следовательно, выполнение тех работы, которые не включены в проект Договора, существенно повлияют на конечную стоимость Договора, а также на его дальнейшее исполнение.

Таким образом, довод жалобы обоснован, в действия Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком самостоятельно устранено выявленное нарушение Закона о закупках путем отмены закупки, принято решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2 Закона №223-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Коваленко К.Ф. (вх. 4148-ЭП/23 от 22.05.2023), перенаправленную ФАС России (вх. от 17.05.2023 № 74201-ЭП/23) на действия (бездействие) Заказчика – ОГАУ «ДСО «Забота» при проведении закупки на право заключения договора на поставку москитных сеток для нужд ОГАУ «ДСО «Забота» c начальной (максимальной) ценой договора 125 200,00 рублей (извещение № 6076416) обоснованной.

2. В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Предписание не выдавать.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4096

 

 

Связанные организации

Областное государственное автономное учреждение «Дом социального обслуживания «Забота»
ИНН 7016001620, ОГРН 1027003156487
РТС-тендер
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Коваленко К.Ф.
ИНН 701733880090, ОГРН